МИД РФ: односторонняя демаркация Украиной границы не будет юридически обязывающей для РФ. Спорный остров

Отдых 26.01.2024
Отдых

Наздратенко охраняет Японское море от китайцев
Спор насчет демаркации восточного участка российско-китайской границы был начат руководством Приморского края в 1995 году. Губернатор Приморья Евгений Наздратенко тогда публично отверг предложения МИД РФ о совместном хозяйственном использовании ряда участков территории России и Китая, отходящих по итогам демаркации государственной границы к сопредельной стороне. Тем самым он положил начало длительному конфликту, который по всем признакам можно считать и международным скандалом, и внутренней разборкой между центром и субъектом федерации.

Со времени вынесения конфликта на суд общественности аргументация сторон претерпевала определенные изменения (особенно со стороны губернатора). Но так или иначе, на фоне нынешнего визита председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву и эпохальных договоренностей "о многополярном мире и формировании нового международного порядка" вопрос о территориальных разногласиях, на существовании которых настаивает губернатор Наздратенко, может внести серьезнейший диссонанс в оптимистическую картину российско-китайского сотрудничества.

История вопроса
Пограничные споры двух стран имеют долгую историю. По Тяньцзиньскому договору от 1 июня 1858 года предусматривалось проведение черты по землям, до того находившимся в совместном управлении. 2 ноября 1860 года в Пекине генерал Николай Игнатьев подписал дополнительный договор о восточной границе между империями. Стороны согласились, что "после постановления пограничных знаков граничная линия навеки не должна быть изменяема". Это условие соблюдалось 131 год. Затем возникла "проблема территорий". 16 мая 1991 года СССР и КНР подписали соглашение о госгранице в ее восточной части, договорившись уточнить ее линию, дабы "справедливо и рационально разрешить оставшиеся пограничные вопросы".
Собственно демаркация восточной части границы России с Китаем была действительно необходима — фактически она была необустроена. Если в большинстве регионов демаркационные работы проводятся раз в 10-15 лет, то на Востоке она последний раз производилась аж в ХIX веке. Сегодня, когда приграничные территории открыты для хозяйственного использования, участились случаи непреднамеренного нарушения границы: в местах, где нет в достаточном количестве погранзнаков, россияне нечаянно забредают в Китай, а китайцы — к нам.
Однако руководство Приморского края уверено, что границу уточнили несправедливо и нерационально. В 1993 году администрация привлекла внимание краевого совета к тому факту, что по соглашению к Китаю отойдет более 1500 га в Приморском крае (части своих земель также лишились Хабаровский край и Амурская область). В Ханкайском районе передаются 300 га пашни, в Уссурийском — 960 га кедровых лесов, в Хасанском — 330 га, прилегающих к реке Туманная (сейчас демаркацию осталось завершить только на последнем участке). В связи с этим Евгений Наздратенко, пригрозив своей отставкой, заявил, что не допустит передачи китайцам "ни пяди земли".
С тех пор позиция губернатора не раз претерпевала метаморфозы в соответствии с политической конъюнктурой. Требование полностью денонсировать соглашение между Россией и КНР (при этом Наздратенко утверждал, что опирается на личную поддержку Ельцина) сменялось признанием Венской конвенции, которая не разрешает денонсировать международные соглашения в принципе. Тем не менее, на истории с демаркацией Наздратенко заработал прочную славу патриота, пригодившуюся ему и на выборах, и в борьбе с центром.
В последний раз глава администрации отказался от прежней ура-патриотической риторики, конкретизировав свою позицию по поводу негативных последствий демаркации в прежнем виде. Во-первых, утверждает он, получив участок территории в устье реки Туманная, китайцы построят там крупный порт. Выход КНР в Японское море откроет дорогу китайскому сырью и товарам в Японию. Во-вторых, новый порт резко снизит привлекательность портов Приморья, а грузооборот на Транссибирской магистрали сократится наполовину.
В одном из последних документов администрации края о демаркации говорится, что "готовность России идти на односторонние уступки Китаю создает прецедент для ужесточения позиции Японии по отторжению четырех южнокурильских островов и активизации территориальных притязаний со стороны соседних государств на западе и юге России" (прямой отсыл к проблеме Севастополя). Вооружившись этими аргументами, губернатор обратился за поддержкой к Совету федерации, но результата не получил. Зато натолкнулся на грозный окрик со стороны Бориса Ельцина, который потребовал от Наздратенко впредь согласовывать с МИД свои заявления по российско-китайским отношениям. Но глава Приморья остался при своем мнении. Правда действует он тоньше.
В Приморье начался срочный сбор подписей за проведение общекраевого референдума, в ходе которого местные жители выскажутся "за" или "против" передачи земель. Как поведал журналистам член инициативной группы общественного движения "Партия Приморья", прокурор Ленинского района Владивостока Олег Логунов, никакого отношения к краевым властям движение не имеет, но точку зрения Наздратенко на проблему демаркации и взаимоотношений с Китаем разделяет полностью. И функционеры "Партии Приморья", и администрация края старательно дистанцируются, культивируя образ общественно-патриотической инициативы, поступившей из самой гущи народных масс. Хотя утверждения о том, что администрация и "Партия Приморья" не координируют свои действия, вызывают большие сомнения.
Несмотря на президентское требование, неугомонный губернатор продолжает гнуть собственную внешнеполитическую линию. Недавно на встрече с журналистами во Владивостоке, Наздратенко еще раз подтвердил свою точку зрения на демаркацию. "Передача КНР стратегически важного участка границы в Хасанском районе означает в последующем гибель портов Приморья, а в недалекой перспективе — утрату Россией своей позиции на Дальнем Востоке".

