Айя софия история. Собор Святой Софии в Стамбуле — знаменитая Айя София

Черногория 23.10.2023
Черногория

Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.

Смысл популярного женского имени обычно толкуют как «премудрость». Его носила христианская святая София, жившая в XII веке - ее память празднуется 15 мая. Софии - премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе - главный храм Византийской империи.

История храма святой Софии в Стамбуле

Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба выходцы из Малой . Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса - зеленый мрамор, из Ясоса - красный, из Фригии - розовый.

Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное - жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней - мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.

В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Махмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.

Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле

Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».

Размеры храма: длина - 81 метр, ширина - 72 метра, высота - 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса - изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части - нефы, с помощью колон и столбов.

Над дверями перед входом до сих пор находится мозаика из 4 фигур - Мария с младенцем, справа от нее Константин Великий, а слева - Юстиниан. Совершенно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть.

Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Сейчас стены покрыты искусным узором. На одной из стен есть изображение кисти руки. По одной из легенд - это отпечаток кисти руки султаны Ахмеда, который ехал на своей лошади, а та встала на дыбы. Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма.

Тайны храма святой Софии в Стамбуле

Многие полагают, что храм Святой Софии был построен и открыт в конце Х века, 13 мая 994 года. Однако его история начинается еще раньше. Много раз построенные храмы разрушались, как будто какая-то высшая сила содействовала этому. Храм 8 раз подвергался значительным разрушениям, а в 989 году был практически полностью уничтожен со всеми фресками.

История храма Святой Софии начинается в далеком 360 году. Первый храм Святой Софии был сожжен и рухнул в 404 году. Но его опять открыли в 415 году. Затем храм был снесен императором Юстинианом 13-14 января 532 года. На его месте возведен за пять лет новый, самый грандиозный христианский храм древности всех времен и народов. Он был открыт 27 декабря 537 года. При этом никаких мозаик в нем не было несколько сот лет.

Основные моменты

Монументальное здание Айя-Софии, находящееся в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет , окружают четыре стройных минарета, что делает его особенно узнаваемым. За 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство, и это несмотря на то, что его необыкновенная судьба была богата не только на торжественные, но и трагические страницы.

Собор Святой Софии Константинопольской, как его еще называют, является олицетворением «золотого века» Византийской империи. Часто именуемый также восьмым чудом света, он несет в себе огромную архитектурную и историческую ценность и в 1985 году был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Своей правильной прямоугольной формой Айя-София напоминает классическую базилику, купол которой, поддерживаемый по углам огромными 24-метровыми колоннами, словно парит в воздухе. Стены бывшего храма помнят многочисленные перестройки и ремонты, а сколько за ними пряталось и молилось людей в часы бедствий, назвать не сможет никто.

В настоящее время в социальных сетях всё больше набирают популярность дискуссии о превращении этого символа Византии и визитной карточки Стамбула обратно в мечеть. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поначалу выступил против этой идеи, но уже в марте 2019 года в интервью телекомпании TRT высказал иную позицию, заметив, что если туристы всех вероисповеданий могут бесплатно заходить в расположенную по соседству мечеть Султанахмет, более известную как Голубая мечеть, то с Айя-Софией можно поступить аналогичным образом. Трудно сказать, когда это случится и случится ли вообще, но если такое произойдет, то мужчины-немусульмане, не говоря уже о женщинах, вряд ли смогут находиться в храме во время богослужений. Пока же всё остаётся как есть, и побывать в соборе Святой Софии – Премудрости Божией (это еще одно название достопримечательности) может каждый желающий независимо от пола и вероисповедания.

История Айя-Софии

Поначалу на том месте, где сейчас возвышается Айя-София (в античные времена здесь располагалась рыночная площадь Августеон) находился храм языческой богини Артемиды, простоявший до 360 года. Затем римский император Константин I построил тут небольшую церковь Святой Софии. Правда, по версии Сократа Схоластика, византийского христианского историка греческого происхождения, первый храм в честь этой святой был возведен в эпоху его преемника Констанция II. С ней не соглашался русский историк XIX века Никодим Павлович Кондаков, полагавший, что построил церковь все же Константин, а Констанций лишь расширил постройку. Вплоть до 380 года храмом владели последователи арианства, одного из ранних течений в христианстве, после чего собор перешел в руки никениан – по велению императора Феодосия I. Монарх лично ввел в храм Григория Богослова, ставшего впоследствии архиепископом Константинополя.

В 404 году в Византии вспыхнуло народное восстание, во время которого храм сгорел. На его месте построили новую церковь, но вскоре, в 415 году, и она была уничтожена пожаром. В том же году по приказу императора Феодосия II возвели новую базилику, однако злой рок и ее не пощадил: она тоже сгорела. Это произошло в ходе крупнейшего за всю историю Византии и Константинополя бунта, известного как восстание «Ника» (в переводе с греческого «Побеждай» – именно этот лозунг использовали восставшие). В то время Византией правил император Юстиниан I. Уже через 40 дней после пожара он повелел возвести на месте прежнего храма новый собор. По легенде, план строительства величественного культового сооружения принес монарху явившийся во сне ангел.

