Мавзолей царя мавсола в галикарнасе. Мавзолей в Галикарнасе

Крым 09.03.2024
Крым

"Видел много замечательных могил... Та, что в Галикарнасе, сделана в честь галикарнасского царя Мавсола. По размерам она так велика и так художественно украшена, что даже римляне, если хотят выразить свое удивление каким-либо знаменитым памятником, говорят: "Настоящий мавзолей!".

Павсаний

Галикарнас - город в юго-западной масти Малой Азии, основанный греческими моряками. Самым знаменитым памятником города является мавзолей.

Гробница Мавсола

Мавзолей в Галикарнасе входит в число семи чудес света. Это надгробный памятник карийского правителя Мавсола, сооруженный в середине IV века до н. э. в Галикарнасе. Создавая гробницу, Мавсол хотел обессмертить свое имя. Гробница представляла собой нечто среднее между древнеегипетскими пирамидами, греческими гробницами и персидскими усыпальницами. Мавсол умер прежде, чем строительство усыпальницы было завершено.

История создания

В 377 году до н. э. скончался карийский правитель Ге-катомнос, и на трон взошел его старший сын Мавсол. Во время его правления город стал активно обновляться. В центре города раскинулась рыночная площадь - агора. Над ней был воздвигнут храм бога войны Аре-са. Между агорой и храмом Мавсол решил построить гробницу. Он очень любил греческое искусство и устроил конкурс для греческих художников, чтобы выявить лучших и поручить им строительство усыпальницы.

ФАКТЫ

Когда в 1523 году вооруженные отряды турецкого султана Сулеймана захватили Галикарнас, на месте гробницы возвели дома новых правителей. Столетия спустя британские археологи выкупили ряд домов для проведения раскопок. Несколько фрагментов храма было обнаружено: статуи, в том числе изображавшие царя и царицу, части барельефов и прочих декоративных элементов.

Артемизия и Мавсол

Строители гробницы

Огромное количество замечательных художников представили свои работы на конкурсе, объявленном Мавсолом. Победителями стали зодчие Сатир и Пифей. После смерти Мавсола в 353 году до н. э. строительство гробницы продолжила его жена Артемизия.

Она приказала увековечить себя: по ее распоряжению, квадригой усыпальницы управлял не возница, а царская чета: Мавсол и Артемизия. Через два года после смерти мужа умерла и сама царица, к этому времени гробница так и не была завершена. Руководить строительством было некому. Тогда скульпторы, архитекторы и другие мастера решили завершить великий памятник архитектуры самостоятельно.

Фрагмент фриза Часть колонны

  1. Мраморная квадрига
  2. Мавсол и Артемизия вместо возниц
  3. Крыша - ступенчатая пирамида из 24 ступеней
  4. Скульптуры львов у основания крыши
  5. 36 ионических колонн, каждая высотой 11 м
  6. Статуи местных правителей между колонн, некоторые из которых выполнены в натуральную величину
  7. Фриз, украшенный скульптурным рельефом

Мавзолей

Вначале был сооружен фундамент размером 33x39 м. На нем возвышался куб, его длина составляла 27 м, а ширина 33 м. Над кубом была выстроена гробница в виде храма. На вершине крыши, которая представляла собой ступенчатую пирамиду, красовалась мраморная квадрига. Общая высота Мавзолея до верхушки квадриги равнялась 42 м. Подобное сооружение было необычным для того времени. До этого в греческой архитектуре господствовали горизонтальные линии, Мавзолей же был устремлен вверх. Скульптурное оформление Мавзолея (рельефы, мраморные статуи между колоннами) были выполнены прекрасными греческими мастерами. С восточной стороны гробницы рельефы создал Скопас, с западной - Леохарес, с северной - Бриаксис, с южной - Тимофей. Галикарнасский мавзолей пережил осаду Александра Македонского в 334 году до н. э. За 1500 лет Мавзолей подвергался разным ударам судьбы. В XII веке он рухнул в результате сильного землетрясения. Три столетия спустя во время набегов турок крестоносцы разобрали руины по камням, чтобы соорудить укрепления. Сохранившиеся фрагменты Мавзолея находятся в Британском музее в Лондоне.

СЛОВАРЬ

  • Кария - историческая область на юго-западном побережье Малой Азии, которую населяли карийцы.
  • Квадрига - упряжка из четырех лошадей.
  • Фриз - декоративная полоса, часто с рельефным или живописным изображением.
  • Ионическая колонна - высокая, стройная колонна, верхняя часть которой украшена двумя завитками.

