Портреты монархов из коллекции синебрюхова. Ульрика Элеонора – шведская королева Королева швеции ульрика

Отдых 18.04.2024
Отдых

Ульрика Элеонора.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Ульрика Элеонора, королева Швеции
Ulrika Eleonora
Годы жизни: 23 февраля 1688 - 24 ноября 1741
Годы правления: 30 ноября 1718 - 29 февраля 1720
Отец: Карл XI
Мать: Ульрика Элеонора Датская
Муж: Фридрих фон Гессен-Кассель

Ульрика Элеонора унаследовала трон после неожиданной гибели старшего брата Карла, не имевшего детей. Ульрика сразу же согласилась на подписание новой конституции, ограничивавшей власть монарха в пользу парламента и чиновников. При принятии политических решений она всегда советовалась с мужем Фридрихом, ландграфом Гессен-Кассельским, и даже хотела официально назначить его регентом, но не получила согласия риксдага. Тогда Ульрика решила вовсе отречься от престола в пользу мужа. Правление Ульрики Элеоноры считается в Швеции началом "Века Свобод", когда значительная часть полномочий монарха вновь перешла к аристократии.

Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/

Ульрика Элеонора (Ulrika Eleonora) Младшая (23.I.1688 - 24.XI.1741) - королева Швеции (1719-1720), младшая сестра Карла XII . Была избрана королевой при поддержке аристократической оппозиции, враждебной абсолютизму, но при этом подписала закон о новой форме правления, передававшей решающую власть риксдагу. Прекратила редукцию и восстановила ряд привилегий высшего дворянства (жалованная грамота прибалтийскому дворянству 1719 года и др.). Ульрика Элеонора всецело зависела от своего мужа Фридриха Гессенского , в пользу которого в 1720 году отреклась от престола.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Далее читайте:

Швеция , королевство Швеция (история и список правителей).

На фоне событий на Украине как-то поблекли слава и позор гетмана Мазепы, прикрытиый его евровыбором в пользу шведского короля Карла XII.
Однако история шведского короля и полководца, убитого выстрелом в голову покрыта тайной, которую подводит нас к истории штуцера Каульбарса, висящего в Рыцарском зале Артмузея в Питере.

Об этой тайне немного у george_rooke в На смерть Карла XII

Пока все, затаив дыхание, гадают "а что там у хохлов?" , мы немного отвлечемся от канвы повествования, и немного поговорим о персонаже, с которым я давно сроднился, еще со времен написания "Борьбы за Испанское наследство" .



Шведские саперы несут тело Карла XII.

Если кто внимательно прочитал прошлое описание - то должен был сделать вывод, что пуля попала в голову короля СЛЕВА .
Однако, если мы посмотрим на фото его черепа:


То увидим, что пуля вошла СПРАВА!
То есть стреляли не со стороны крепостных стен Фридрикстена!
Мало того, придворный врач Мельхиор Нейман объявил, что пуля, убившая короля, прилетела из крепости - в левый висок . Но саперы, уносившие короля, утверждали, что рана в правом виске - выстрел сделан из траншеи.
Первое вскрытие саркофага короля сделали в 1746 году, и выяснилось, что Нейман СОВРАЛ - пуля действительно попала справа (это хорошо видно на фото). То есть стреляли по королю из шведских траншей, причем свои.
Поскольку пуля насквозь пробила голову (вошла в левый висок, и вышла из правого), большой вопрос стоял и в том, а с какой силой бы пуля поразила Карла с учетом того, что до стен крепости было не менее 600-1000 метров.

Примерный план стрельбы в Карла из крепости Фридрикстен. Нас здесь интересует циферка 7 - это те траншеи, где находился Карл XII.
Расчеты показали, что до места гибели Карла оттуда, откуда мог выстрелить в него неприятель, пуля долетела бы, но ее убойной силы уже было недостаточно, для того чтобы пронизать голову насквозь, выбив висок, как обнаружилось во время экспертизы. Выпущенная с ближайшей датской позиции, пуля должна была бы остаться в черепе или даже застрять в самой ране. Значит, кто-то выстрелил в короля со значительно более близкого расстояния. Но кто?
То, что это была именно пуля - вызывает сомнения (говорили еще про картечь, попавшую в голову Карлу), однако все присутствовавшие отмечают именно одиночный оружейный выстрел, и сомневаться у нас в этом повода скорее всего нет.
Однако удар все же пришелся именно в правую сторону - на правом виске отчетливо видно входное отверстие, от которого черными лучами расходятся глубокие трещины. Вместо левого глаза, по воспоминаниям очевидцев, была огромная рана, куда свободно входило три пальца.
Вспомним описание Сергея Доля из его "Кружева и Сталь":

