Что нельзя делать в мечети? Коллективный намаз. Мечеть

Греция 23.10.2023
Греция

Среди множества разнообразных зданий, построенных людьми на Земле, всегда особенно выделялись места, куда люди приходили, чтобы поклониться Всевышнему. Их старались сделать более высокими, чем обычные дома, украшать самыми разнообразными способами и относиться к ним с особенным уважением.

Недаром в исламе мечети – места поклонения и богослужения – называют дома Аллаха (бейтуллах по-арабски). Разумеется, это не следует понимать в том смысле, что Всевышний живет в этом месте, имеется в виду, что мечети особо посвящены Аллаху - там проводят общие молитвы, поминают Его имя, там люди отрешаются от мирской суеты. Поэтому, когда человек идет в мечеть, он, можно сказать, отправляется в гости к Всевышнему.

В Коране говорится об этих особенных местах так:

«Воистину мечети принадлежат Аллаху, и поклоняйтесь там одному Аллаху» (72:18).

Наш Пророк (мир ему и благословение) много раз подчеркивал, что человек, который любит посещать мечети, будет особенно вознагражден за это. В известном хадисе, где перечисляются семь категорий людей, которые смогут укрыться в Судный день в тени Трона Аллаха, говорится, что в числе этих избранных будет человек, чье сердце было привязано к мечети в земной жизни.

Мечеть – это не только место для ежедневной молитвы. В наше время, когда люди особенно много заняты мирской суетой и увлечены погоней за земными благами, мечеть – это место, где собираются люди, преданные религии. Здесь можно встретиться с братьями и сестрами по вере, здесь проводятся лекции и уроки по основам религии, читается Коран. В одном из хадисов сказано, что «мечеть – это дом для каждого верующего» . В другом сообщении передается, что:

«Когда человек приходит в мечеть для молитвы и поминания Аллаха, Всевышний Аллах встречает его радостно, подобно тому, как семья радостно встречает человека, вернувшегося домой» (Ибн Маджа).

Думаю, нет мусульман, которые не понимали бы значимость мечети. Однако, к сожалению, время от времени приходится наблюдать, что мусульмане далеко не всегда ведут себя в мечетях подобающим образом и оказывают этому месту должное уважение.

Итак, как себя следует вести в мечети и чего там делать нельзя?

1 . Если мечеть – это дом Всевышнего, а мы – когда находимся в них – Его гости, то, отправляясь в мечеть, следует вести себя соответственно. Когда мы идем в гости – особенно к уважаемым людям – мы тщательно умываемся, одеваем чистую и красивую одежду, аккуратно причесываемся.

Тем более, отправляясь в мечеть, нужно быть чистым и опрятным, и находиться в состоянии ритуальной чистоты (тахарат). Особенно это касается людей, которые отправляются в пятницу на джума-намаз – им весьма желательно искупаться, надеть лучшую одежду и привести себя в порядок.

Также одежда находящихся в мечети должна закрывать аурат – те части тела, которые необходимо скрывать от посторонних. Для женщин, в частности, - это все тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног. Мужчинам также нежелательно быть в шортах либо в слишком обтягивающих брюках – хотя формально эта одежда закрывает аурат, это противоречит уважительному отношению к месту для молитвы.

2. Верующим следует бережно относиться к имуществу мечети - не нарушать там порядок, не портить ее имущество, не пачкать, не мусорить. Не нужно думать, что следить за порядком в мечети – это дело лишь ее работников. Нет, это касается каждого из нас.

В одном из рассказов из жизни Пророка (мир ему и благословение) передается, что в Медине жила женщина, которая старалась добровольно поддерживать порядок в мечети. Однажды Пророк (мир ему и благословение) не увидел ее и спросил, что с ней. Сподвижники сказали ему, что она умерла. Тогда он совершил по ней заупокойный намаз и сказал: «Я видел ее в Раю. Она была вознаграждена за уборку в мечети» (Бухари).

Порядок следует поддерживать не только в самой мечети, но и на прилегающей к ней территории.

3. При входе в мечеть, следует заходить с правой ноги, произнеся следующее дуа:

«Аллахумма ифтах ли абваба рахматик»

«О, Аллах, открой мне врата Твоей милости»

После вхождения в мечеть, перед тем, как садиться, весьма желательно совершить два ракаата намаза приветствия мечети – тахийятуль-масджид. Его можно совершать в любое время, кроме тех промежутков времени, когда читать намаз нежелательно (макрух) – во время восхода солнца, пока оно полностью не поднимется над горизонтом; во время зенита, пока солнце не начнет клониться к закату; и во время захода солнца, пока оно не зайдет полностью.