Мавзолей в Галикарнасе - надгробный памятник правителя Карии — Мавсола, был построен в середине IV столетия до н. э. по приказанию его жены Артемисии III в Галикарнасе, современном Бодруме (Турция), одно из античных чудес света. Мавзолей простоял 19 столетий. А в XIII столетии он рухнул в следствии сильного землетрясения.

Кария - древнее государство на юго-востоке современной Анатолии (Турция). 546 год — до н. э. — Кария была завоевана персами, а через 150 лет они допустили до управления этой сатрапией местную знать. Первым правителем Карии стал Гекатомн, сын Гиссалдома. Он был страстный поклонник всего греческого, и при нем в Карию, прежде всего в искусство, начали проникать эллинские традиции. Карийские правители были очень богатыми и приглашали самых лучших греческих архитекторов и скульпторов для украшения своей столицы Галикарнаса.

У Гекатомна было 5 детей - сыновья Мавсол, Идрей и Пиксодар и дочери - Артемисия и Ада. Дочерей по карийской традиции выдали замуж за своих братьев. В древнем мире такое кровосмешение бывало в обычае: считали, что оно способствует укреплению династии. Хотя в случае Мавсола и Артемисии это не оправдалось - детей у них не было.


А вот государство при Мавсоле (377–352 г. до н. э.) процветало. Мавсол был талантливый дипломат и военачальник, умевший прекрасно использовать наемный флот и армию. Он практически смог добиться независимости Галикарнаса от персов и захватил всю юго-восточную часть Малой Азии. Кроме этого, Мавсол был жестокий правитель и умел выжимать все соки из подвластных ему народов. В своих владениях он вводил налог за налогом, извлекая доход буквально из всего, даже с погребений или волос. Богатства его были огромными. Свою столицу он украсил зданиями, равными которым почти не было в мире.

После того как Мавсолумер, трон заняла его жена Артемисия II. Она царствовала до 348 г. до н. э. и, хотя немало скорбела об умершем муже, не забывала и о своих обязанностях правительницы. Римский архитектор Витрувий писал о том, как Артемисия возглавила разгром флота родосцев, которые возжелали захватить Карию после смерти Мавсола. Артемисия приказала своему флоту спрятаться в гавани, а жителям Галикарнаса занять крепостные стены. Обещанием сдать город правительница смогла заманить родосцев в ловушку, а сама неожиданно вышла из гавани со своим флотом и напала на них. Родосцам некуда было бежать, они были окружены и перебиты прямо на площади Галикарнаса.

Родосские корабли Артемисия использовала для того что бы напасть на Родос, пересадив на них своих воинов. Жители острова увидали свои корабли, увенчанные лавровыми венками, и решили, что они возвращаются с победой. Суда вошли в гавань, и Артемисия захватила остров, отдав приказ казнить его правителей, а в честь своей победы повелела соорудить в Родосе памятник с двумя бронзовыми скульптурами. Скульптуры изображали, как Артемисия выжигает знак рабства на теле Родоса. Говорят, что родосцы, из религиозных соображений не разрушившие памятник, впоследствии обнесли это место стеной и приставили стражу, чтобы никто его не мог увидеть.

Однако не военными победами Галикарнас вошел в историю. Мавзолей стал свидетельством любви Мавсола и Артемисии. Римские историки Плиний и Гелий написали, что, когда Мавсол умер, Артемисия захотела сама стать живым памятником любимому. Она повелела сжечь его тело, превратить его кости в прах, смешать его с благовониями и, добавив воды, выпила. Но Артемисия этим не ограничилась: она построила для увековечения памяти мужа знаменитую гробницу, которую стали считать одним из чудес света, - Мавзолей в Галикарнасе.

Галикарнасский мавзолей удивлял в первую очередь своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в нем соединялись все три знаменитых стиля - дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из проконнесского мрамора. (В действительности он был только облицован мрамором, а его основу составлял массивный фундамент из необожженного кирпича.) Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления.

Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами 18,9×42,3×11,1 метра. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-х ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы помещались скульптуры. Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь в прошлом столетии при раскопках, подтверждают сообщения древних писателей о том, что эти скульптуры создавали великие мастера. Вершина пирамиды была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа - Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляет 46 метров.

Проект гробницы разработали архитекторы Пифей и Сатир. Со слов Витрувия, художники соревновались между собой, чтобы им было позволено украсить Мавзолей.