Правитель видел будущий храм символом величия империи и подлинным украшением столицы, поэтому площадь под него он решил расширить. С этой целью окрестные участки земли были выкуплены у их владельцев, а находившиеся на них постройки снесены. Руководили работами, на которых было задействовано 10 тысяч рабочих, Исидор Милетский и Анфимий Тралльский – лучшие архитекторы того времени, ранее проявившие себя на строительстве церкви святых Сергия и Вакха. Мрамор для будущей юстиниановой базилики везли из Нумидии, Проконниса, Иераполя и Кариста, и это был лучший строительный материал. При строительстве также использовались архитектурные элементы таких древних построек, как Эфес и храм Солнца в Риме – соответственно, восемь колонн из зеленого мрамора и восемь колонн из порфира. Для украшения собора и придания ему блеска и роскоши константинопольский правитель не жалел золота, серебра и слоновой кости.

На строительство были затрачены огромные средства – три годовых дохода Византийской империи. И собор Святой Софии получился под стать таким расходам: он был настолько великолепен, что народная молва приписывала прямое участие в его сооружении сверхъестественным силам. Сохранилось предание, что Юстиниан якобы хотел стены собора, начиная от пола и заканчивая сводами, покрыть золотом, но его остановили астрологи, предрекшие, что «в конце веков» царствовать будут очень бедные цари и в желании завладеть всеми богатствами храма они «сроют его до основания». Императора, для которого собственная слава была отнюдь не пустым звуком, такая перспектива удручила, и он решил не слишком роскошествовать с внутренним убранством храма. И всё же собор Святой Софии, как отмечал современник строительства Прокопий Кесарийский, «представлял чудесное зрелище, – для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём – совершенно невероятным». По его описанию, храм, будто склоняясь над Константинополем, настолько над ним выдавался, что город с него был виден как на ладони.

Возведение собора завершилось в рекордные по тем временам сроки, всего за пять лет, и 27 декабря 537 года, на Рождество, состоялось торжественное открытие. Чин освящения совершил патриарх Константинопольской церкви Мина. Предание гласит, что Юстиниан, переступив порог Святой Софии, воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!», имея в виду строительство третьим еврейским царем и правителем объединённого Израильского царства Иерусалимского храма.

Современники называли собор великим, и это определение в полной мере соответствовало действительности. Для богослужений, совершавшихся 525 служителями культа, из которых священниками были 60, а дьяконами – 100 человек, использовалась драгоценная утварь. При императоре Ираклии I штат собора возрос до 600 человек.

Спустя несколько лет после завершения строительства случилось сильное землетрясение, разрушившее часть здания. Пострадали его восточная сторона, что под алтарем, киворий, амвон и святая трапеза. Из хронографии византийского монаха Феофана Исповедника известно, что в слабой сейсмоустойчивости Святой Софии были повинны механики, не установившие поддержки снизу, но при этом оставившие пролеты между столбами, которые поддерживали купол, и в результате столбы не выдержали. В 989 году произошло еще одно мощное землетрясение, от которого храм тоже пострадал: в этот раз наиболее сильному разрушению подвергся купол. Здание пришлось подпереть контрфорсами, что сказалось на его внешнем виде. Купол восстановил армянский архитектор Трдат, автор проекта кафедрального собора Святой Девы в городе Ани, сделав его даже выше, чем он был.

В 1054 году Софийский собор вошел в историю мирового христианства как место, в котором было положено начало разделению церквей на православную и католическую. Это произошло 16 июля, когда во время богослужения константинопольский патриарх Михаил Керулларий получил отлучительную грамоту, которую вручил легат Папы Римского Льва IX кардинал Гумберт Сильва-Кандидский, после чего 20 июля папские легаты были преданы патриархом анафеме. Последнее в истории Святой Софии христианское богослужении состоялось ночью 28 мая 1453 года. Византия переживала период своей агонии, и это богослужение, по сути, было заупокойным по умирающей империи. Во время литургии последний император Константин XI Драгаш и его свита попрощались с патриархом. И уже на следующий день храм захватили турки.

По описанию греческого историка Дука, автора «Византийской истории», захватчики вели себя как настоящие варвары. Вооруженные мечами, они разломали запертые ворота собора и, ворвавшись внутрь, похитили с икон украшения, а сами образа разрубили на части. В Святой Софии в тот момент находились молящиеся, которых турки жестоко убили. Предание гласит, что крови пролилось так много, что ее уровень даже был обозначен в виде красной полосы на одной из колонн.