Инакомыслие по-приморски: pacta sunt servanda
Российский МИД до сих пор ограничивался краткими негативными оценками позиции Наздратенко. Однако на деле аргументы приморского руководства достаточно серьезны и требуют более подробного рассмотрения.
Разумеется, в Приморье далеко не все исследователи согласны с позицией краевого руководства. Например, доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Дальневосточного госуниверситета Валентин Михайлов, который изложил свое мнение на страницах газеты "Владивосток".
Профессор отмечает, что за последние полвека, особенно после того, как Никита Хрущев рассорился с Мао Цзэдуном, Китай предъявил серьезные территориальные претензии к СССР, претендуя на огромные территории: Приморье, Амурскую область, юг Хабаровского края, часть Забайкалья (речь одно время шла аж о полутора миллионах квадратных километров, которые Россия якобы отторгла у Китая). Руководствуясь решением ЦК КПСС, правительство СССР дало указание МИДу начать переговоры с Китаем по территориальному вопросу. Эти чрезвычайно тяжелые переговоры длились более 30 лет и завершились в начале 1991 года. Дипломатам удалось отстоять российские земли и отвергнуть китайские территориальные притязания, за исключением некоторых небольших участков границы.
Ратификацию подготовленного в советское время договора осуществил Верховный совет РСФСР. Если бы депутаты отказались от ратификации, пришлось бы вновь рассматривать требования Китая о передаче ему всего Приморья и других территорий. "Вся работа наших дипломатов пошла бы насмарку, отношения с Китаем опять перешли бы на грань войны, как это было в 1969 году на острове Даманском", — считает профессор Михайлов.
Он видит и много недостатков в договоре о демаркации. Но неоспоримым, по мнению юриста-международника, является следующий момент: подписанные соглашения должны соблюдаться независимо от изменения международной обстановки, независимо ни от каких внутригосударственных событий. На принципе pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться") и держится все международное право и межгосударственные отношения.
Кстати, если российско-китайский договор о демаркации был бы денонсирован Россией в одностороннем порядке, в этом случае, считает г-н Михайлов, останется в силе договор с Китаем о границах, подписанный еще в 1860 году в Пекине. Именно этот договор привел к пограничному спору между СССР и КНР, поскольку Китай весьма своеобразно толкует многие его положения. При этом китайцы вполне могли бы пойти на ответную меру, в одностороннем порядке денонсировав договор от 1860 года. В этом случае остался бы в силе российско-китайский договор 1858 года, по которому весь нынешний Приморский край и южная часть Хабаровского являются совместным ведением Китая и России. Получается, что Пекин мог бы прислать во Владивосток своего губернатора, который бы управлял Приморьем вместе с Наздратенко.
Кстати, в качестве одного из вариантов решения администрация Приморья предлагает как раз таки "провести демаркацию российско-китайской границы на участке между 416 и 419 (см. схему — Ъ) погранзнаками в строгом соответствии с пекинским договором 1860 года, протоколом о размене картами и описаниями разграничения в Уссурийском крае (16.06.1861), протоколом о тщательно проверенном участке границы двух государств (26.06.1886) и заключением межведомственной комиссии по односторонней проверке советско-китайской границы (16.09.1986)".
Что же касается тезиса о том, что КНР якобы получит выход к Японскому морю, то такое утверждение, по мнению правоведов, ни на чем не основано. В рассматриваемом договоре не предусмотрена передача Китаю территории России, прилежащей к Японскому морю. Те участки, которые предполагается передать Китаю, расположены далеко от моря. И даже если КНР начнет их осваивать (углублять русло реки Туманная, по версии краевой администрации, силами миллиона китайцев), никаких правовых последствий это не вызовет: выхода к морю за счет России китайцы не получат.
Согласно международному праву, если даже направление течения реки Туманная изменится в силу естественных причин или в результате воздействия людей, линия границы будет проходить там же, где она проходила до этого события, если только Россия и КНР не договорятся о ее изменении.
Спорным представляется и утверждение, что, якобы, порты Приморья пострадают от конкуренции с мифическим китайским на реке Туманной. Тем более что на состоянии морских ворот Дальнего Востока уже сейчас и действительно серьезно сказываются внутрироссийские экономические условия.
Даже поверхностный анализ данных по обработке грузов портами региона в 1995-1996 годах подтверждает: своему сегодняшнему сравнительному благополучию на фоне местных предприятий порты обязаны прежде всего российским экспортерам. Они в основном обеспечивают грузами, а значит, и работой практически всю портовую систему Приморья. И если якутские угледобытчики, сибирские металлурги или нефтяники сократят экспорт своей продукции, то у наиболее крупных дальневосточных портов грузооборот упадет катастрофически, а некоторые и вовсе останутся без работы.