Область поражения гладкоствольного мушкета можно разделить на три зоны.
I. До 100 метров. Зона катастрофических разрушений человеческого тела.
Сверхзвуковой снаряд, не имеющий современных аналогов по массе (как две пули от знаменитого Кольта 45-го калибра), наносит страшные раны. Здесь не бывает аккуратных дырочек во лбу и киношных ранений, когда главный герой хватается за плечо (раздавливая пакетик с краской) и одновременно бросает на неприятеля исподлобья стоическо-запорный взгляд Чака Норриса.
Если мушкетная пуля попадает в лоб, то голова разлетается как арбуз об пол, а если в плечо – выбивает сустав (вертлуг), да руку плетью обматывает вокруг шеи.
При стрельбе по желатиновым блокам с 9 метров из нарезного карабина (№1288), пуля оного образовала кавитационную область размером 369 см³, это очень солидная величина. Для сравнения австрияки стреляли из своей 5,56 мм штурмовой винтовки AUG-1, так там полость временного расширения тканей была в три раза меньше.
Сближаясь с вражеским фронтом на сверхблизкие дистанции, командиру надо было осознавать, что раненых сразу можно списывать в безвозвратные потери.
II. 100-150 метров. Зона тяжелых слепых ранений.
Мушкетная пуля на этой дистанции не пронзает тело, не создаёт кавитационную полость, и естественно, не раскрывается лепестками.
Ранение всегда слепое и имеет форму тупого конуса, похожего на кратер старого вулкана.
Большая открытая площадь раны (для мушкетов №№1316 и 1317 она составила 5,2-5,9 см³) приводит к мгновенному загрязнению микробами и большой кровопотере. Прогноз на лечение неблагоприятный.
III. Свыше 150 метров. Зона контузий, которыми буквально пестрят документы Семилетней войны, изредка приводящих к летальному исходу, но оказывающих моральное воздействие на значительных, по меркам эпохи, удалениях. О прицельной стрельбе здесь говорить не приходится, речь может идти о площадном засеивании, поливе плотных вражеских порядков с большим углом возвышения ружья (целил в шляпу, попал в ступню).