30 мая в главный храм поверженной Византии вступил султан Османской империи Мехмед II. Само здание турки разрушать не стали. Пристроив к нему четыре минарета, превратили его в мечеть, назвав Айя-София. Во второй половине XVI века к бывшему собору пристроили контрфорсы – вертикальные конструкции, очень тяжелые и грубые, предназначенные для усиления стен. Эти сооружения заметно изменили его внешний вид. Что касается внутреннего убранства, на фрески и мозаики была нанесена штукатурка – по всей видимости, для того, чтобы они не напоминали о его православном прошлом. Реставрация же в мечети Айя-София не проводилась вплоть до середины XIX века, пока об этом не распорядился султан Абдул-Меджид I. Решение было продиктовано тем, что зданию угрожало обрушение. Ответственными за проведение работ назначили архитекторов Джузеппе и Гаспаре Фоссати. Реставрация стартовала в 1847 году и продлилась два года.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне 2 ноября 1922 года была упразднена монархия и провозглашена Турецкая Республика. И только в 1935 году новые власти решили судьбу этой уникальной исторической, религиозной и архитектурной достопримечательности. Глава правительства Кемаль Ататюрк подписал декрет, согласно которому мечеть стала музеем. Чтобы она в полной мере соответствовала такому статусу, слои штукатурки с мозаик и фресок были счищены. В 2006 году в здании оборудовали отдельное помещение, чтобы сотрудники музейного комплекса могли отправлять мусульманские религиозные обряды. В 2018 году в Конституционный суд Турции поступило представление одной из частных организаций, специализирующейся на исторических памятниках, о возвращении музею Айя-София статуса мечети. Однако судьи отклонили его как недопустимое.

Архитектура и внутреннее убранство

Основную часть собора, прямоугольное основание которого имеет размеры 70х75 м, покрывает 31-метровый купол в виде полусферы диаметром с севера на юг 30 м и с востока на запад 31 м, состоящий из сорока радиальных арок. В барабане разместилось такое же количество окон, особенность которых в том, что располагаются они на самом минимальном расстоянии друг от друга. Благодаря этому создается впечатление, словно купол парит в воздухе.

Главный купол дополнительно поддерживается и арками. Они примечательны тем, что каждая оснащена тремя рядами окон. Отметим, что первоначально собор располагал 214 окнами. Впоследствии, когда его реконструировали и добавили дополнительные постройки, количество последних сократилось до 181. В здании имеются и купола меньшего размера, они словно «спускаются» от главной крыши. Их опора на своды позволяет добиться равномерного распределения нагрузки. Кроме того, южный и северный фасады дополнительно укрепляют башни, принимающие на себя основную тяжесть арок.

Айя-София поделена на три помещения (нефа). Широкое располагается в центральной части, а узкие находятся по краям, в комплексе образуя крест. Внутри бывший собор украшают 104 колонны, распределенные по двум его ярусам: 64 находятся на верхнем (это галерея), 40 – соответственно, на нижнем (его так и называют – нижний этаж). В византийские времена первый уровень предназначался для духовенства и императора. Допускались туда и простые верующие, но только мужчины. Женщины же во время богослужений должны были находиться наверху.

Перед музеем Айя-София раскинулся просторный двор, в центре которого расположен фонтан. Бывший православный собор располагает девятью входами, из которых наиболее известен центральный – это так называемые Императорские ворота. Построенные, по легенде, из остатков Ноева ковчега, они расположены с западной стороны здания. Их открывали только во время больших праздников, и то только для патриархов и правителей Византии. В остальных случаях высокопоставленные особы и их свита проходили в храм через небольшую юго-западную дверь. Она называется Хорологион и остаётся действующей по сегодняшний день: именно через неё попадают в здание музея Айя-София многочисленные туристы. Преодолев этот проход, первым делом оказываешься в пристройке, которая носит название Вестибюль воинов. Раньше она предназначалась для стражи и хранения оружия. Здесь же находится пандус, он ведёт на верхний уровень с тремя открытыми галереями (хорами). Западная предназначалась для императрицы и её свиты, в северной могли находиться женщины среднего сословия, а южную патриархи использовали как совещательную комнату. После вестибюля располагается внешняя пристройка, представляющая собой светлую и очень просторную галерею, ведущую в помещение под куполом, высота которого составляет 55 м.

Отдельного упоминания заслуживают стены Айя-Софии. Существует предположение, что пласты мрамора, которым они были облицованы, предварительно распиливали на тонкие слои и потом раскрывали, как книгу. Иконостаса как такового в зале не имелось. Вместо него установили 12 колонн, изготовленных из серебра и украшенных в верхней части золотыми фрагментами. Последние предназначались для установки портретов святых отцов. В изготовлении престола использовали, помимо золота и серебра, такие драгоценные материалы, как алмазы, электр, смарагды, яхонты и другие – всего около 72 наименований.