В таком случае можно вместо намаза произнести следующие слова:

«Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар»

«Свят Аллах, вся хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах велик».

При выходе из мечети желательно произнести следующее дуа:

«Аллахумма инни асалюка мин фадлик»

«О Аллах, я прошу Твоей милости»

4. Не следует находиться в мечети человеку, от которого исходит резкий неприятный запах. Поэтому верующим следует воздерживаться от употребления в пищу таких продуктов как лук или чеснок перед уходом в мечеть.

Передается, что Пророк (мир ему и благословение) говорил об этом: «Кто съел один из этих двух овощей (лук или чеснок), пусть не приближается к нашим мечетям до тех пор, пока от него не перестанет пахнуть» (Муслим).

Женщинам следует воздерживаться от использования парфюмерии – это порицаемо для них в общественных местах и, тем более, в таком месте, как мечеть.

5. В мечетях следует вести себя тихо – не повышать голос, даже если человек читает Коран или зикр, это отвлекает других молящихся. Тем более, будет грубым нарушением этикета мечети, если люди, забыв о святости места, где они находятся, начинают вести громкие разговоры на посторонние темы, спорить, шуметь.

6. Не забывайте выключить свои мобильные телефоны перед входом в мечеть или убрать на них звук. Использование телефонов в мечети – когда мелодия звонка раздается во время общей молитвы – стало настоящим бедствием нашего времени. И хотя перед началом каждой молитвы многие имамы специально делают напоминание об этом, находятся люди, которые игнорируют эти просьбы.

Отвечать на звонки и разговаривать по телефону в мечети тоже будет противоречить уважению к этому месту. Если у вас какой-то важный разговор, лучше будет выйти на улицу и пообщаться там.

7. В мечети не разрешается заключать торговые сделки или делать объявления о пропавших вещах, и вообще – лучше не беседовать на мирские темы, тем более, таким образом, который мешает другим людям.

8. Неуважительным считается сидеть в мечети, вытянув ноги в сторону киблы – того направления, в котором совершают молитвы.

9. Не следует проходить перед человеком, который совершает намаз; поднимать тех людей, кто уже сел в ряд, чтобы пройти вперед; проталкиваться в ряд, если в нем уже нет места.

10. Если человек пришел в мечеть в то время, когда звучит азан, то покидать мечеть, не совершив коллективную молитву, порицается (если только он не является имамом в другой мечети). Есть сообщение, где рассказывается следующее:

«Мы сидели в мечети вместе с Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), и муэдзин читал азан. В это время один мужчина встал с места и ушел. Абу Хурайра проводил его взглядом и сказал: “Воистину, этот человек ослушался Пророка (мир ему и благословение)”» (Абу Дауд и Муслим).

11. Отдельный момент представляет собой присутствие детей в мечети . Часто приходится видеть, что родители – особенно женщины – приводят с собой в мечеть маленьких детей, которые потом могут бегать, играть и шуметь в зале для молитвы, отвлекая других людей.

Этого тоже следует избегать – детей в мечеть лучше приводить в том возрасте, когда они уже осознают святость этого места и умеют себя правильно вести (не кричать, не бегать, ничего не пачкать). Если же вам не с кем оставить ребенка, возьмите для него игрушки или книжки, чтобы ему было чем заняться, и он мог бы посидеть тихо.

Если вы собираетесь прийти в мечеть в первый раз

Люди, которые только недавно пришли к соблюдению религии или недавно приняли ислам, особенно женщины, часто волнуются: «Можно ли мне прийти в мечеть, как одеться, как себя вести?». Для них специально перечислим некоторые моменты:

Как мы сказали выше, в мечеть следует приходить в состоянии ритуальной чистоты – совершить малое омовение или, по возможности, искупаться. Одежда и обувь должны быть чистыми.

Если вы – женщина:

Женщинам следует надеть такую одежду, которая будет закрывать все тело – кроме лица, кистей рук и ступней ног. Также одежда не должна быть слишком обтягивающей или прозрачной. Если у вас нет длинной юбки или платья, можете надеть брюки, но широкие, а сверху наденьте длинную кофту или тунику. Голову обязательно покройте платком.

Не следует пользоваться духами или другой резко пахнущей парфюмерией.