Из описания понятно, что речь может идти только о зоне I для обычного мушкета, или о зонах I и II, если использовалось крепостное ружье. То есть речь идет о выстреле со 100-150 метров. А передовые окопы шведов расположены на дальности 500-1000 метров (то есть картечину с такими последствиями король получить мог, но все, кто при нем находились, говорят именно об одиночном оружейном, а не пушечном выстреле).
И остается еще один вариант - все, кто были с Карлом в ту ночь в траншее - врут. Но зачем? Какая разница, картечь убила короля, или ружье. Какая разница, находился ли Карл все время с ними или пополз с подзорной трубой на рекогносцировку? Могли обвинить в том, что не защитили короля? Но зная характер Карла - обвинять бы их вряд ли кто-то стал. Тем более, что компания подобралась в ту ночь в окружении короля интернациональная.
Логично предположить, что вранье в этой ситуации имеет железобетонный аргумент только в одном случае - короля убили именно находящиеся с ним люди. Напомню весь состав: француз Филипп Мегрэ, лифляндец генерал-адъютант Юхан Фредрик фон Каульбарс и инженер-лейтенант Карлберг. Кроме того, чуть поодаль находились адъютант короля итальянский капитан Маркетти, капитан лейб-гвардии граф Кнут Поссе, генерал-майор от кавалерии барон Филипп Богуслав фон Шверин, старший адъютант и личный секретарь Фридриха Кассель-Гессенского Андре Сигье, а так же капитан-сапер Филипп Шульц. То есть 2 француза, итальянец, прибалт, немец, 2 шведа.
Сначала подозрение у тех, кто начал следствие о гибели короля (а следствие это началось в 1750 году) пало на французов - Сигье и Мегрэ. Типа, убивали заради интересов французской короны. Но вся проблема в том, что как раз регенту (если уж убрать совсем сумасшедшую версию, что регент заказал своим волонтерам Карла, чтобы сделать приятное англичанам) никакого резона в убийстве Карла не было, как ни притягивай тут за уши мотивы.
Поэтому вскоре переключились на инженер-лейтенанта Карлберга. Возможность - была, Карлберг был отличным стрелком и в совершенстве знал баллистику. Но мотив?... Тем более, как он мог взять в сообщники столько людей? Была так же предсмертная исповедь барона Кронстедта - в описываемые времена генерал у Карла XII. Типа, ему датчане предложили 100 тыс. таллеров,если шведы снимут осаду, он за 500 гульденов нанял стрелка Магнуса Стиернерооса, драбанта шведского короля, тот ночью прополз от траншей и нашел укромное место между крепостными стенами и окопами, и как только голова короля показалась над бруствером - выстрелил и убил Карла. Честно говоря, версия рассчитанная на идиотов. Для тех, кто сомневается - предлагаю засесть в ямку или овражек часов в 8-9 вечера в ноябре-декабре, и с расстояния в 70-120 метров опознать по одной высунувшейся голове человека.
И все же если судить по мотивам - главные подозреваемые - это сестра Карла Ульрика-Элионора и англо-ганноверский правитель Георг I. Первая - потому что получила корону в результате этого убийства. Второй - как понятно всем, читавшим предыдущий пост - потому что разом избавлялся от опасного врага и союзника Якова Стюарта, кроме того - исключал планы примирения с Петром I и войну за Бремен и Верден.
Но были ли и другие причины и мотивы? Могли ли быть?
Да вполне могли.
Карл XII долго отсутствовал в Швеции, и сложилась такая же ситуация, как и при Оксишиерне - страной по сути правила кучка дворянства. Вернувшийся обратно король дворян поприжал и начал править единолично. Чем не мотив?
Или кого-то подкупил Петр I, надеясь на династический кризис в Швеции (у Карла не было прямого наследника). Тоже мотив!
Или Дания, надеясь пропихнуть на престол Швеции тогда еще своего претендента -Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского.
Или Польша-Саксония, поскольку Карл хотел поставить польским королем Лещинского вместо Августа Сильного.
Гадать на кофейной гуще можно сколько угодно. В заключение тут отлично подходят слова с Лурка о тургруппе Дятлова: "Вообще, после инцидента появилось столько разнообразнейших версий случившегося, что кажется у тургруппы Дятлова вообще не было шансов выжить. Следуя этим версиям, над горой Отортен постоянно пролетает НЛО, испытывается ядерное, химическое, бактериологическое оружие, в окрестностях постоянно сбегают зеки, а за ними бегут Эскадроны Смерти, возле горы бродят медведи-шатуны, злобные шаманы, древние боги, агенты иностранных разведок, и, разумеется, от такой движухи лавины там сходят постоянно - даже летом, когда нет снега" .
Смысл только один - Карл XII за свою жизнь нажил такое количество врагов, и столько раз подвергал свою жизнь опасности, что у него почти не было шансов закончить свое существование спокойно, дома, в постели. Поэтому произошло то, что произошло.

Ульрика Элеонора - шведская королева, правившая в 1718-1720 годах. Приходится младшей сестрой Карлу XII. А её родители - Ульрика Элеонора Датская и Карл XI. В этой статье мы опишем краткую биографию шведской правительницы.

Потенциальный регент

Ульрика Элеонора появилась на свет в Стокгольмском замке в 1688 году. В детстве девочку не сильно баловали вниманием. Любимой дочерью родителей считалась её старшая сестра Гедвига София.

В 1690 году Ульрика Элеонора Датская была названа Карлом возможным регентом в случае его смерти при условии, что их сын не достигнет совершеннолетия. Но по причине частых родов здоровье супруги короля сильно ухудшилось. После зимы 1693 года её не стало.

Легенда о смерти королевы

На эту тему существует предание. Оно гласит, что когда супруга Карла умирала во дворце, Мария Стенбок (её любимая фрейлина) лежала в Стокгольме больная. В ночь, когда Ульрика Элеонора отошла в мир иной, графиня Стенбок приехала во дворец и была допущена в комнату усопшей. Один из офицеров заглянул в замочную скважину. В комнате охранник увидел графиню и королеву, беседующих у окна. Потрясение солдата было настолько велико, что он начал кашлять кровью. Примерно в то же время Мария вместе со своим экипажем словно испарилась. Началось расследование, в ходе которого выяснилось, что в ту ночь графиня была тяжело больна и не покидала свой дом. Офицер умер от шока, а Стенбок скончалась немного позже. Карл лично отдал приказ никогда и нигде не рассказывать о случившемся.

Замужество и авторитет

В 1714 г. дочь короля Ульрика Элеонора была помолвлена с Фридрихом Гессен-Кассельским. Через год состоялась их свадьба. Авторитет принцессы значительно вырос, и приближённым Карла XII приходилось считаться с её мнением. Сестра девушки - Гедвига София - скончалась в 1708 году. Поэтому, по сути, Ульрика и мать Карла были единственными представителями шведской королевской семьи.