Когда православный собор был преобразован в мусульманскую мечеть, в нём построили резной мраморный минбар, служивший кафедрой для муллы, с которой служитель культа обращался к верующим. Что интересно, установили его не на месте прежнего алтаря, а сместили к юго-востоку, чтобы молящиеся были обращены лицом к Мекке. Купол украсили суры из Корана, в интерьере также появились михраб и ложа султана. Традиционные для православных церквей свечи заменили люстрами из лампад. В правой части нижнего этажа есть помещение с резной золотой решеткой, отведенное под библиотеку султана Махмуда I. Но в настоящее время оно пустует: собранные правителем книги распределили по другим музеям.

Мозаики Айя-Софии

Первая мозаика в соборе Святой Софии появилась в 867 году, включившая в себя изображение платформы с престолом и примыкающего к нему выступа здания (апсиды). Здесь можно увидеть Пресвятую Богородицу с младенцем Иисусом на коленях и архангелом Гавриилом с одной стороны (изображение второго архангела не сохранилось). Создатели этого мозаичного изображения использовали смальту, применив вкрапления золота разных размеров, что позволило создать эффект интенсивного мерцания. Дата появления данного изображения неизвестна. Есть версия, что оно входило в первоначальный мозаичный цикл, созданный монахом-художником при императоре Юстиниане. Этого мастера считают святым, так как во время гонений иконоборцы изувечили ему руки. Однако созданное им оригинальное изображение до наших дней целиком не дошло. Мозаику, которую могут видеть туристы, впоследствии воссоздал Святой Фотий, назвавший её «знаком победы православия над ересью».

Конец IX века ознаменовался для собора Святой Софии появлением мозаики с ликом Иисуса Христа. Богочеловека изобразили сидящим на троне и держащим в руках Евангелие. Символично, что Священное Писание открыто на странице со словами: «Мир вам. Я свет миру». Имеется в музее и портрет-мозаика, посвященная императору Александру, до вступления на престол ориентировочно в 870 году являвшегося соправителем своего отца Василия Македонянина и приходившегося братом Льву VI Мудрому.

В сводчатом помещении, расположенном в юго-западном углу над южным вестибюлем, находятся изображения, также относящиеся к первому мозаичному циклу. Например, группа икон (дексус), украшающая входную стену. Однако обязательный элемент такой группы – фигура Иоанна Крестителя – не сохранилась. Ещё 12 фигур поместили на своде, но до наших дней дошли только три: первомученика Стефана, пророка Иезекииля и императора Константина. В люнетах боковых стен сохранились полуфигуры 12 апостолов Христа и четырех патриархов Константинополя периода иконоборчества. Эти мозаики, по мнению многих специалистов, имеют низкий художественный уровень, что дает основание предположить: они созданы непрофессиональными мастерами из числа монахов.

Примерно в 878 году северный тимпан Святой Софии украсили мозаики, изобразившие 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Сохранились, опять же, не все, а только мозаики 6 святителей, включая Иоанна Златоуста и Игнатия Богоносца. Уровень этих работ тоже оценивается как невысокий, но обращает на себя внимание выразительность изображений. Фигуры в них приземистые и широкие, а черты лиц изображены крупно.

  • Собор Святой Софии до преобразования в мусульманскую мечеть был крупнейшим православным храмом в мире.
  • Справа от алтаря находится выложенная цветным камнем отметка, которая символизирует центр мироздания. Именно в этом месте короновали императоров Византии.
  • На одной из плит Айя-Софии находится отпечаток руки, принадлежащий, по преданию, самому Мехмеду II, завоевателю Константинополя. По легенде, османский правитель въехал в храм на коне, который, вдруг чего-то испугавшись, встал на дыбы. Султану, чтобы не выпасть из седла, пришлось опереться ладонью об стену.
  • Ещё одна необычная достопримечательность бывшего собора – кот Гли. Этот живой талисман, в котором, как считается, воплотился дух Юстиниана, любит проводить время возле императорского места, тем самым будто подтверждая данное утверждение. Гли – настоящая знаменитость, с ним в свою бытность президентом США сфотографировался даже Барак Обама.
  • Одна из загадок храма – «плачущая» колонна, освященная Григорием Чудотворцем, которую также называют «колонной желаний». Существует предание, что она может исцелять от заболеваний и исполнять заветные желания. Первым эти свойства колонны, по легенде, обнаружил еще император Юстиниан. У него сильно заболела голова, и когда он прислонился к колонне, то почувствовал облегчение. Согласно другому преданию, причина «слезливости» колонны в том, что в раствор, использовавшийся при строительстве, добавили землю из священного города Мекки, воду из источника Замзам и слюну самого пророка Мухаммеда. Свою историю появления имеет и дырка на поверхности колонны. Связанная с ней легенда гласит, что это след от руки Святого Ильи, который находился здесь во время строительства и пытался исправить ее искривление.
  • Есть в Айя-Софии еще одна мистическая достопримечательность – «холодное» окно. Оно расположено в южной части бывшего собора, на втором этаже. Из этого обычного, на первый взгляд, проема постоянно дует холодный воздух – даже в сильную жару. Причины этого явления установить пока не удалось.
  • В источниках XV-XVII веков сохранились свидетельства, что под собором находится подземелье, в котором хранятся огромные цистерны с водой и специальные тоннели для её подачи на поверхность. Сканирование показало, что под зданием действительно имеется огромное пространство. Были обнаружены и тоннели, ведущие наверх. Однако цистерны найти так и не удалось, хотя еще в 1945 году в подземелье спускались исследователи, но их попытки выкачать оттуда воду успехом не увенчались: ее уровень не снизился даже спустя несколько часов работ.
  • К западу от храма находится древний баптистерий, использовавшийся для таинства крещения. В помещении имелась купель, изготовленная из цельного куска мрамора, – она была самой большой в Константинополе. Сейчас купель вынесена за пределы помещения и находится в портале, а сам баптистерий, одно время использовавшийся как хранилище свечного масла, впоследствии переоборудовали в мавзолей. В нем захоронены останки двух турецких султанов, Ибрагима I и Мустафы I.