Каждому досталось по одной стороне здания. Это были Леохар, Бриаксис, Скопас и Пракситель и, возможно, Тимофей.

Скопасу, который славился тем, что мог передавать тончайшие оттенки душевного состояния человека, досталась восточная часть Галикарнасского Мавзолея. Он изобразил на ней битву греков с амазонками. Значительная часть оформленного Скопасом восточного фриза сохранилась.

Развалины мавзолея в Галикарнасе

По античным описаниям, сюжетами для оформления других сторон Мавзолея в Галикарнасе стали героические подвиги Тесея, состязания Пелопа и битва кентавров с лапифами. Трехметровую скульптурную группу Мавсола с Артемисией на вершине храмовой пирамиды создал, согласно античным историкам, сам архитектор Мавзолея - Пифий, а по мнению современных исследователей - Бриаксис.

На втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения. Вокруг гробницы были расположены статуи львов и скачущих всадников. Мавзолей задумывался не просто как усыпальница, но как храм, в котором Мавсолу должны были оказывать «божественные» почести.

Место для Мавзолея было отведено на одной из самых широких улиц Галикарнаса, подымавшейся над рыночной площадью. Начиналась она в котловине у самого моря, шла вдоль гавани и связывала восточные и западные ворота города. По замыслу архитекторов, гробница царя Мавсола, как наиболее богатое и знаменитое сооружение Галикарнаса, должна была находиться в центре города и являться основным его украшением.

Артемисия умерла еще до того, как скульптурные украшения Мавзолея были закончены. Правда, некоторые из ученых полагают, что Мавзолей начали строить еще при жизни Мавсола, и Артемисия только завершила его. Ведь строительство такого величественного сооружения должно было занять несколько лет, а Артемисия умерла спустя 2 года после Мавсола. Кроме этого, ей пришлось воевать. Вряд ли у нее были время и средства затевать грандиозное строительство в такое сложное время. Но так это или нет, доподлинно не известно.

Копии и подражания Мавзолею в Галикарнасе строились по всему античному миру, но они были в меньшей степени удачными. Гигантская усыпальница стала до такой степени знаменитой, что римляне начали называть мавзолеями все крупные сооружения такого рода. Мавзолей простоял 19 столетий. Даже землетрясение XIII века только незначительно повредило гробницу царя. О том, как Мавзолей в Галикарнасе погиб, известно из хроники историка позднего средневековья, где сказано о последних днях ордена иоаннитов на острове Родос.

1522 год — когда султан Сулейман готовился напасть на родосцев, великий магистр ордена послал рыцарей, чтобы привести в порядок укрепления и воспрепятствовать высадке неприятеля. Прибыв в Мезину, как тогда именовался Галикарнас, рыцари принялись за укрепление крепости Святого Петра. Для этого они использовали мраморные плиты и глыбы, из которых состояла древняя, полуразрушенная постройка вблизи гавани.

Статуи Мавсола и Артемисии

Снимая плиту за плитой, они добрались до прекрасного четырехугольного зала, украшенного мраморными колоннами, карнизами и разными орнаментами. Промежутки между колоннами были заполнены мраморными украшениями, по стенам и на потолке виднелись рельефы, изображавшие разные сцены и даже целые сражения.

Налюбовавшись всей этой красотой, рыцари, тем не менее, использовали этот материал так же, как и наружный. После они обнаружили еще один зал, поменьше. В нем находился четырехугольный мраморный надгробный памятник и урна. Этот памятник был так искусно сделан, что казался живым. Завороженные рыцари не успели к нему приблизиться, так как в это время ударил призывный колокол. Вернувшись на другой день, они увидали, что памятник исчез, погребальная урна была открыта и только на земле были разбросаны кусочки золота и парчи.

Первым исследователем Мавзолея стал английский вице-консул в Турции сэр Чарльз Томас Ньютон. Он был археологом-любителем и занимался раскопками в свободное от дипломатической деятельности время. До него дошли слухи о том, как красивы и необычны были мраморные плиты стен турецкой крепости Будрун, где когда-то находилась построенная рыцарями-иоаннитами крепость Святого Петра.

Ньютон прибыл в Будрун и стал искать то место, откуда рыцари брали строительный материал. Оно должно было находиться неподалеку от крепости, иначе бы иоаннитам не было смысла брать оттуда мраморные плиты. Так Ньютон отыскал обломки Мавзолея, а под слоем земли и мусора - бесценные мраморные плиты с барельефами работы Скопаса.