В начале 1713 года монарх уже хотел сделать дочь временным регентом страны. Но не привёл этот план в исполнение. С другой стороны, королевский совет имел желание заручиться поддержкой принцессы, поэтому уговорил её посещать все его заседания. На первом же собрании, где присутствовала Ульрика, решили созвать риксдаг (парламент).

Некоторые участники высказывались за назначение Элеоноры регентом. Но королевский совет и Арвид Горн были против. Они опасались, что со сменой образа правления возникнут новые трудности. В дальнейшем Карл XII разрешил принцессе подписывать все исходящие из совета документы, кроме тех, что отправлены лично ему.

Борьба за трон

В декабре 1718 года Ульрика Элеонора узнала о гибели брата. Она восприняла это известие хладнокровно и заставила всех называть себя королевой. Совет не противился этому. Вскоре девушка отдала приказ на арест сторонников Георга Гёрца и отменила все постановления, вышедшие из-под его пера. В конце 1718 года на созыве риксдага Ульрика изъявила желание упразднить самодержавие и вернуть страну к прежнему образу правления.

Высшее военное командование Швеции проголосовало за отмену абсолютизма, непризнание наследного права и присуждение Элеоноре звания королевы. Члены риксдага имели аналогичную позицию. Но чтобы снискать поддержку королевского совета, девушка объявила, что не имеет прав на престол.

Шведская королева Ульрика Элеонора

В начале 1719 года принцесса отказалась от наследственных прав на трон. После этого её провозгласили королевой, но с одним нюансом. Ульрика утвердила форму правления, составленную сословиями. Согласно этому документу большая часть её власти переходила в руки риксдага. В марте 1719 года состоялась коронация Элеоноры в Упсале.

Новая правительница не смогла справиться со сложностями, которые возникли у неё при вступлении в новую должность. Влияние Ульрики существенно упало после разногласий с главой Канцелярии А.Горном. Также у неё не сложились отношения с его преемниками - Круньельмом и Спарре.

При вступлении на трон шведская королева Ульрика Элеонора хотела разделить власть со своим мужем. Но в итоге была вынуждена отказаться от этой затеи из-за настойчивого сопротивления дворянства. Неумение адаптироваться к новой конституции, самовластие правительницы, а также влияние супруга на её решения постепенно подтолкнули государственных чинов к желанию сменить монарха.

Новый король

Муж Ульрики Фридрих Гессенский стал активно работать в данном направлении. Для начала он сблизился с А.Горном. Благодаря этому в 1720 году его избрали на риксдаге ландмаршалом. Вскоре королева Ульрика Элеонора подала сословиям ходатайство о совместном с супругом правлении. В этот раз её предложение встретили с неодобрением. 29 февраля 1720 года героиня данной статьи отреклась от престола в пользу мужа - Фридриха Гессен-Кассельского. Была единственная оговорка - в случае его смерти корона вновь возвращалась Ульрике. 24 марта 1720 года супруг Элеоноры стал монархом Швеции под именем Фредерик I.

Вдали от власти

Ульрика до последних дней интересовалась общественными делами. Но после 1720 года она от них отстранилась, предпочитая заниматься благотворительностью и чтением. Хотя периодически бывшая правительница подменяла мужа на троне. Например, в 1731 году во время его поездки за границу или в 1738 г., когда Фредерик серьёзно заболел. Стоит отметить, что, подменяя супруга на престоле, она проявляла только лучшие свои качества. 24 ноября 1741 года - вот дата, когда скончалась в Стокгольме Ульрика Элеонора. Шведская королева не оставила после себя потомков.

Ульрика Элеонора Датская (дат. Ulrika Eleonora af Danmark; 11 сентября 1656, Копенгаген - 26 июля 1693, Стокгольм) - королева-консорт Швеции как супруга короля Карла XI.

Семья

Ульрика была дочерью короля Фредерика III и его жены Софии Амалии Брауншвейг-Люнебургской. В 1675 году состоялась её помолвка с королём Швеции Карлом XI. На протяжении Датско-шведской войны её уговаривали отказаться от этого брачного союза по политическим причинам и предполагали обручить её с императором Священной Римской Империи Леопольдом I, однако она отказалась расторгнуть помолвку с Карлом. Она заслужила хорошую репутацию на будущей родине, проявляя доброту к шведским пленным во время войны: для обеспечения их всем необходимым она заложила собственные драгоценности, включая обручальное кольцо.