  • Возле музея можно увидеть помещения шести- и восьмиугольной формы. Они однокамерные и являются гробницами турецких султанов Селима II, Мурада III, Мехмеда III и членов их семей. Доступ в мавзолеи свободный, но перед входом необходимо снять обувь, а женщины должны покрыть волосы косынкой. А вот внутри здания находится гробница Дандоло. Этот полководец возглавлял отряды крестоносцев, когда они штурмовали Константинополь. Правда, его гробница пустая.
  • Одна из ниш Святой Софии, если прислонить ухо, издает шум. Существует поверье, что во время османского штурма в этой нише спрятался священник, а слышимый по сей день шум – это не что иное, как доносящаяся до нас молитва о спасении.
  • В греческих и турецких источниках, в которых описывается взятие Константинополя войсками Османской империи в 1453 году, указывается, что накануне падения столицы Византии собор Святой Софии озарило странное и очень яркое свечение, устремившееся сквозь окна купола прямо в небо. Считается, что таким путем свой пост покинул ангел-хранитель храма.

Посетителям

Музей Айя-София весной, летом и осенью (с 15 апреля до 1 ноября) работает с 9:00 до 19:00, зимой (с 1 ноября до 15 апреля) – с 9:00 до 17:00. Выходной – понедельник и первые дни Рамадана, в праздник Курбан-Байрам – сокращенный день (с 13:00). Билеты можно приобрести в кассах и расположенных слева от входа терминалах до 18:00 и 16:00 соответственно, а также онлайн на официальном сайте музея. Входная плата в 2019 году составляет 60 турецких лир, дети до 8 лет проходят бесплатно.

Туристы, которые желают осмотреть Айя-Софию индивидуально и без экскурсовода, могут воспользоваться услугами аудиогида, работающего на 12 языках, в том числе и на русском. Но перед тем, как получить наушник, придется оставить залог – это может быть паспорт или деньги.

Многие путешественники, учитывая, что Айя-София находится в мусульманской стране и сама являлась мечетью, переживают по поводу дресс-кода. На самом деле никаких особых требований к стилю одежды посетителей не предъявляется.

Как добраться

Добраться до собора Святой Софии можно на метро, на которое можно пересесть сразу по прилете в аэропорт Ататюрка. Найти подземку, следуя указателям, ведущим прямо из здания аэропорта, не составит большого труда. Сев на линию М1, нужно доехать до станции Zeytinburnu. После этого пешим ходом придется преодолеть чуть больше километра, двигаясь к востоку по улице Seyit Nizam. На остановке линии Т1 Kabataş-Bağcılar следует сесть на трамвай и доехать до остановки Sultanahmet. Потом надо будет пройти пешком еще 300 метров, и вы окажетесь прямо у Айя-Софии.

) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции - четырехугольное строение, образующее три нефа. Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из , и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах. Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье. Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.

Адрес: Турция, Стамбул
Дата основания: 324 год
Начало строительства: 532 год
Окончание строительства: 537 год
Координаты: 41°00"30.9"N 28°58"48.7"E

Содержание:

Краткое описание

Там, где залив Золотой Рог встречается с Мраморным морем, в историческом центре Стамбула возвышается церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом языке и Айя-София - на турецком.

Увенчанная парой огромных минаретов, Айя-София снаружи напоминает исламский храм, однако войдя вовнутрь, легко угадать убранство некогда православной церкви. Первый храм в честь Святой Софии был построен ещё в 326 году при императоре Константине.

Общий вид собора

Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.

В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон!» . По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».