В мечетях обычно есть отдельный вход для женщин, либо отдельные залы для мужчин и для женщин. Заранее узнайте при входе в мечеть, куда вам следует пройти.

Многие исламские ученые порицали нахождение в мечети женщин во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений). Так что лучше не посещать мечеть в таком состоянии.

Если вы еще не умеете совершать намаз, а пришли просто посмотреть, старайтесь не мешать другим молящимся. Не следует без необходимости ходить по залу для молитвы, и особенно старайтесь не проходить перед человеком, который молится.

Если хотите что-то спросить, делайте это тихо, шепотом – и не в то время, когда совершается коллективная молитва. Даже если вас интересуют какие-то религиозные вопросы, лучше не заводить продолжительных бесед с кем-то из посетителей, это отвлекает тех, кто пришел помолиться – лучше узнайте, когда проводятся уроки по основам ислама, чтобы узнать нужные вам моменты у знающих людей.

И пусть Всевышний поможет нам соблюдать этикет в доме Аллаха.

Анна (Муслима) Кобулова

Мужчины-мусульмане, как минимум, раз в неделю идут в мечеть с целью совершения обрядов поклонения. Мечети являются домами Всевышнего, а люди, которые посещают их, становятся гостями Творца.

Когда человек приходит в гости к кому-либо, то он старается соблюдать правила приличия, принятые в данном обществе. Аналогичным образом дело обстоит и с мечетями, при посещении которых верующему надлежит придерживаться ряда религиозно-этических норм.

1. В мечеть заходят с правой ноги

Отправляясь в мечеть, следует помнить о том, что первый шаг в её дверь должен быть совершён правой ногой, так как Посланник Всевышнего (с.г.в.) наставлял, что «Сунной является заходить в мечеть с правой ноги» (Хаким).

2. Перед входом прочитать специальную мольбу (дуа)

3. Снять обувь и аккуратно её убрать

При входе в мечети, как правило, стоят сиденья для того, чтобы посетителям было удобно снять обувь, которую надлежит убрать в специально отведённое для этого место (полки, отдельный гардероб или участок пола). В одном из хадисов, который приводит Ахмад, говорится, что Пророк (с.г.в.) велел верующим очищать мечети от грязи. Кроме того, если человек оставит свою обувь прямо на проходе, то это может затруднить вход в мечеть другим людям.

4. Поприветствовать присутствующих

Мусульманин, войдя в дом Аллаха, должен поприветствовать своих братьев по вере, так как Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие других первыми» (Абу Дауд, Тирмизи). При этом желательно при приветствии использовать полную его форму, а именно: «Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух». Используя такое обращение, верующий зарабатывает себе больше награды, нежели за обычное приветствие.

5. Совершить молитву приветствия

Перед тем как присесть, верующему желательно совершить молитву приветствия мечети, как советовал Милость миров Мухаммад (с.г.в.), согласно хадисам Бухари. Данный намаз состоит из 2 ракаатов, процедура выполнения которых ничем не отличается от , за исключением намерения (нията).

6. Не проходить перед молящимися

Если при входе в мечеть вы обнаружили, что кто-то из верующих совершает намаз, то не следует проходить перед ним в том случае, если перед ним нет никакой преграды. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал: «Если бы тот, кто проходит перед совершающим молитву, знал о тяжести данного греха, то вместо того, чтобы пройти, он предпочел бы простоять 40» (Бухари, Муслим). В данном случае неизвестно, что имел Пророк (с.г.в.) говоря о 40 - дни, месяцы, годы, ракааты или намазы.

В том случае, если уж очень срочно нужно пройти перед молящимся, то допускается поставить какую-либо преграду, в качестве которой может служить, например, куртка или сумка.

7. Не доставлять дискомфорт другим

Помните, что в мечети вы находитесь не одни, а значит следует учитывать права других мусульман. Например, если в мечети очень тесно, то не нужно сидеть в развалку, тем самым лишая пространства других верующих.

8. Не повышать голос

Находясь в мечети, мусульманам не следует громко разговаривать, тем более на отвлечённые темы, не имеющие отношения к вопросам поклонения, особенно, если в этот момент звучит азан или проповедь, а также читается Коран. Во время пребывания в мечети верующие могут быть заняты разными делами. Одни могут просто сидеть и дожидаться молитвы, другие в это время читают Коран, третьи молятся, четвёртые сидят в социальных сетях посредством гаджетов. И повышая свой голос, вы можете отвлечь молящегося или же читающего Коран единоверца.