Китайская угроза: мифы и реальность
Однако спор о границе может спровоцировать негативные для российско-китайских отношений последствия гораздо раньше, чем китайцы построят порт-конкурент.
Главная опасность — обострение межнациональных отношений, связанное с внедрением в общественном сознании мифа о "китайской угрозе". Незадолго до визита Цзян Цзэминя в Москву ряд китайских изданий рассказали читателям о царящих в Сибири и на Дальнем Востоке антикитайских настроениях, обвинив местных политиков в сознательном и истерическом раздувании мифа о "ползучей китайской экспансии".
Есть ли основания утверждать, что в скором будущем "Владивосток станет пригородом Харбина"? По мнению доктора исторических наук, профессора, директора Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Виктора Ларина, масштабы экспансии китайцев на Дальний Восток, носящей преимущественно экономический, "челночный" характер, заметно преувеличены. Население запугивают огромным числом китайцев, уже проникших и намеревающихся проникнуть в Россию, хотя реальные цифры незаконной миграции гораздо скромнее. По мнению профессора, "китайское пришествие" не представляет опасности для России — такая угроза существует лишь в нашем воображении. То же касается и военной безопасности.
Зато уже сегодня можно констатировать, что федеральные власти практически неспособны "поставить на место" главу субъекта федерации, открыто препятствующего реализации межгосударственного договора о демаркации границы, и фактически осуществляющего от имени России собственную внешнюю политику. Но похоже, что в условиях кризиса ТЭК, на фоне бесконечных дрязг местных властей и тотальной невыплаты зарплаты бюджетникам поза патриота остается последним козырем Евгения Наздратенко.

Для существования любого организованного общества необходима определенная территория. Причем безопасность и функционирование этих земель должны регулироваться государственными актами. Но этого, как показывает история, явно недостаточно. Безопасность и целостность страны можно обеспечить только в том случае, если ее границы будут четко определены и признаны представителями всего мирового сообщества. Именно поэтому территориальные споры остаются одним из самых важных вопросов внешней политики каждого государства.

Не являются исключением и такие великие державы, как Россия и Китай. Изначально между ними лежали огромные по своей протяженности пустынные или малозаселенные территории. Северным рубежом Поднебесной была На сегодняшний день она стоит далеко от нынешней границы. Причем расстояние составляет более тысячи километров. Конечно, это было очень давно. Тогда китайцы не могли даже подумать о том, что река Амур на карте станет линией водораздела между их государством и Россией. Ведь в те времена данные территории были родиной воинственных маньчжуров. А этот народ был этнически далек от ханьцев - коренных китайцев.

Самая протяженная граница в мире

История внесла свои коррективы, и на сегодняшний день мы можем констатировать то, что Россия и Китай - это две империи, вступившие в двадцатый век как две соседние страны. Официальная граница между ними существует уже более ста тридцати лет. В 1860 г. состоялось подписание Пекинского договора, в котором «отныне и навек» был зафиксирован рубеж двух государств.

Россия и Китай - два государства, протяженность границы которых самая большая в мире. Это линия в десять тысяч километров. Начинается она от точки рубежей России, Китая и Афганистана и заканчивается пунктом соседствования России, Китая и Кореи.

Демаркация границ

Договоренности Пекинского соглашения 19-го века в наши дни подверглись некоторым изменениям. Их пересмотрели, то есть провели демаркацию границ. Данный термин означает уточнение существующих рубежей двух государств. Причиной тому могут быть изменения русла рек, почвенного слоя и т. д. Однако демаркация российско-китайской границы произошла из-за ревизии и пересмотра уже существующей линии раздела.

Проведение данных работ только отчасти было вызвано природными явлениями. Так, за 130 лет, прошедших с момента подписания Пекинского договора, изменила свое русло река Туманная. Она стала нести свои воды по территории России. Кроме того, выявились документальные неточности в закреплении пограничных знаков как одного, так и второго государства.

Восточная часть границы

Рубежи, которые имеют между собой Россия и Китай, разделены на две зоны. Восточная часть государственной границы начинается от линии их соседства с Монголией. Протяженность данных рубежей составляет более четырех тысяч километров.

Несмотря на Пекинские договоренности 1860 г., пограничный вопрос двумя странами поднимался не один раз. Линии раздела между Китаем и Россией неоднократно передвигалась местными властями и населением обоих государств. Именно поэтому возникла необходимость в восстановлении рубежей так, как они были закреплены при подписании различных договоренностей.

История соседствования

Практически по всей своей протяженности восточная граница между двумя великими державами проходила и проходит на сегодняшний день там, где расположена река Амур на карте, а также где текут реки Аргунь и Уссури. Однако вплоть до 1992 г. эта линия раздела не была демаркирована соответствующим образом. До 1931 г. имели свободный режим судоходства. По их руслам свободно перемещались водные средства обоих государств. Кроме того, незаселенные многочисленные речные острова находились практически в совместном владении.

Все изменилось после начала японской агрессии, направленной против Китая, а также после создания марионеточного государства Маньчжоу-Го. Для Советского Союза это было явной угрозой безопасности. Именно поэтому нашему государству пришлось установить строгий контроль над речной территорией. Вначале данное решение не вызывало никаких возражений со стороны Китая. Но с 60-х годов прошлого века между нашими странами стала нарастать напряженность. Именно поэтому советский контроль над водными территориями пограничных рек стал главным источником инцидентов.

Спорные территории

В ходе переговоров между СССР и Китаем долгое время обсуждались вопросы суверенитета нескольких участков. Первыми из них являлись две территории в Читинской области. Это достаточно большой остров, расположенный на находящийся в сорока километрах на юго-восток от города Забайкальска. Его значение для России огромно. Остров связывает нашу страну с Китаем и Монголией. Кроме того, данный участок является главным источником питьевой воды для населения города Краснокаменска, на территории которого производилось практически 90 процентов урана.