Когда раскопки подходили к концу, обнаружили самое главное - расколотые на много частей двухметровые статуи Мавсола и Артемисии, стоявшие прежде в колеснице, и мраморную лошадиную голову, длиной около метра, с позолоченной уздечкой и подвесками.

Голова была целой, но сама форма ее была деформирована - она была неестественно вытянутой. Если учесть, что древние греки были непревзойденными мастерами в достоверном изображении натуры, то странная форма лошадиной головы была попросту загадкой. Разглядывая ее, Ньютон догадался, чем объяснялась несоразмерность: лошади, запряженные в колесницу карийских правителей, стояли на 60-ти метровой высоте. На них смотрели издали и снизу, а для того чтобы глаз воспринимал статуи без искажений, их необходимо было исказить преднамеренно. Скульптор рассчитал зрительное искажение и компенсировал его. Все эти детали Мавзолея сейчас хранятся в Галикарнасском зале Британского музея в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле.

А не так давно, летом 2010 г. в Турции была обнаружена могила отца Мавсола, правителя Карии Гекатомна. На его саркофаге сохранились изображения и самого царя, и его старшего сына Мавсола, и дочери Артемисии, чьей любви мир обязан одним из чудес света.

Рассказов о создании мавзолея в Галикарнасе имеется два, один из них является легендой, другой – изложением известных науке фактов.

Согласно красивому преданию, в 4 веке до н.э. Кирией правил чрезвычайно богатый царь Мавсол. У него была жена по имени Артемиссия, и они пылко любили друг друга, что между людьми такого положения явление довольно редкое. Естественно, любовь длилась до смерти царственных супругов. Первым умер царь, от чего Артемиссия очень страдала. Она велела сжечь останки мужа, пепел смешала с благовониями, половину разбавила водой и выпила. После этого вдова взялась за строительство мавзолея, достроив который, царица умерла. Ее тело сожгли, пепел измельчили и возложили его в усыпальнице рядом с урной Мавсола.

Такова легенда, факты же несколько по-другому обрисовывают ситуацию. Мавсол, тиран и деспот, как никто другой умел выжимать из подданных последние соки, на чем нажил огромное состояние. Народ Кирии исправно платил налоги за каждый чих, а если кто-то забывал это сделать, то следовала быстрая и неотвратимая расправа.

Женился Мавсол на родной сестре, благо между ними давно имелась взаимная симпатия. Такие кровосмешения в тогдашнем мире случались нередко и не считались чем-то необычным. Сестра была, по-видимому, единственной во всей Кирии, кто искренне и безвозмездно любил Мавсола, к которому, по причине его деспотизма, чрезвычайно трудно было испытывать теплые чувства.

Честолюбие, самолюбие, гордыня Мавсола и наличие огромного количества золота в казне имели следствием создание нереально монументального здания, посвященного ему и его жене. Проектирование и строительство был поручено грекам. По всей видимости, завершить начатое ему не удалось и строительство продолжала царица, которая пережила мужа всего на два года. Когда она умерла, Мавзолей уже был закончен и останки царицы после кремации поместили на отведенное ей место по соседству с Мавсолом.

Сам Мавзолей отличался красотой пропорций и отделки. Он использовался не только для хранения останков царской четы но и для некоторых ритуальных целей. Внешний вид, как ни странно, никто из летописцев не описал и сегодняшним исследователям не остается ничего другого, как придумывать очертания мавзолея самим. Известно только, что он был высотой около шестидесяти метров и выгодно смотрелся на фоне других культовых сооружений города.

Мавзолей простоял почти две тысячи лет, немного пострадал от землетрясения в XIII веке, а окончательно его уничтожили в 1522 году воины католического ордена иоаннитов. Рыцари разобрали Мавзолей и добытыми камнями укрепили местный замок. Именно они и добрались до гробницы Мавсола и Артемиссии, которая на то время еще не была разграблена. По некоторым источникам, рыцари, найдя гробницу, отложили дальнейшие работы на следующий день, но за ночь неизвестные украли все, что можно было вынести.

В 1846 году Чарльз Томас Ньютон нашел отделочные плиты Мавзолея в остатках крепостной стены в теперешнем Будруне (тогдашнем Галикарнасе), Турция. После дополнительных исследований археологи нашли место, где когда-то возвышался Мавзолей и некоторые его части.

Известно, что власти Турции разрабатывают проект восстановления этого чуда света.