Божий Пророк (с.г.в.) предупреждал о появлении таких людей: «Появятся перед наступлением люди, которые будут собираться в мечетях группами, и имамом и у них будет дунья (дела мирские)! Не садитесь с ними, ибо нет у Всевышнего в них нужды!» (Хаким, Табарани).

9. Не заниматься торговлей

К тому же в мечетях строго запрещается вести торговую деятельность. К сожалению, подобное явление встречается в некоторых молельных домах. Пророк (с.г.в.) говорил: «Не занимайтесь в мечетях торговлей, не спорьте и не повышайте там голоса…» (Ибн Маджа).

10. Внимательно слушать азан, чтение Корана или проповедь

Если во время вашего пребывания в мечети вы слышите азан или же чтение Корана, либо проповедь имама, то необходимо молча слушать, так как, во-первых, вы не будете мешать слушать другим, во-вторых, не станете возвышать мирские разговоры над чтением Корана, и, в-третьих, если человек станет внимательно слушать, то он вправе претендовать на награду Господа миров.

11. Совершать молитву должным образом

Очевидно, что верующему при нахождении в мечети следует молиться в установленном порядке, чтобы его намаз был принят Всевышним, и чтобы за него он обрёл награду и заслужил прощение грехов. Согласно хадису, Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если раб Аллаха правильно выполнит намаз, ангелы читают для него молитву до тех пор, пока он находится на том месте, где совершал намаз» (Муслим).

12. Совершать дуа

Правоверным, являющимся гостями своего Создателя, будучи в мечети, следует читать дуа, прося Господа о прощении грехов и даровании благ в обоих мирах.

13. Нежелательно постоянно спать в мечети без причины

Кроме того, следует помнить, что верующим нежелательно спать в «доме Аллаха», не имея для этого уважительных причин. Исключением из данного правила могут служить ситуации, когда мусульманин лишился своего дома или же когда он находится в пути и решил отдохнуть в мечети.

Достоинства посещения мечетей

- Получение большей награды - за каждый намаз в мусульманском молельном доме верующие получают награду, в разы превосходящую награду за намаз в домашних условиях. В одном из хадисов сказано, что за коллективный намаз Всевышним обещано вознаграждение, которое в 27 раз превышает баракат за индивидуальный намаз (Муслим).

- Единение уммы - посещая мечети, мы сближаемся со своими братьями по вере, что, в свою очередь, способствует единению мусульманской уммы.

- Посещающие мечети - гости Аллаха. Как уже было сказано, мечети являются , а значит те, кто их посещает, те, кто отвечает на приглашение Господа, являются Его гостями.

- Получение знаний - верующий во время проповеди или же во время исламских курсов может получить новые знания о религии.

Пятница — день обязательного посещения мечети

Пятница – день мусульман. Данная статья посвящена основным нормам и этике, связанным с пятничным днём и намазом. Статья написана на основе известной современной книги по фикху правовой школы имама Аш-Шафии – «Аль-Фихку ль-манхаджи».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы» (Ат-Тирмизи ).

Доказательство предписания пятничной молитвы

На предписанность пятничной молитвы и её обязательность указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Пророк (мир ему благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» (Абу Дауд ). Пророк (мир ему благословение Аллаха) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим ).

Мудрость предписания пятничной молитвы

В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных – еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми. Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе.

Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими».

Условия обязательности пятничной молитвы

Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям:

1. Ислам. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление.

2. Совершеннолетие. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.

3. Разум. Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз.

4. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины.

5. Здоровье. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети. Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. Также идти на пятничную молитву необязательно тому, кто присматривает за больным или лечит его, если больной нуждается в этом человеке. И не имеет значения, является больной родственником тому, кто за ним присматривает, или нет.

6. Постоянное проживание в месте проведения пятничной молитвы. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для того, кто находится в дозволенном путешествии (то есть для того, кто выехал не для совершения греха), даже коротком, если он выехал из своего города до утреннего намаза пятничного дня и если с места, в котором находится этот человек, он не слышит призыв на намаз из города, с которого выехал.

Также не является обязательным совершение пятничной молитвы для мусульманина, который постоянно проживает в своём населённом пункте, если в нём нет всех условий действительности пятничного намаза (о них речь пойдёт ниже). Как, например, если в нём нет сорока человек, для которых обязательно совершение молитвы, и не слышен азан из населённого пункта, расположенного поблизости.