Вторым спорным участком, расположенным в Читинской области, является остров Менкесели. Он стал предметом разногласий после того, как Аргунь изменила свое течение, повернув русло на 5 км к северу.

Также споры между Россией и Китаем велись по поводу двух участков в Хабаровском крае. Первый из них - остров Большой Уссурийский. Территория находится непосредственно возле Хабаровска - самого большого города России на Дальнем Востоке.

Вызывал споры и остров Тарабарова. Он находится неподалеку от Хабаровска. Этот остров имеет значительную площадь. Кроме того, вокруг него располагается большое количество других островков и островов. Многие из них находятся там, где впадает в Амур. Остров Тарабарова получил свое название более ста лет назад. Тогда, в 1912 г., на его территории поселился со своей семьей и завел там хозяйство трудолюбивый крестьянин. Звали его Сергей Максимович Тарабаров. Официально остров закрепили за Советским Союзом в 1929 г. Между городом и ним располагается Большой Уссурийский.

Источником пограничных инцидентов служат также три территории в Приморском районе. Это участок:

  • недалеко от озера Ханка;
  • Р-образного вида рядом с Полтавкой.

Третья территория представляет собой две небольшие полоски земли, находящиеся севернее озера Хасан.

Все перечисленные выше зоны важны для России в экономическом плане. Именно поэтому они первоначально находились под ее непосредственным контролем. Кроме того, остров Тарабарова и значительные территории Большого Уссурийского расположены в непосредственной близости от Хабаровска, а следовательно, являются его защитой в случае вооруженного нападения.

Принятие окончательных решений

В 1991 году между КНР и РФ были подписаны соглашения, окончательно оформляющие восточный участок границы. И уже год спустя на этой территории начали производиться демаркационные работы. В итоге граница между двумя великими державами стала четко обозначенной на местности. Все работы были проведены с участием специально созданной демаркационной комиссии, в которой находились представители обоих государств.

Впервые в истории от рубежей с Монголией до р. Туманной было проставлено 1184 пограничных столба. Расстояние между ними составляет 1,5-3 км, а в ряде мест со сложным рельефом - 300-500 м. Кроме того, было прорублено несколько сотен километров просек, а также демонтировано большое количество устаревших инженерных сооружений. Затронули демаркационные работы и речные территории. На пограничных участках Амура и Уссури был проведен большой объем гидрографических измерений, а на экватории озера Ханка установили буи.

Демаркационные работы оказались не только трудоемким, но и весьма сложным процессом. Так, местные российские жители острова Китая, находящиеся на границе, считали исконно русской территорией. Ведь эти земли они использовали для своих хозяйственных целей. Тем не менее все работы были проведены согласно подписанным между двумя странами договоренностям. Успешное решение вопросов стало большим вкладом в укрепление дружбы между Россией и Китаем, а также усилением стабильности в регионе.

Завершение демаркации

Важное событие в истории отношений между Россией и Китаем произошло осенью 2004 г. 14 октября в Пекине состоялось подписание еще одного соглашения о прохождении восточных рубежей. Оно стало окончанием территориальных споров между двумя странами.

Согласно подписанному договору, остров Тарабарова и часть острова Большого Уссурийского отошли Китаю.

История спорного вопроса

То, кому принадлежит остров Тарабарова и часть Большого Уссурийского, Россия и Китай не могли решить с 1964 г. Именно тогда начался территориальный спор между двумя великими державами, который так и не был до конца разрешен.

Для того чтобы получить как один, так и второй китайцы начали против СССР ирригационную войну. Она заключалась в регулярном затоплении в протоке Казакевичева барж с песком. Целью таких работ было направление протоки на острова и ее соединение с китайским берегом. В таком случае острова Большой Уссурийский и Тарабарова автоматически бы оказались на территории Поднебесной. Но затея эта была провалена, так как россияне постоянно углубляли дно Амура и укрепляли его берега. И только соглашение 2004 г. положило конец длительной ирригационной войне.

Что досталось Китаю?

Согласно подписанным договоренностям, Россия передала соседнему государству остров Тарабарова. Отдали Китаю и западную часть Большого Уссурийского (его поделили примерно поровну). На сегодняшний день данные территории - это провинция Хэйлунцзян.

Как же проходит нынешняя граница? После того как часть Большого Уссурийского, а также остров Тарабаров отдан Китаю, рубеж между двумя странами стал проходить по прибрежной части Хабаровска. Причем дачи местных жителей, расположенные на Большом Уссурийском, остались на российской стороне. Остальная часть досталась китайцам. Всего Россия отдала соседнему государству 337 квадратных километров своих площадей.

Что изменилось после передачи территории?

На сегодняшний день о. Тарабарова и часть Большого Уссурийского - это острова Китая. Соседнее государство стало ближе к Хабаровску сразу на пятьдесят километров. Ранее Большой Уссурийский защищал Россию от военного нападения. На его территории находился укрепрайон. На сегодняшний день военные оставили все инженерные сооружения и переместились на новую заставу.

Главной достопримечательностью Большого Уссурийского является православная часовня, возведенная в честь Китайцы с пониманием отнеслись к нашей религиозной святыне и отнесли линию границы подальше от храма.

Сегодня территории, отданные Россией, согласно договору от 2004 г., - это провинция Хэйлунцзян уезда Фуюань. Русские острова Тарабарова и Большой Уссурийский - о. Иньпундао и о. Хэйсянцзыдао.