РЕКОНСТРУКЦИИ МАВЗОЛЕЯ В ГАЛИКАРНАСЕ

СОХРАНИВШИЕСЯ ДЕТАЛИ МАВЗОЛЕЯ

Адрес: Тургут Рейс Кад (угол Хамама Сока)
Открыт с апреля по октябрь: с 8:00 до 19:00 вторник-воскресенье
Ноябрь-март: с 8 до 17 часов вторник-воскресенье

Колоссальный Мавзолей в Галикарнасе был одним из семи чудес Древнего Мира. Названный в честь царя Мавсола, правителя Карии, и предназначенный как его гробница. Мавсол был сатропом то есть по сути наместником под властью персов. Работа над этим зданием началась в 355 году до нашей эры и была завершена его вдовой, Артемисией III, единственной женщиной, управлявшей Карией. Мавзолей царя Мавсола достиг высоту 41 м (134 фута), с подиумом, колоннадой из 36 колонн и пирамидой, великолепно покрытой конной фигурой колесницы. Гробница стояла около 1500 лет, но была разрушена в 1402 году, когда рыцари ордена Святого Иоанна использовали многие из его камней для строительства замка Святого Петра. Когда вы входите, не пропустите оригинальные модели реконструкции слева.

История Мавзолея царя Мавсола в Галикарнасе

В 4 веке до н.э. Галикарнас был столицей небольшого регионального царства в империи Ахеменидов на западном побережье Малой Азии. В 377 г. до н.э. номинальный правитель области, Гекатомн Милас, умер и оставил контроль над королевством своему сыну Мавсолу или Мавсолусу. Гекатомнус, местный сатрап под властью персов, взял под контроль несколько соседних городов и районов. После Артемисии и Мавсола у него было несколько других дочерей и сыновей: Ада (приемная мать Александра Македонского), Идриеус и Пикадор. Мавсол расширил свою территорию до юго-западного побережья Анатолии. Артемисия и Мавсол правили от Галикарнаса над окружающей территорией в течение 24 лет. Мавсол, хотя и произошел от местных жителей, говорил по-гречески и восхищался греческим образом жизни и правительством. Он основал многие города по греческой городской планировке вдоль побережья и поощрял греческие демократические традиции.

Мавсол решил построить новую столицу, безопасную от вторжения врагов и великолепная по своему виду. Для этого он выбрал город Галикарнас. Артемисия и Мавсол потратили огромное количество налоговых денег, чтобы украсить город. Они заказали статуи, храмы и здания блестящего мрамора. В 353 году до н.э. Мавсол умер, оставив Артемисию править в одиночку. Как персидский сатрап, и как представитель могучей царской династии Гекатомнидов, Мавсол планировал для себя сложную гробницу. Когда он умер, проект был продолжен его братьями и сестрами. Могила стала настолько знаменитой, что имя Мавсола теперь является эпонимом для всех величественных гробниц.

Артемисия жила всего два года после смерти ее мужа. Урны с пеплом были помещены в еще незавершенную гробницу. В качестве ритуала жертвоприношения тела с большим количеством мертвых животных были помещены на лестницу, ведущую к гробнице, а затем лестницы были заполнены камнями и щебнем, закрывая доступ. По словам историка Плиния Старшего, мастера решили остаться и закончить работу после смерти своего покровителя «считая, что это был памятник его собственной славы и искусства скульптора». Плиний Старший так описал Мавзолей в Галикарнасе.

С юга и севера протяжение его - по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны - уже, общее протяжение - 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера - Бриаксид, с юга - Тимофеос, с запада - Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов

Вероятно, Мавсол начал планировать гробницу до своей смерти, как часть строительных работ в Галикарнасе. Артемисия лишь продолжила строительный проект. Артемисия не жалела средств для строительства гробницы. Она послала гонцов в Грецию, чтобы найти самых талантливых художников того времени. Это были Скопас, человек, который руководил восстановлением Храма Артемиды в Эфесе . Известные скульпторы были (в работах Витрувия и Плиния): Леохар, Бриасид, Скопас и Тимофеос или Тимофей, а также сотни других мастеров.