Условия действительности пятничной молитвы

Если мусульманин соответствует семи перечисленным выше условиям, совершение молитвы является обязательным для него. Однако сама она также не будет действительной, кроме как при четырёх условиях:

1. Пятничная молитва должна проводиться в пределах населённого пункта (место её проведения не должно выходить за граничную линию городских зданий). И неважно, идёт ли речь о городе или же о поселении, в котором постоянно проживает не меньше сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву.

Таким образом, молитва не будет действительной в пустынной степи, палаточном городке или населённом пункте, в котором нет сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву. Если же там слышен азан из соседнего населённого пункта, то люди обязаны отправиться туда для совершения пятничной молитвы. В противном случае обязанность совершения пятничной молитвы спадает с них.

2. Количество людей, совершающих пятничную молитву, для которых она обязательна, не должно быть меньше сорока человек. Речь идёт о совершеннолетних мужчинах, постоянно проживающих в населённом пункте, в котором совершается пятничная молитва. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что он сказал: «В соответствии с Сунной, пятничная молитва совершается в присутствии сорока и более молящихся». Также в одном из хадисов говорится, что первым, кто собрал мусульман и совершил с ними пятничную молитву, был Ас’ад ибн Зирара , и их было сорок человек.

3. Пятничная молитва должна совершаться в промежутке времени, в который совершается обязательная обеденная молитва.

Аль-Бухари передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал пятничную молитву, когда солнце миновало зенит, то есть отклонилось в сторону заката.

Также передали Аль-Бухари и Муслим от Саламы ибн аль-Аква‘ , который сказал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться».

Также передаётся, что Сахль ибн Са’д сказал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

Приведённые хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился только в промежутке времени совершения обязательной обеденной молитвы, причём в начале этого промежутка.

4. Пятничная молитва не должна проводиться в одном городе большее количество раз, чем этого требует необходимость. Вообще, обязательным является, чтобы жители одного города собирались для совершения пятничной молитвы в одном месте. Если же количество людей или другие обстоятельства не позволяют совершать пятничную молитву в одном месте, дозволяется совершать её в стольких местах, скольких требует необходимость, но не более этого.

Доказательство этого условия

Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведных халифов и следующего поколения мусульман молитва не проводилась кроме как в одном месте города, в котором была большая мечеть, называвшаяся пятничной. Остальные же мечети служили для совершения пяти обязательных молитв.

Передали Аль-Бухари и Муслим от Аиши, которая сказала: «В пятничный день люди друг за другом шли [на намаз] из своих домов, [находившихся за окраинами горада]».

Причина (мудрость) этого условия состоит в том, что пятничная молитва в одном месте более соответствует целям, ради которых она установлена: стремление к единству общества и единому слову, обращённому к мусульманам.

Этикет отправляющегося на пятничный намаз

1. Перед пятничным намазом следует искупаться (совершить купание – гусль). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы отправляетесь на пятничный намаз, то совершите купание» (Аль-Бухари, Муслим).

Однако купание является желательным, а не обязательным, согласно другим словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто в пятничный день совершит омовение, тот получит благо (поступит правильно), если же искупается, то это будет предпочтительнее». Некоторые учёные считают купание в пятницу обязательным.

2. Мужчине желательно умаститься благовониями. На это указывает хадис, который приводит Аль-Бухари (843). Пятничный намаз сопровождается столпотворением, и люди не должны причинять друг другу неудобства, связанные с гигиеной и опрятностью.

3. На намаз желательно надевать лучшую одежду, на что указывает хадис, переданный Ахмадом (3/81).

4. Желательно постричь ногти и подстричь усы, на что указывает хадис от Аль-Баззара .

5. На намаз следует отправляться как можно раньше. На это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (841) и Муслимом (850).

6. Войдя в мечеть, следует совершить приветственный намаз в два ракаата. На это указывает хадис, переданный Муслимом (875).

7. Запрещено разговаривать во время хутбы. Нельзя даже делать замечание вслух тому, кто разговаривает во время хутбы, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (892) и Муслимом (851).

Общий этикет пятничного дня

Пятница является лучшим днём недели и имеет свои достоинства и этику. Мусульманину следует знать их, получая награду Аллаха за их соблюдение:

2. В пятницу и в ночь на пятницу желательно чаще обращаться с дуа ко Всевышнему Аллаху. Аллах установил в течение пятницы промежуток времени, в который Он обязательно отвечает на дуа, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (893) и Муслимом (852).