С юга в северном направлении на этих землях уже построена главная магистраль. Вдоль ее западной стороны идет активное строительство «Самой восточной пагоды». Это многоэтажная башня, достигающая высоты 81 м, имеющая квадратную форму. Ее архитектура выполнена в стиле династий Тань и Хань. Пагода, которая встанет как раз напротив часовни святого Виктора, выступит ярким символом территории, полученной Китаем. Башня настолько высока, что увидеть ее можно и из российского поселка, находящегося в пойме Амура.

Стоит сказать и о том, что изменила свое географическое положение самая восточная точка Китая. Ранее она находилась в поселке Усу, а сейчас переместилась на остров Хэйсянцзы. В результате китайцы стали встречать восходящее солнце на пятьдесят восемь секунд раньше.

Острова активно посещают туристы обеих стран. Например, в 2015 г. количество путешественников составило около полумиллиона.

Природные ресурсы переданных территорий

Остров Тарабарова, как и Большой Уссурийский, имеет богатые земли. До семидесяти процентов их площадей могут быть использованы в качестве пастбищ, сенокосов и пашен. Кроме того, на островах обитают пушные звери, а также копытные животные и водоплавающая дичь. Есть на этих землях виды, которые занесены в Красные книги СССР, России и Международного союза. В их список входят: японский и черный журавли, черные аисты, сухонос, мандаринка, кожистая дальневосточная черепаха и т. д.

Пойменные озера, а также воды реки Амур и его протоков богаты рыбой. Встречаются здесь и охраняемые виды. Это и Вокруг островов совершает свои миграционные перемещения осенняя кета и миног.

Да, Китаю переданы богатые земли. Однако российская сторона полагает, что в экономическом плане она не понесла значительных потерь. Наша страна имеет большие планы. Они предполагают создание на этих территориях совместной российско-китайской торговой зоны. Это позволит предоставить нормальные условия для осуществления товарооборота между провинцией Хэйлунцзян и Хабаровским краем. И на сегодняшний день в федеральном бюджете уже начало закладываться финансирование, необходимое для строительства моста из Хабаровска на остров Хэйсянцзы.

Российско-китайской границы состоялась в 2005 году . В результате проведения межгосударственной границы по центру реки Амур Китай получил ряд территорий общей площадью 337 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури . Данные земли не были заселены и использовались мало (судя по тому, что на фото со спутника в Google Maps видно, что построек там мало), по причине заболоченности, сейчас они используются не лучше. Основную часть этих территорий составила западная оконечность Большого Уссурийского острова на реке Амур напротив устья реки Уссури. Остров имеет территорию от 327 до 350 км² в зависимости от сезона.

14 октября 2004 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе , согласно которому произошла передача.

Председатель российской части российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Леонид Драчевский заявил, что передача островов урегулирует «последний момент, омрачающий отношения между Россией и Китаем» . По словам заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Натальи Нарочницкой , «уступка территории очень небольшая, а важность стратегических отношений с Китаем очевидна».

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв отметил, что у подписания соглашения были две альтернативы: требовать у Китая всех спорных территорий или оставить ситуацию без изменений и с отсутствием перспектив договориться в обозримом будущем (что, по его мнению, крайне опасно для России, так как несёт риск вспыхивания конфликта). Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что речь не идёт о территориальных уступках: острова юридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали, и при заключении в 1991 году соглашения о границе между СССР и КНР принадлежность трёх островов также не была определена.

Против соглашения выступили представители КПРФ . В частности, Виктор Илюхин заявил: «Отдают 337 квадратных километров! Это очень большая территория, на ней расположены дачные участки граждан России, о компенсации которым никто ничего не говорит». Хабаровский крайком КПРФ организовал митинг против передачи островов.

См. также

Источники

Литература

  • Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 14 октября 2004 года.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 52-ФЗ «О ратификации Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части »

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Поручить провести демаркацию российско-китайской государственной границы на ее западной части российской делегации и ее рабочему аппарату демаркационной комиссии (далее именуется российская делегация), образованным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1992 г. N 568-38 для осуществления демаркационных работ на восточной части российско-китайской границы, включив в состав указанной делегации Байбородина И.В., Соловьева А.П. (Федеральная пограничная служба Российской Федерации), Шебалина А.Ф., Евсиенкова Ю.А. (Министерство обороны Российской Федерации), Алцубаева А.Н. (Правительство Республики Алтай).

На весь период проведения работ по демаркации российско-китайской государственной границы на ее западной части распространить на российскую делегацию действие пунктов 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 16, 17 указанного постановления.

2. Поручить Министерству иностранных дел Российской Федерации сообщить Китайской Стороне состав российской делегации и договориться о начале и порядке ее работы.

3. Утвердить прилагаемые директивы российской делегации в Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы.

4. Одобрить прилагаемый проект Положения о Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы, предварительно согласованный с Китайской Стороной, разрешив вносить в указанный проект изменения, не имеющие принципиального характера, и поручить председателю российской делегации подписать его.

5. Разрешить российской делегации произвести на взаимной основе передачу китайской делегации в пределах российско-китайской государственной границы координат геодезических пунктов в системе координат 1942 года в полосе до 20 километров от демаркируемой линии границы.

6. Российской делегации провести переговоры с соответствующими делегациями Китайской Народной Республики и Республики Казахстан и разработать документы демаркации на стык государственных границ Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Казахстан.

7. Поручить председателю российской делегации, его заместителям и членам подписать демаркационные документы с последующим их представлением на утверждение в Правительство Российской Федерации.