Мавзолей в Галикарнасе была возведена на холме с видом на город. Все здание располагалось в закрытом дворе. В центре двора была каменная платформа, на которой стояла гробница. Лестница, окруженная каменными львами, вела к верхней части платформы. Здесь вокруг внешних стен стояли статуи греческих богов и богинь. На каждом углу платформы стояли статуи каменных воинов на лошадях, которые охраняли гробницу. В центре платформы возвышалась мраморная гробница как квадратный сужающийся блок, состовляющий треть от общей высоты 45 метров (27 футов) мавзолея. Этот раздел был покрыт барельефами, показывающими боевые сцены, в том числе битву кентавров с лапитами и греков в бою с амазонами, раса женщин-воинов, жившие по убеждению греков в современых дельтах Кубани и Дона. Кстати курганы женщин воинов с оружием и доспехами действительно были найдены в южной России. Хотя изображение имеют классическую технику, нижняя треть Мазволея была посвящена культуре Ближнего Востока, особенно барельефы Асирии и Вавилона.

В верхней части этого раздела гробницы украшали тридцать шесть тонких колонн, по десять на каждую сторону, причем каждый угол разделяет одну колонну между двумя сторонами. Эта часть также составляла треть высоты. Между колоннами стояли статуи. За колоннами стоял сплошной блок из камней несущие вес массивной крыши гробницы Мавзолея Галикарнаса. Средняя треть Мавзолея был посвящен греческой культуре. Крыша, которая составляла большую часть последней трети высоты, была пирамидальной. По сути это была дань египетской архитектуре. Наверху стояла квадрига: четыре огромные лошади, тянущие колесницу, в которой находились изображения Мавсола и Артемисии.

Современные историки отмечают, что два года это не то время, которое хватило бы, чтобы украсить и построить такое экстравагантное здание. Поэтому считается, что строительство было начато царем Мавсолом до его смерти или продолжалось следующими правителем города. Мавзолей Галикарнаса напоминал храм, и единственный способ увидеть разницу - это его более высокие внешние стены. Мавзолей Галикарнаса был в доминирующим памятником в области Галикарнас, которая в 353 году была контролирована Империей Ахеменидов. Согласно римскому архитектору Витрувию, он был спроектирован Сатиросом и Питеем, который написал трактат об этом. Сам трактат теперь утрачен. Паусаниас добавляет, что римляне считали Мавзолей Галикарнаса одним из величайших чудес света, и именно по этой причине они назвали все свои великолепные гробницы мавзолеем.

Неизвестно, когда и как Мавзолей был разорен. Евстафий в 12-м веке писал в своем комментарии к Илиаде, говоря: «Это было и есть чудо». То есть на момент 12-ого века Мазволей в Галикарнасе все таки еще стоял. Из-за этого Фергюссон пришел к выводу, что здание было разрушено, вероятно, землетрясением, между этим периодом и 1402 годом, когда в эти земли прибыл рыцари ордена святого Иоанна Иерусалимского. Они записали, что Мазволей уже лежал в руинах. Луттрелл отмечает, что в то время у местных греков и турков не было имени - или легенд для объяснения колоссальных развалин и причин разрушения.

Многие из камней с развалин Мавзолея использовались рыцарями для укрепления своего замка в Бодруме ; они также восстановили барельефы, с которыми они украсили новое здание. Большая часть мрамора была сожжена для производства известки. В 1846 году лорд Стратфорд де Редклифф получил разрешение удалить эти рельефы из Бодрума.

На самом месте, где стоял Мавзолей Галикарнаса к 19-ому веку лежали лишь фрагменты камней, статуй и барельефов. Многие были увезены британскими учеными (такие как Чарльз Ньютон, Дональдсон и другие) и историками в Англию. В какой-то момент до или после этого, грабители ворвались в и разрушили подземную погребальную камеру, но в 1972 году все еще оставались следы достаточные, чтобы определить расположение камер, когда они были раскопаны.

Мавзолей Галикарнаса был назван седьмым чудом света древними, и не из-за его размера, но из-за красоты его дизайна и того, как он был украшен скульптурой или украшениями. Мавзолей был главным архитектурным памятником Галикарнасса, стоящим в центре города на возвышенности над гаванью.

Поздняя история Мавзолея

Мавзолей долгое время был главной достопримечательностью города Галикарнас (сегодня Бодрум). Он остался нетронутым, когда город был взят войсками Александра Великого в 334 году до нашей эры и оставался не поврежденным после нападений пиратов в 62 и 58 до н.э. Мавзолей стоял в центре города в течение шестнадцати веков. Затем ряд землетрясений разбил колонны, а бронзовая колесница упала на землю. К 1404 году до н. э. лишь фундамент Мавзолея Галикарнаса оставался на своем месте.