Вид на собор c юга

Внутреннее пространство храма обрамлялось галереями из малахитовых и порфировых колонн. Пол покрывал затейливый узор из цветных мраморов. Иконостас поддерживали серебряные колонны с золотыми капителями. По легенде, император Юстиниан даже хотел выложить стены собора плитами из кованого золота, но астрологи предрекли, что в конце веков придут алчные цари, которые захотят завладеть всеми сокровищами храма и разберут его до основания.

Собор Святой Софии - царственный храм православия

Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий. 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX - кардинал Гумберт и патриарх Константинополя - Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.

Согласно «Повести временных лет», именно в Соборе Святой Софии послы князя Владимира познакомились с православной религией. Потрясённые красотой службы, они посоветовали Владимиру обратить Русь в христианскую веру.

Вид собора в ночной иллюминации

Айя-София - мечеть султана-завоевателя

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета . На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки. По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.

Вид сводов собора

Собор Святой Софии - яркий пример смешения культур

Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.

Интерьер собора

Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне» . Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли. Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.

Софийский собор, или Собор Святой Софии, Святой Софии — исключительный памятник византийской архитектуры, символ «золотой эры» Византии.

Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, теперь это музей и один из символов города.


Уже более тысячи лет собор Св. София остается крупнейшим храмом в христианском мире — вплоть до строительства базилики Св. Питер в Риме.

Высота собора Св. София составляет 55 метров, а диаметр купола — 31 метр.


Собор был построен в 324-337 годах, когда византийский император Константин I., но сгорел во время народного восстания. Император Феодосий II построил в том же месте базилики, которая была проведена в 415 году, но перенесла ту же печальную судьбу — в 532 году во время правления «Ника» была сожжена базилика. Чуть позже император Юстиниан решил восстановить собор.


Новое здание стояло до 989 года, когда купол собора рухнул во время землетрясения.

16 июля 1054 года в соборе Святой Софии в священном алтаре между служением Папы Римскому Кардинал Гумберт Патриарх Константинопольский Михаил Серулярий отлучительная получила степень.

С тех пор церкви были разделены на католические и православные церкви.


В 1453 году султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, приказал превратить собор в мечеть.


К собору были прикреплены четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София.

В 1935 году Собор Святой Софии стал музеем, а фрески и мозаики были покрыты слоями штукатурки. В 2006 году мусульманские религиозные обряды продолжались в церкви.
Что касается собора, то крест составляет 70х50 м. Это тройная базилика с четырехугольным центром, увенчанная куполом. Великая купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Собор Святой Софии — Собор Святой Софии

Внутренний храм заканчивается в течение нескольких столетий и особенно роскошен (мозаика на земле из золота, 8 зеленых колонн Джаспер из храма Артемида в Эфесе). Стены храма были полностью покрыты мозаикой.


Достопримечательности Святой Софии включают в себя «плачущую колонку», покрытую Бейкером (есть убеждение, что если вы положите руку в яму и почувствуете влажность, чтобы желание сбылось) и «холодное поле», где даже в самые жаркие дни, холодный ветер.



  • 19 марта 2010 года, 18:05
  • Алечка

Собор Святой Софии, Софийский собор в Киеве — Фото 2018

Собор Святой Софии или Софийский собор - христианский православный храм, возведенный в XI веке в центральном районе древнего Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. В период XVII - XVIII веков был частично перестроен и реконструирован в стиле украинского барокко. На стенах собора сохранились некоторые древние фрески и мозаики, в их числе известная мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор был первым памятником архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО от Украины.

По информации из разных летописей (все они датированы временем намного позже строительства) датой начала строительства собора является 1017 или 1037 год.

В «Повести временных лет» имеется запись о заложении в 1037 году Софийского собора, а также нескольких других значимых построек: Золотых ворот, церкви Святой Ирины и монастыря Святого Георгия.

Изначально Собор Святой Софии имел форму пятинефного крестово-купольного храма с 13 куполами.

По трем сторонам он был огорожен двухъярусной галереей, а с наружной стороны -одноярусной. Центральный неф и трансепт был намного шире боковых нефов, создавая в интерьере собора правильный крест. Цилиндрические своды, накрывавшие его главный и поперечный нефы, постепенно поднимались к центральной части здания.

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Главный купол окружали четыре купола поменьше, а оставшиеся восемь куполов, которые были ещё более маленького размера, находились по углам храма. Кроме окон, стены также украшены декоративными нишами и лопатками.

Собор создавался по византийской технологии из переменных рядов из камня и плинфы, с наружной стороны кладка была обработана раствором-цемянкой. Чтобы можно было увидеть первоначальный облик стен храма, на фасадах реставраторы решили оставить фрагменты древней кладки. Собор без галерей имеет длину – 29,6 м и ширину - 29,4; а с галереями: 41,8 и 54,7.

Высота храма достигает 28,7 м.