8. Возложить на Министерство иностранных дел Российской Федерации материально-техническое обеспечение российской делегации в переговорном процессе, а также оказание содействия в обеспечении авиа и железнодорожными билетами для поездок в служебные командировки в пределах Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Казахстан.

9. Возложить на Министерство обороны Российской Федерации выполнение геодезических, топографических, картографических работ, подготовку и издание документов демаркации.

Расходы в рублях и иностранной валюте на выполнение указанных работ и расходы, изложенные в подпунктах "а" , "б" , "д" и "ж" пункта 10 и пункте 13 настоящего постановления, производить за счет сметы расходов, выделяемых Министерством финансов Российской Федерации целевым назначением для Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации на выполнение демаркационных работ.

10. Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации:

а) сформировать до 1 марта 1998 г. российскую часть совместной российско-китайской демаркационной рабочей группы (далее именуется - демаркационная рабочая группа), оснастив ее дополнительно к штатным средствам необходимыми материально-техническими, транспортными средствами и средствами связи, а также имуществом и инструментами.

Укомплектовать демаркационную рабочую группу переводчиками.

Определить порядок деятельности демаркационной рабочей группы, ее комплектование и материально-техническое обеспечение.

Министерству обороны Российской Федерации для комплектования указанной рабочей группы направить 7 офицеров, 1 прапорщика, 37 солдат и сержантов, 1 лицо из числа гражданского персонала, а Федеральной пограничной службе Российской Федерации - 3 офицеров, 1 прапорщика, 15 солдат и сержантов.

Все работы по демаркации границы выполнять в соответствии с планами и техническими требованиями, утвержденными демаркационной комиссией, а также по заявкам российской делегации в этой комиссии;

б) выделять по заявкам российской делегации самолеты, вертолеты и автотранспорт. Увеличить нормы расхода горюче-смазочных материалов для выделяемой в интересах демаркации автотракторной техники до 1,8 раза;

в) укомплектовать части, выделяющие военнослужащих в демаркационную рабочую группу, солдатами и сержантами до полной штатной численности на период проведения работ по демаркации;

г) обеспечить военнослужащих, участвующих в проведении работ по демаркации:

вещевым и другим имуществом, специальной одеждой по нормам снабжения, установленным для холодных районов;

продовольственными пайками по норме N 1, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 479-28 от 10 июля 1992 г., с учетом выдачи всем военнослужащим дополнительных продуктов, указанных в подпункте "в" примечания 2 к этой норме;

д) предоставлять военнослужащим и гражданскому персоналу из состава демаркационной рабочей группы при проведении рабочих встреч на территории Китайской Народной Республики валютные средства на командировочные расходы по установленным нормам за время их фактического пребывания на территории Китайской Народной Республики;

е) обеспечивать в период проведения работ по демаркации членов российской делегации и ее рабочего аппарата, экспертов, технический и гражданский персонал, а также представителей Правительства Республики Алтай в демаркационной рабочей группе питанием в установленном порядке за плату;

ж) предусматривать выделение демаркационной рабочей группе на проведение каждой совместной рабочей встречи с китайскими представителями денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации по два минимальных размера оплаты труда от каждого ведомства, установленных для районов, где производятся работы по демаркации;

з) обеспечивать вещевым имуществом военнослужащих Федеральной пограничной службы Российской Федерации, дислоцированных в районе производства демаркационных работ и привлекаемых к работам по демаркации границы, на период проведения этих работ по нормам обеспечения и срокам эксплуатации (носки), установленным для военнослужащих пограничных застав.

11. Сохранить за военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, привлекаемыми к работам по демаркации, на весь период проведения работ занимаемые должности по основному месту службы (работы) и денежное довольствие (заработную плату) по этим должностям по установленным законодательством нормам.

Повышенные должностные оклады и надбавки за службу (работу) в отдаленных (высокогорных) и с тяжелыми климатическими условиями местностях указанным лицам выплачивать в размерах, установленных законодательством для военнослужащих (гражданского персонала), проходящих службу (работающих) в соответствующих отдаленных (высокогорных) местностях с тяжелыми климатическими условиями, но не более, чем это установлено по месту выполнения работ.

12. Федеральной пограничной службе Российской Федерации обеспечить:

пропуск через государственную границу членов делегаций Сторон, демаркационной рабочей группы и экспертов Сторон, российского и китайского персонала, занятого на работах по демаркации, а также технических и иных необходимых для работы средств в соответствии с установленным порядком;

безопасность российского и китайского персонала, выполняющего работы в районе государственной границы на российской территории;

доставку до государственной границы пограничных знаков и их установку.

13. Федеральной авиационной службе России принимать меры по обеспечению приема воздушных судов Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, выполняющих работы, связанные с демаркацией, включая аэродромно-техническое обслуживание, заправку и охрану, на основе последующих расчетов с соответствующими ведомствами, а также осуществлять размещение и питание экипажей за наличный расчет на аэродромах и посадочных площадках приграничных районов Республики Алтай и Алтайского края (Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Алейск, Акташ, КошАгач, Усть-Кокса).