Рыцари Святого Иоанна Родосского вторглись в регион и построили замок Бодрум (замок Святого Петра). Когда они решили укрепить его в 1494 году, они использовали камни с руин Мавзолея. В 1522 году слухи о вторжении в Турцию заставили крестоносцев укрепить замок в Галикарнасе (который тогда был известен как Бодрум), и большая часть оставшихся частей гробницы была разбита и использовалась в стенах замка. Здесь можно увидеть участки из полированного мрамора из могилы. Сулейман Великолепный завоевал базу рыцарей на острове Родос, которые затем переселился на Сицилию, а позже на Мальту, оставив замок и Бодрум Османской империи.

Во время фортификационных работ в основание памятника вошла партия рыцарей и открыла комнату, в которой был большой гроб. Во многих историях Мавзолея можно найти следующую историю о том, что произошло. Партия, решив, что было слишком поздно открывать ее в тот день, вернулась на следующее утро, чтобы найти гробницу, и любое сокровище, которое оно, возможно, содержало, разграблено. Тела Мавсола и Артемисии тоже пропали без вести. Небольшое здание музея рядом с местом Мавзолея рассказывает эту историю. Исследования, проведенные археологами в 1960-х годах, показывают, что задолго до того, как пришли рыцари, грабители выкопали туннель под могильной камерой, украв его содержимое. Также в музее утверждается, что наиболее вероятно, что Мавсол и Артемисия были кремированы, поэтому в могильной комнате была помещена только урна с пеплом. Это объясняет, почему тела никогда не были найдены. Рыцари просто ничего не знали про погребальные традиции древних людей.

Перед тем, как измельчить и сжечь большую часть оставшейся скульптуры Мавзолея для производства известки для штукатурки, рыцари удалили несколько лучших работ и установили их в замке Бодрум. Там они пробыли три века.

Говорят, Мавсол, правитель Карии, был настолько властным, и самолюбивым правителем, что ещё при жизни решил построить себе шикарную гробницу. Может, не такую огромную, как у египетских правителей, но не менее роскошную и великолепную. Словом, настоящее чудо света.

За задумкой правителя Карии, гробница должна будет не только служить усыпальницей для него и его супруги, но и являться храмом, в котором местные жители будут воздавать почести усопшей правящей чете. Ни гнева греческих богов, чьи храмы находились тут поблизости, ни общественного мнения он не испугался – и выделил для постройки лучшее место в городе, пригласив самых известных архитекторов и скульпторов древней Эллады.

Правил Мавсол с 377 по 353 гг. до н. э в Карии (современный Бодрун, Турция). Многие историки сходятся на том, что он был чрезвычайно мудрым и прозорливым правителем – несмотря на сложную политическую ситуацию, на протяжении долгих лет сумел остаться при власти и сохранить относительную независимость своей страны.

Он же перенёс столицу Карии из древнего города Миляс в молодой, но перспективный Галикарнас, расположенный на побережье Средиземного моря, в котором жил и правил вместе со своей супругой Артемисией, являющейся также и его родной сестрой (надо заметить, что подобные браки среди аристократов как Карии, так и Рима, были не редкостью).


Вместе они прожили почти четверть века, причём современники утверждают, что Артемисия очень любила своего супруга – даже несмотря на то, что он был жесток настолько, что прослыл тираном, а правил властно и упрямо, пытаясь не прогибаться под давлением Персии (в то время - это государство было её колонией).

С другой стороны, возможно, именно эта черта характера дала ему возможность сохранить относительную независимость своего государства и даже захватить часть Малой Азии (при этом интересно, что регулярной армии он не имел и всегда использовал наёмные войска).

Мавсол являлся ярым поклонником греческой культуры, а потому собрал возле себя немало талантливых греков как литераторов, так и архитекторов, благодаря которым столица Карии прослыла одним из самых красивых городов света.

Как выглядел Галикарнас

Столица Карии была расположена у подножья гор на побережье Средиземного моря, а на берегу была возведена небольшая, но хорошо укреплённая гавань. Недалеко от причала был расположен базар, где также торговали заморскими диковинками. За рыночной площадью, в сторону гор, были построены широкие улицы с жилыми домами.

Дворец Мавсола был расположен так, чтобы из него хорошо просматривались все подходы к Галикарнасу – как с суши, так и с моря (поэтому в случае нападения Мавсол узнал бы о нём практически сразу).

Дом правителя и постройки вокруг него (а это в основном театр и храмы богов) были обнесены каменными стенами, протяжённость которых составляла около шести километров. Возведены они были с одной-единственной целью – обеспечить лучшую безопасность правителя.