Собор строили строители из Константинополя, с участием киевских мастеров.

Несмотря на это, невозможно найти точных аналогов Софийского собора в Византии тех времен. Есть версия, что перед византийскими мастерами поставили задачу создать главный храма Руси, которую они успешно воплотили в жизнь.

В интерьере собора сохранились некоторые фрески и мозаики, сделанные XI века.

В палитре мозаик находится 177 оттенков. Мозаики имеют сходства с византийским искусством первой половины XI века, в аскетическом стиле.

Наша планета

Собор Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле – известный на весь мир шедевр византийского зодчества. Тысячу лет он являлся украшением города Константинополя. Находился в самом центре столицы напротив резиденции византийских императоров. В наши дни располагается в историческом центре города Стамбула. С 1935 года имеет статус музея.

Историческая справка

Построили первый собор в 324-337 годах во время правления императора Константина.

В 380 году в божьем храме обосновались ариане (арианство – одно из учений христианства). В 380 году по инициативе императора Феодосия I храм передали православным.

В нём проповедовал Григорий Богослов – первый константинопольский архиепископ.

В 404 году храм сгорел. На его месте построили церковь, но она тоже сгорела в 415 году. Опять был возведён новый храм, сгоревший в 532 году в результате народного бунта. Восстание было подавлено, и император Юстиниан I приказал возвести новую церковь.

Император задумал построить самое грандиозное сооружение в империи.

Были приглашены лучшие архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий из Тралл. Они получили возможность использовать самые дорогие строительные материалы. Поэтому многие элементы были сделаны из чистого мрамора. Для украшений использовались слоновая кость, золото и серебро.

Так собор Святой Софии выглядел в XII веке (реконструкция)

Строительные работы закончились в конце 537 года. Осветил новый храм патриарх Константинополя Мина 27 декабря того же года.

В штат божьего храма вошло 600 человек. Это и священники, и диаконы, и певчие, и чтецы, и другие божьи люди.

В 989 году храм сильно пострадал от землетрясения. Разрушился купол, и его пришлось перестраивать. В 1204 году собор разграбили крестоносцы. А летом 1453 года гордость православной церкви сделали мечетью завоевавшие Константинополь турки.

Завоеватели построили рядом с собором 4 минарета и назвали его Айя-Софья. Христианские фрески и мозаику замазали штукатуркой, а михраб (мусульманский алтарь) поместили в юго-восточном углу в направлении на Мекку. Христианский же алтарь, который всегда ориентирован на восток, убрали.

В XVI веке к собору Святой Софии в Стамбуле пристроили контрфорсы.

Они значительно изменили общий вид здания и сделали его более грубым. В середине XIX века провели реставрационные работы, которые длились 2 года.

Во времена первого президента Турецкой республики Ататюрка Айя-Софья стал музеем. Случилось это в 1935 году. Внутренние помещения очистили от штукатурки, и на стенах проявились фрески и мозаика. Сотрудникам музея выделили помещение для ежедневных молитв.

В настоящее время развернулась компания за возвращение собору его первоначального статуса – христианского храма, каковым он являлся тысячу лет. Инициаторы этого движения утверждают, что собор Святой Софии никогда не был мечетью и уж тем более музеем. Это надругательство над православной святыней. Но пока данный вопрос никак не решён, и шедевр византийского зодчества открыт для туристов.

Описание собора Святой Софии в Стамбуле

Архитектурный шедевр имеет форму четырёхугольника с длиной 76 метров и шириной 68 метров.

Высота равна 56 метрам. Диаметр купола соответствует 31 метру. Внутренняя часть храма состоит из трёх нефов (неф – помещение, ограниченное колоннами или столбами). Средний неф самый широкий, боковые уже.

Купол сравнительно плоский. От пола до его вершины высота равна 51 метру.

Дневной свет в помещение проникает через многочисленные окна. В арках, поддерживающих купол, они располагаются в 3 ряда.

Собор Святой Софии (Константинополь)

В основании купола имеются 40 окон. Также по 5 окон насчитывается в малых и больших нишах.

Изнутри собор Святой Софии в Стамбуле отделывали несколько столетий.

Стены полностью покрыли мозаикой, которая представляет собой сюжетные композиции и орнамент. В 1935 году с мозаик и фресок счистили штукатурку. В настоящее время на стенах можно увидеть изображения православных святых, а на отдельных 4-х щитах находятся цитаты из Корана.

Имеются мозаичные изображения Иисуса Христа, Богородицы, архангела Гавриила, Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца, а также других святителей.

В северной части храма можно увидеть мозаичный портрет византийского императора Александра. Обнаружили его во время реставрационных работ в 1958 году. Создан он был в 912 году.

Интерес представляет мозаичное изображение Богородицы с младенцем на руках и стоящих по бокам императоров Константина и Юстиниана.