Утверждены мутаваллиятом
Местной религиозной общины
мусульман г. Нижнего Новгорода
23 июня 2016 года

Правила поведения в Нижегородской Соборной мечети

Настоящие Правила (далее - Правила) определяют нормы поведения посетителей Нижего-родской Соборной мечети во время их нахождения в задании мечети.
Правила разработаны в соответствии с нормами этики, законами Ислама и правовыми ак-тами Российской Федерации о нормах поведения физических лиц в общественных местах.

1. Общие сведения
1.1. Нижегородская Соборная мечеть является духовным центром нижегородских мусуль-ман и культурно-историческим достоянием всех жителей Нижнего Новгорода и области.
1.2. Мечеть была построена с 1913 по 1915 гг. общиной нижегородских татар-мусульман. В годы советской власти мечеть была закрыта и сильно разрушена. В 1991 году мечеть была восста-новлена совместными усилиями татарской общины, жителей города и правительства Нижегород-ской области.
1.3. Распоряжением Правительства Российской Федерации №1558-р от 27 октября 2008 года Нижегородская Соборная мечеть, как памятник истории и культуры имеющий особую историко-архитектурную ценность, отнесена к объектам культурного наследия федерального значения.
1.4. Богослужения в Нижегородской Соборной мечети проводятся по ханафитскому мазхабу Ахлю Сунна валь-Джамаат.

2. Общие положения
2.1. Посетителем мечети признается любое физическое лицо временно находящееся в зда-нии мечети, для которого мечеть не является местом работы:
- лица, исповедующие религию Ислам (далее – прихожане);
- лица, интересующиеся религией Ислам, для получения индивидуальных и групповых кон-сультаций;
- лица, в составе организованных индивидуальных и групповых экскурсий, проводящихся по согласованию с имам-хатыбом мечети;
- официальные делегации;
- лица, проводящие ремонтные работы и хозяйственное обслуживание внутри здания мече-ти.
2.2. Допуск посетителей в здание мечети осуществляется согласно установленному мута-виллиятом МРОМ г. Нижнего Новгорода расписанию посещения.
Время экскурсионных посещений, проведения хозяйственных и ремонтных работ устанавли-вает имам-хатыб мечети.
2.3. Контроль за соблюдением настоящих Правил и поддержанием общественного порядка в Мечети осуществляется:
- имамами и другими работниками мечети;
- уполномоченными лицами из числа прихожан мечети, обозначенными специальными нару-кавными повязками;
- привлеченными, в случае необходимости, силами охраны порядка – сотрудниками полиции и частных охранных предприятий;
Требования лиц, контролирующих соблюдение установленных Правил, являются обяза-тельными для исполнения всеми посетителями мечети.

3. Права посетителей мечети
3.1. Посетители мечети вправе:
входить и находиться в здании мечети в установленное расписанием или согласованное с дежурным имамом время;
получать информацию по религиозным вопросам и истории мечети;
пользоваться книгами общего пользования на время посещения мечети;
пользоваться головными уборами, рубашками, халатами общего пользования на время посещения мечети, для приведения своего внешнего вида в соответствие с настоящими Правилами;
3.2. По согласованию с имамом-хатыбом мечети:
посетители могут осуществлять кино- и фотосъемку, видеозапись, а также трансляцию по радио и телевидению;
посетители, не исповедующие Ислам, могут присутствовать в молельных залах во время богослужений, соблюдая установленные имамом-хатыбом место размещения и правила поведения.