назначить представителя Кош-Агачского района для работы в демаркационной рабочей группе с правом участия в рабочих встречах демаркационной рабочей группы, в том числе и на территории Китайской Народной Республики, предусмотрев выделение на эти цели соответствующих средств в рублях и иностранной валюте в бюджете Республики Алтай;

выделить альпинистов поисково-спасательных отрядов для проведения инструкторско-методических занятий с личным составом демаркационной рабочей группы и для организации восхождений к месту установки пограничных знаков;

предоставлять при необходимости Китайской Стороне за плату вертолеты для доставки с китайской территории и обратно персонала, выполняющего демаркационные работы, оборудования, инструментов и имущества в район работы, а также оборудования, инструментов и имущества в район базирования демаркационной рабочей группы;

предоставлять Китайской Стороне за плату для выполнения демаркационных работ рабочую силу, материалы, а также вертолеты, вьючных лошадей с вьюковожатыми;

организовать периодическую доставку в район базирования демаркационной рабочей группы свежих овощей и фруктов для персонала, выполняющего демаркационные работы;

оказывать содействие демаркационной комиссии и демаркационной рабочей группе в предоставлении в случае необходимости жилых и служебных помещений, в организации рабочих встреч с представителями Китайской Стороны, а также в проведении протокольных и культурных мероприятий на российской территории.

15. Разрешить на период выполнения полевых работ по демаркации границы пребывание на российской территории персонала китайской части демаркационной рабочей группы.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации и на Федеральную пограничную службу Российской Федерации размещение китайского персонала на российской территории в полевом лагере, предоставление транспортных средств и медицинского обеспечения бесплатно с отнесением расходов за счет ассигнований по смете расходов на выполнение демаркационных работ, а обеспечение питанием наравне с офицерским составом и заправку китайского автотранспорта горючим за плату.

16. Разрешить пересечение государственной границы и посадку вертолетов Министерства обороны Китайской Народной Республики в светлое время суток на территории Российской Федерации в районе производства работ. Разрешить вертолетам Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной авиационной службы России пересечение государственной границы и посадку на территории Китайской Народной Республики для доставки геодезической аппаратуры и технического персонала, принимающего участие в демаркации границы в составе демаркационной рабочей группы, по взаимному согласованию и в установленном порядке.

Китайские вертолеты с экипажем в случае технической неисправности или при неблагоприятных метеорологических условиях могут с разрешения соответствующих компетентных органов оставаться на российской территории на ночь.

17. Министерству обороны Российской Федерации по согласованию с российской делегацией выделить рабочие и запасные частоты КВ диапазона для радиосредств китайской части демаркационной рабочей группы, осуществляющей работы по демаркации границы на территории Российской Федерации.

18. Государственному таможенному комитету Российской Федерации обеспечивать первоочередной порядок таможенного оформления транспортных средств и имущества делегаций Сторон, а также перемещаемого через государственную границу между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой личного багажа членов указанных делегаций и привлекаемых к работе советников, экспертов и технического персонала.

19. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации оказывать содействие российской делегации в организации и проведении работы с китайской делегацией, в том числе в обеспечении поездок в районы, в которых проводятся работы по демаркации государственной границы.

20. Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации предусматривать в проектах смет необходимые ассигнования в рублях и иностранной валюте на проведение всего комплекса демаркационных работ.

Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета предусматривать Министерству иностранных дел Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной пограничной службе Российской Федерации необходимые средства на проведение комплекса демаркационных работ.

Директивы
российской делегации в Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы

1. Установить и обозначить на местности согласованную линию государственной границы между Россией и Китаем, описанную в статье 2 Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года.

2. Руководствоваться Соглашением между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года, положениями российского законодательства, касающимися государственной границы, а также имеющейся практикой разработки документов демаркации;

исходить из того, что демаркация западного участка российско-китайской границы является составной частью всего процесса урегулирования пограничных вопросов с Китаем;

осуществлять свою деятельность под общим руководством главы совместной делегации правительств Российской Федерации, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан на переговорах с Китаем по пограничным вопросам;

вести дело к завершению на современном техническом уровне демаркационных работ на западной части российско-китайской государственной границы в сжатые сроки и стремиться к тому, чтобы закончить демаркацию одновременно как на восточной, так и на западной частях государственной границы между Россией и Китаем;

проводить линию на экономию материальных и финансовых средств, осуществлять строгий контроль за их расходованием.

3. Разработать совместно с Китайской Стороной документы, определяющие порядок проведения демаркационных работ;

согласовать с Китайской Стороной количество, формы, размеры и порядок установки пограничных знаков;

определить точное положение линии водораздела на хребте Южный Алтай, принимаемой за линию российско-китайской государственной границы, обозначить ее пограничными знаками.

4. Провести переговоры с соответствующими делегациями Китайской Народной Республики и Республики Казахстан и разработать документы демаркации на стык государственных границ Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Республики Казахстан. В ходе переговоров руководствоваться заключенными соглашениями о государственных границах между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой и между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, а также имеющейся практикой разработки документов демаркации на стык государственных границ. Разработанные документы представить на утверждение в установленном порядке.

5. Передавать по согласованию сторон на переговорах по пограничным вопросам на рассмотрение глав правительственных делегаций вопросы, не решенные в рамках демаркационной комиссии.

6. Договориться с Китайской Стороной о формировании и порядке работы демаркационной рабочей группы. Во взаимодействии с командованием Сибирского военного и Забайкальского пограничного округов руководить демаркационной рабочей группой и контролировать качество выполняемых демаркационных работ.

7. Подготовить по итогам демаркационных работ протокол-описание прохождения линии российско-китайской государственной границы, карту в масштабе 1:50000 с изображением линии российско-китайской государственной границы на ее западной части, другие демаркационные документы и представить их на утверждение в установленном порядке.