Примечательно то, что в византийском искусстве этих 2-х императоров больше нигде не изображали вместе.

Также имеются рунические надписи, исполненные скандинавскими рунами.

Располагаются они на мраморных парапетах. Их, скорее всего, нацарапали варяги (варяг – наёмник из скандинавских стран), служившие у византийских императорах. Первую такую надпись обнаружили в 1964 году, после этого нашли ещё несколько. Предполагается, что таких надписей много, поэтому не исключено, что будут обнаружены и другие.

Собор Святой Софии в Турции — воплощение могущества Византии

Доклад: Собор святой Софии

Доклад: Собор святой Софии

Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого

Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и

великолепием отделки внутри.

Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал

построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта,

когда этот государь едва не лишился престола.

Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим своего

времени — Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и потому

не щадил для постройки никаких издержек.

Под руководством Анфимия и Исидора

на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и

других работников.

По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-либо

существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро, слоновая

кость, дорогие породы камней использовались для постройки и украшения в

несметном количестве.

Со всех концов империи свозились колонны и глыбы редких

мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то, что невиданное и

неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и в Византии

сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные силы.

Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной

мудрости — святой Софии, построенный Константином.

Храм, над которым место

святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает

магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо позже.

Первый был мал для многочисленного христианского населения, и Констанций, сын

Константина, увеличил его.

В 404 г., в царствование Аркадия, он был сожжен во

время смятения. Император Феодосий вновь отстроил собор. Впоследствии он еще

раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил новый каменный храм св.Софии

в несравненно больших размерах и с большим великолепием.

Этот-то храм и

сохранился до наших времен. Чтобы выполнить свой замысел, император приказал

всем губернаторам отыскивать мрамор, колонны и скульптурные украшения для

нового храма. Последний пожар, уничтоживший остатки прежнего храма, был в

Новый храм возводился около семи лет, и в декабре 538 года

праздновалось окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточная

часть главного купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценный

алтарь и амвон.

Это несчастие нисколько не уменьшило рвения Юстиниана: он

года, перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение.

Доклад: Собор святой Софии

руководством двух главных архитекторов — Анфимия Траллесского и Исидора

Милетского — сто других архитекторов управляли работами, и каждый из них имел

под своим начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работников трудились на

правой стороне храма и столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел

начертал план этой церкви императору во время сна.

Император ободрял

работников деньгами и своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному

обычаю отдыхать после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке,

ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия

внесли денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов — белый,

розовый, зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные

колонны, извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых

колонн нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из

храма Дианы в Эфесе — украшали его.

Замечательно, что материалы, вошедшие в

состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим религиям,

так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и Луны (в

Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского.

Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова.

легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный

четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших

квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По углам

среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба (пильеры),

вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и поверх всей этой

аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в диаметре.

Купол, по-

видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а остальная часть его

поддерживается пандативами (треугольники в пересечении арок), которые

начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так незаметно округляясь,

что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры этого гигантского свода

ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется висящим в воздухе.

точка свода возвышалась на 61 метр над полом церкви; длина церкви внутри стен

81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и западной части среднего свода

примыкают два полукупола и к каждому из них по три ниши, так что крыша

главной части здания состоит из девяти куполов, возвышающихся один над

Остальная часть была покрыта мраморными плитами, а сами купола —

свинцовыми листами. Полукупола и ниши поддерживаются как четырьмя главными

пильерами, так еще другими четырьмя меньшими, и под каждой нишей — по две

порфировые колонны с капителями и базисами из белого мрамора.

С севера и юга

главного квадрата, под арками, между каждыми двумя большими пильерами,

помещаются по четыре колонны из прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры

или галереи для женщин, которые у древних христиан стояли во время

богослужения отдельно.

На 24-х других колоннах из египетского гранита

примыкают к хорам боковые галереи, освещенные окнами в три яруса: в нижнем и

среднем по семи окон, а в верхнем пять. Главный купол освещен 4-мя окнами.

Над 40 колоннами нижнего этажа расположены в верхних галереях 60 других и

выше входных дверей еще семь, так что всего 107 колонн. Этому числу на

Востоке приписывали таинственное значение.

Все колонны верхнего этажа

мраморные или гранитные, превосходно полированные и гладкие, но карнизы и

архивольты поверх этих колонн совершенно фантастические. Они украшены

бесчисленным множеством листьев и полосок в виде галунов, перемешанных и

переплетенных между собою. Главный купол, для соединения полного развития его

размеров с легкостью стиля, сложен из глиняных горшков, которые до сих пор

удивляют своею крепостью; они сделаны из легкой глины, найденной на острове

Родосе, и так легки, что вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного

Стены сложены из кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры

— из больших известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и

гладко оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных

Рекомендуем почитать

Наверх