4. Общие обязанности посетителей Мечети
4.1. Посетители, находясь в здании мечети, обязаны:
соблюдать установленные Правила и нормы поведения в общественных местах;
не допускать проявлений неуважительного отношения к имамам, работникам мечети, ли-цам осуществляющим контроль соблюдения настоящих Правил, к прихожанам и другим посетите-лям мечети;
выполнять законные требования и распоряжения имамов, работников мечети и лиц осу-ществляющих контроль соблюдения настоящих Правил;
не препятствовать надлежащему исполнению имамами и работниками мечети их служеб-ных обязанностей;
иметь внешний вид соответствующий требованиям настоящих Правил;
при входе в здание мечети выключить мобильный телефон или отключить все звуковые сигналы, включая вибрацию;
бережно относиться к имуществу мечети,
соблюдать чистоту, тишину и порядок в здании мечети.
4.2. Посетителям мечети запрещается:
находиться в здании мечети в неустановленное для посещений время;
находиться в служебных помещениях мечети, не предназначенных для приема посетите-лей;
находиться в здании мечети имея внешний вид несоответствующий установленным Пра-вилам;
находиться в здании мечети с неприятным запахом от одежды или тела, неприятным за-пахом изо рта, резким запахом парфюмерии;
пользоваться услугами мобильной связи в течение всего времени посещения мечети;
находиться в здании мечети с мобильным телефоном с не отключенными звуковыми сиг-налами и вибрацией;
кричать, громко разговаривать, громко смеяться, проявлять негативные эмоции, прини-мать пищу, хлопать дверьми, ходить твердым громким шагом;
входить в молельный зал в обуви и босыми ногами;
находиться в молельном зале в верхней одежде (ветровки, плащи, куртки, пальто, шубы, дубленки и т.п.);
вести разговоры во время азана (призыва к молитве) и совершения коллективного намаза (молитвы);
совершать какие-либо действия, препятствующие или мешающие имамам и прихожанам проводить коллективное и индивидуальное богослужение;
производить без согласования с имамом-хатыбом, как профессиональную, так и люби-тельскую видеозапись, кино- и фотосъемку, а также трансляцию по радио и телевидению;
выносить из здания мечети книги и вещи общего пользования;
находиться в здании мечети в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьяне-ния и его остаточными явлениями;
проносить в здание мечети огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное оружие, взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и отравляющие вещества, спиртные напитки, продукты питания (включая бутилированную воду и напитки) и крупногабаритные предметы;
курить, употреблять алкогольные напитки в здании мечети и на прилегающей к ней тер-ритории.

5. Обязанности посетителей мечети не исповедующих Ислам
Посетители, не исповедующие Ислам, наряду с выполнением п.4 «Общие обязанности посе-тителей мечети» обязаны:
5.1. Находиться в здании мечети только в сопровождении работника мечети или уполномо-ченного для этого прихожанина.
5.2.
- одежда должна быть чистой и закрывать тело, включая плечи и колени;
- одежда не должна иметь многоцветной, пестрой раскраски, содержать изображение людей, животных и надписи;
- мужчинам допускается быть в рубашках с коротким рукавом, женщинам допускается быть в брюках;
- женщины должны покрывать голову платком, мужчинам допускается быть с непокрытой го-ловой;
Посетители в спортивной одежде, бриджах и другими нарушениями требований к внешнему виду, в здание мечети не допускаются.

6. Обязанности прихожан (посетителей мечети исповедующих Ислам)
Прихожане, наряду с выполнением п.4 «Общие обязанности посетителей мечети» обязаны:
6.1. Соблюдать следующие правила внешнего вида:
- одежда должна быть чистой, опрятной и красивой, закрывающей все части тела, в том чис-ле - руки до запястья, ноги до щиколоток;
- мужчины и женщины должны быть с покрытой головой;
- женщины покрывают голову платками;
- мужчины покрывают свою голову традиционными для молитвы головными уборами (калан-сува, шапочка, такыя, тюбитейка, чалма и т.п.);
- в одежде мужчин рекомендуются брюки, а также допускаются однотонные джинсы, без надписей, украшений, дополнительных накладных карманов и дыр на штанинах;
- в день пятничной молитвы (Джумууа) и праздничных молитв одежда у мужчин должна быть с преобладанием светлых тонов и белого цвета. Наиболее желательна одежда белого цвета или праздничный религиозный костюм, соответствующей национальной традиции.
6.2. Для мужчин во внешнем виде запрещаются:
- одежда с многоцветной, пестрой раскраской;

- одежда из шелка;
- рубашки с коротким рукавом и футболки;
- шорты, бриджи и спортивные брюки;
- плотно обтягивающие брюки, штаны и джинсы;
- брюки, штаны и джинсы с яркой раскраской, с узором в виде белых пятен и разводов, с надписями, украшениями, дополнительными накладными карманами и дырами на штанинах;
- одежду военного стиля (фасона и окраски), если они не являются формой военнослужаще-го, пришедшего в мечеть;
- спортивная одежда, толстовки, кофты с капюшонами;
- использование для покрытия головы бейсболок, кепок и других головных уборов, не яв-ляющихся традиционными для молитвы головными уборами;
- наличие украшений из золота.
6.3. Для женщин во внешнем виде запрещаются:
- одежда, содержащая изображение людей, животных и надписи;
- джинсы;
- брюки, если они не являются частью религиозного женского костюма;
- кофты и толстовки с капюшонами.
6.4. Прихожане перед посещением мечети обязаны:
- совершить ритуальное омовение, воспользоваться благовониями;
- в тахарат-хане (помещении для омовения) соблюдать чистоту и проявлять бережливость в использовании воды и электроэнергии;
- при отсутствии возможности выйти из дома в одежде надлежащего вида, брать ее с собой и переодеться перед входом в мечеть в отведенном для этого месте;
Прихожане, не выполняющие требования установленных Правил поведения и внешнего ви-да в здание мечети не допускаются.
6.5. Во время нахождения в здании мечети и проведения богослужений беспрекословно слушаться и выполнять указания имамов и уполномоченных ими лиц.