Проект

Положение
о Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы

В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части от 3 сентября 1994 года (далее именуется - Соглашение) Правительство Российской Федерации и Правительство Китайской Народной Республики поручили проведение демаркации российско-китайской государственной границы на ее западной части ныне действующей Совместной Российско-Китайской демаркационной комиссии (далее именуется - демаркационная комиссия), выполняющей демаркацию российско-китайской государственной границы на ее восточной части.

Демаркационная комиссия руководствуется следующими положениями.

1. Состав демаркационной комиссии приведен в приложении к настоящему Положению. Стороны могут привлекать необходимое количество советников и экспертов.

2. Российская и китайская делегации в демаркационной комиссии осуществляют свою деятельность под руководством глав соответствующих правительственных делегаций на переговорах по пограничным вопросам. Председатели делегаций в демаркационной комиссии являются членами правительственных делегаций своих Сторон на переговорах по пограничным вопросам.

1. Демаркационная комиссия в соответствии с Соглашением определяет на местности прохождение линии российско-китайской государственной границы от западного стыка государственных границ России, Китая и Монголии до стыка государственных границ России, Китая и Казахстана.

2. В соответствии с положениями Соглашения демаркационная комиссия определяет задачи, принципы и методы работы по демаркации границы, вырабатывает план демаркационных работ и необходимые документы по их выполнению, а также обеспечивает выполнение работ, связанных с демаркацией границы, по согласованному плану.

3. Демаркационная комиссия формирует совместную демаркационную рабочую группу (далее именуется - демаркационная группа) для проведения на местности всего комплекса работ по демаркации границы, осуществляет контроль за работой демаркационной группы, рассматривает, проверяет и утверждает представленные демаркационной группой документы, разрешает вопросы, с которыми демаркационная группа обращается в демаркационную комиссию в процессе работы, контролирует точность установки пограничных знаков и нанесения линии государственной границы на карту.

1. Демаркационные работы осуществляются Сторонами, как правило, на паритетных началах. Каждая Сторона несет расходы самостоятельно. В отдельных случаях, если это вызвано необходимостью, вопросы, связанные с расходами на проведение работ по демаркации, будут дополнительно согласовываться между Сторонами.

2. Демаркация границы будет производиться на основе топографической карты масштаба 1:50000, созданной совместно Сторонами в период 1993-1995 годов.

3. Вопросы, которые возникли в ходе демаркационных работ и которые не могут быть разрешены демаркационной комиссией, по согласованию Сторон передаются на решение в правительственные делегации двух Сторон на переговоры по пограничным вопросам.

1. Демаркационная комиссия проводит переговоры поочередно на территории двух государств в столицах или других городах в районе границы.

2. Стороны председательствуют на переговорах поочередно. По итогам каждого раунда переговоров составляется протокол на русском и китайском языках в двух экземплярах, которые подписываются председателями делегаций Сторон или их заместителями; определяется также время, место и вопросы повестки дня следующего раунда переговоров.

Переговоры проводятся в форме пленарных заседаний демаркационной комиссии, встреч председателей делегаций, заседаний членов демаркационной комиссии или встреч экспертов.

3. Стороны проводят свои переговоры конфиденциально. Сообщения для печати о проведенном раунде переговоров демаркационной комиссии подлежат согласованию и публикуются одновременно.

4. Во время проведения переговоров демаркационной комиссии на территории другой Стороны принимающая Сторона создает необходимые условия для передачи и приема телеграмм и перевозки документов.

5. Расходы по командированию своих представителей на территорию другой Стороны для участия в переговорах несет направляющая Сторона. Принимающая Сторона обязана предоставить помещение для проведения переговоров и обеспечить транспортом.

1. Демаркационная комиссия в целях выполнения демаркационных работ разрабатывает следующие документы:

положение о Совместной российско-китайской демаркационной комиссии на западной части российско-китайской государственной границы;

инструкция Совместной российско-китайской демаркационной рабочей группе на западной части российско-китайской государственной границы;

инструкция по определению местоположения пограничных знаков на российско-китайской государственной границе на ее западной части;

правила упрощенного порядка пересечения российско-китайской государственной границы на ее западной части персоналом, выполняющим работы по демаркации, транспортными и техническими средствами в период демаркации на местности и работы на территории другой Стороны;

инструкция о порядке обозначения российско-китайской государственной границы на ее западной части пограничными знаками;

инструкция о порядке составления протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее западной части;

инструкция по оформлению и изданию документов демаркации российско-китайской государственной границы на ее западной части.

2. Демаркационная комиссия по итогам демаркационных работ готовит следующие документы:

протокол-описание линии российско-китайской государственной границы на ее западной части;

карта в масштабе 1:50000 с изображением линии государственной границы и пограничных знаков, прилагаемую к протоколу-описанию;

протоколы пограничных знаков;

каталог координат и высот пограничных знаков;

заключительный протокол о работе демаркационной комиссии.

Официальные названия вышеуказанных документов Стороны согласуют дополнительно.

Официальными языками демаркационной комиссии являются русский и китайский.

Настоящее Положение вступает в силу в день его подписания.

Совершено в г. _____________ ___________199 года в двух экземплярах, каждый на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Председатель российской делегации

в Совместной Российско-Китайской

демаркационной комиссии

Председатель китайской делегации

в Совместной Российско-Китайской

демаркационной комиссии

Рекомендуем почитать

Наверх