Центральная улица шла под небольшим уклоном в сторону гор. В конце её, уже на склоне, был расположен храм Ареса, справа – Афродиты и Гермеса. Главное здание Галикарнаса – мавзолей, был расположен посередине центральной улицы.

Первый в мире мавзолей

Чтобы построить мавзолей в Галикарнасе (началось строительство приблизительно в 359 г. до н.э.), правитель и его жена пригласили самых именитых архитекторов и скульпторов Греции, которые, работая над проектом здания (в основном это были архитекторы Сатир и Пифей), приняли решение сочетать между собой три традиционных стиля греческой архитектуры – коринфский, дорический и ионический.

Уникальная гробница оказалась первым в мире зданием, где при декорировании были использованы все основные архитектурные направления древней Эллады (мало того, после окончания работ в мавзолее просматривались ещё и черты азиатских храмов). А удивительная усыпальница вошла в историю как одно из Семи чудес света – даже не столько из-за своего размера и красоты, сколько из-за уникального дизайна и внутреннего оформления.

Интересный факт состоит в том, что за каждым скульптором был закреплен свой участок работ:

  • Мавзолей в Галикарнасе с восточной стороны декорировал Скопас;
  • с западной – Леохар;
  • с северной – Бриаксид;
  • с южной – Тимофей;
  • мраморную колесницу на крыше создавал Пифей.


Высота одного из семи чудес света составляла 46 м, а площадь основания имела параметры 66 на 77 м. Мавзолей с внешней стороны охраняли всадники и львы. Первый этаж со стороны фасада был богато украшен скульптурами богов, а в середине – мифическими статуями и барельефами (охота, война с амазонками, битва лапифов с кентаврами). Мавзолей в Галикарнасе имел три яруса.

Первый этаж возведён был из кирпичей и изнутри декорирован мраморными плитами белого цвета. Здесь в одной из комнат была расположена усыпальница, где сначала похоронили прах Мавсола, затем – Артемисии, после чего вход в помещение замуровали.

На втором этаже было расположено святилище с 36 колоннами, каждая из которых имела около семи метров высоты – место для поклонения усопшей правящей чете. Специально для этого здесь были установлены изготовленные Скопасом скульптуры Мавсола и Артемисии (примечательно, что обе статуи сохранились до наших дней и на данный момент считаются лучшими изваяниями греческой культуры IV в. до н.э.).

На колоннах была установлена крыша, построенная в форме ступенчатой пирамиды (всего 24 ступеньки). На её вершине находилась огромная мраморная колесница с четырьмя запряжёнными конями, возницами которой были Мавсол и Артемисия (по приблизительным данным, высота монумента составляла около шести метров).

Смерть Мавсола

Своей гробницы правитель Карии так и не увидел: он умер на несколько лет раньше, не дождавшись окончания строительных работ, приблизительно в 353 г. до н.э. Тело его, прежде чем похоронить, кремировали. По слухам, Артемисия настолько любила мужа, что приказала часть его праха смешать с ароматическими веществами и водой – и выпила смесь в надежде, что уйдёт вслед за ним.

Этого не случилось, и она пережила мужа ещё на два года. Этого времени ей хватило, чтобы почти завершить возводить чудо света – работы в середине были уже закончены, и скульпторы как раз работали над барельефами с внешней стороны здания. Как и тело Мавсола, остатки правительницы были сожжены и захоронены возле мужа, а строительство мавзолея было окончено приблизительно в 531 г. до н.э.

Крушение мавзолея

Просуществовал мавзолей в Галикарнасе на свете довольно долго – около девятнадцати веков. Он не только пережил захват страны Александром Македонским, но и увидел упадок столицы и её превращение в маленькое поселение. Но в XIII веке сильнейшее землетрясение сделало своё дело, и практически полностью разрушило его.


А ещё через какое-то время, в XVI в., пришедшие сюда крестоносцы окончательно разобрали усыпальницу и использовали мраморные плиты и камни для возведения церкви св. Петра, которая стоит и поныне.

Содержимое мавзолея, в том числе и золотые урны с остатками давно усопшей четы, исчезли навсегда. Факты говорят, что полностью обвинять рыцарей не стоит: археологические раскопки показали, что тайные ходы под мавзолеем появились намного раньше, чем сюда пришли крестоносцы – и вряд ли они появились просто так, здесь однозначно было чем поживиться.

Рекомендуем почитать

Наверх