7. Ответственность посетителей мечети за нарушение настоящих Правил
7.1. В случае нарушения посетителями мечети требований, имамы, уполномоченные прихо-жане и лица, привлеченные для контроля исполнения Правил, имеют право делать нарушителям замечания, а также принимать меры к устранению (предотвращению) нарушений в соответствии с имеющимися полномочиями.
7.2. При наличии в действиях посетителя мечети признаков административного правонару-шения, виновное лицо может быть привлечено в установленном порядке к административной ответ-ственности.
7.3. В случае совершения посетителем мечети деяния, влекущего уголовную ответствен-ность, виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности в установленном поряд-ке.
7.4. В случае умышленного уничтожения либо повреждения имущества мечети и находя-щихся в нем материальных ценностей на виновное лицо наряду с административной либо уголовной ответственностью возлагается обязанность возмещения причиненного ущерба.

Посещение хотя бы одной должно быть обязательным пунктом в вашем туристическом маршруте. И неважно, в каком городе Турции вы планируете провести отпуск. В каждом турецком городе обязательно есть мечеть, и не одна, а, например, как в случае со Стамбулом, тысячи. По данным за 2013 год в Стамбуле насчитывается 82,693 мечетей!

Поведение в мечети

Мусульмане придерживаются определенных правил поведения в мечети. Но, даже не будучи мусульманином, следует уважать эти правила. Игнорирование чужих традиций и норм поведения может сказать лишь о вашем невежестве и неуважении к стране, которую вы решили посетить.

Закрыто на время молитвы

Во время часов молитвы (намаза) вход в мечеть запрещен. Но в перерыве между молитвами вы более чем желанный гость. Некоторые люди могут молиться снаружи во время обязательных часов молитвы. Не разглядывайте их, не стойте слишком близко и не проходите перед ними.

Периоды молитвы определяются положением солнца на небе. Пять основных часов молитвы: Сабах (Sabah – рассвет), Ойле (Öğle – полдень), Икинди (İkindi – после полудня), Акшам (Akşam – закат) и Ятсы (Yatsı – ночь). Призыв имама к молитве – это приглашение для верующих прийти и помолиться, и предупреждение для вас о начале молитвы.

Снимайте обувь

Местные жители снимают обувь и оставляют ее на подставке возле входа. Мечети, особо посещаемые туристами, такие как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание предлагают бесплатно пластиковые пакеты для обуви, чтобы избежать путаницы. Таким образом, вы можете взять обувь в пакете с собой, и затем обуться при выходе. Но не везде существует такой сервис, поэтому лучше иметь с собой пакет на всякий случай, если не хочется оставлять обувь без присмотра.

Прикрывайте обнаженные части тела

Поведение в мечети касается и вашего внешнего вида. Верующие приходят в мечеть полностью одетые, без открытых участков тела. К туристам правила не столь строги, но если вы планируете посетить мечеть, лучше одеться скромнее. Волосы женщины должны быть прикрыты, а также плечи и колени, как у женщин, так и у мужчин. Если вы все же оказались не подготовлены, некоторые мечети предлагают шарфы и платья бесплатно, но не все, так что берите что-то с собой, чтобы не оказаться в затруднительном положении.

Тишина

В мечети нельзя бегать, смеяться, обмениваться шутками. Если есть необходимость что-то сказать, старайтесь делать это шепотом. И не забудьте отключить мобильные телефоны.

Фото и видеосъемка в мечети

Фотографировать и снимать видео в мечети разрешается. Однако недопустимо снимать процесс омовения за пределами мечети, и верующих во время молитвы в мечети.

Бесплатный вход

Вход в мечеть бесплатный, но пожертвования очень приветствуются.

Чистота

В мечеть нужно приходить чистым. Это значит, что одежда должна быть чистой, а человек не должен распространять сильные запахи, будь то запах чеснока или аромат духов. Один из основных принципов мусульманской веры – это чистота.

Рекомендуем почитать

Наверх