Она вышла замуж за Карла 6 мая 1680 года. У них было семь детей, из которых только трое дожили до совершеннолетия:

  • Гедвига София (1681-1708), позже герцогиня Гольштейн-Готторпская
  • Карл (1682-1718), король Швеции с 1697 по 1718 гг.
  • Густав (1683-1685)
  • Ульрих (1684-1685)
  • Фредерик (1685-1685)
  • Карл Густав (1686-1687)
  • Ульрика Элеонора (1688-1741), королева Швеции с 1718 по 1720 гг.

Королева

Современники отзывались об Ульрике Элеоноре как о красивой и доброй королеве. Особую поддержку шведского населения она снискала, благодаря тому, что олицетворяла надежду на мир между двумя враждовавшими странами.

Согласно легенде, её супруг никогда не изменял ей, что было редкостью для того времени. На смертном одре он признался своей матери, что не был счастлив с тех пор, как умерла его жена. Тем не менее, о нём говорили, как о весьма сдержанном в чувствах человеке, а кроме того, на протяжении всей жизни он находился под сильным влиянием матери, Гедвиги Элеоноры Гольштейн-Готторпской, не уступавшей своей невестке позиций правящей королевы.

В то время как между Данией и Швецией сохранялись натянутые отношения из-за войны, Гедвига Элеонора (как и парламент) не одобряла намерения сына жениться на датской принцессе. Возможно, с целью угодить им и показать, что Ульрика Элеонора не может воздействовать на него, король всегда называл её Моя жена, а мать - Королевой. Зная об этом, иностранные послы, свидетельствуя своё почтение членам королевской семьи, всегда в первую очередь наносили визит Гедвиге Элеоноре, а уже затем Ульрике Элеоноре.

Семейная жизнь Ульрики Элеоноры складывалась заметно лучше. Самыми счастливыми моментами для неё были посещения родственников - её сестры Фредерики Амалии и зятя Кристиана Альбрехта Гольштейн-Готторпского, а также дни, когда она вместе с супругом и их детьми уединялись во дворце Карлберг, расположенном неподалёку от Стокгольма. Там, вдали от двора, она занималась живописью. Она также интересовалась театром и танцами и участвовала в постановке пьес вместе с придворными дамами. Среди дворян, участвующих в её любительских выступлениях, были сёстры Кёнигсмарк, Аврора и Амалия Вильгельмина, а из фрейлин - сёстры Де ла Гарди, певица Эбба Мария и поэтесса Иоганна Элеонора.

Тем не менее, она всё же делала попытки обрести политическое влияние на супруга. В период возврата в собственность шведской короны земель, большинство которых были щедро пожалованы дворянству ещё королевой Кристиной, Ульрика Элеонора пыталась выступать от имени людей, чьё имущество было конфисковано правительством, но король сказал, что женился на ней отнюдь не ради её советов относительно государственной политики. Она всё же тайно помогала тем, кто находился в наиболее бедственном положении, выделяя им средства из собственного бюджета.

Помимо этого, она активно занималась благотворительностью: ею были основаны множество сиротских и вдовьих приютов, работных домов и школ для бедняков, где их обучали какому-либо ремеслу. Самыми известными её проектами такого рода стали Drottninghuset (рус. Дом королевы), жилище для вдов в Стокгольме, и школа для девушек в Карлберге, где воспитанницы учились ткать шпалеры. Используя собственные деньги, Ульрика Элеонора оказывала поддержку многим нуждавшимся: солдатам-инвалидам и их семьям, а также перешедшим в протестантизм евреям, католикам и мусульманам (особенно женщинам).

Смерть

В 1690 году король Карл назвал Ульрику Элеонору возможным регентом, в случае, если он умрёт до достижения их сыном совершеннолетия. Однако её здоровье ухудшилось из-за частых родов и три года спустя, проболев зиму 1692-93 гг., она умерла. Только после её смерти супруг называл её королевой.

Существует легенда о её смерти. Она гласит, что в то время, когда королева умирала во дворце Карлберг, её любимая фрейлина, графиня Мария Елизавета Стенбок, лежала больная в Стокгольме. В ночь, когда Ульрика Элеонора скончалась, графиня Стенбок посетила Карлберг и была допущена в комнату, где находилась усопшая. Один из офицеров, заглянув в замочную скважину, заметил королеву и графиню, беседовавших у окна. Он был так потрясён увиденным, что начал кашлять кровью. В тот же момент, графиня и экипаж, в котором она приехала, исчезли. Когда провели расследование, выяснилось, что тяжело больная графиня в ту ночь находилась у себя дома и не покидала город. Офицер умер от удара, графиня Стенбок скончалась чуть позже. Король отдал приказ никоим образом не упоминать о случившемся.

Литература

  • Herman Lindqvist (2006). Historien om alla Sveriges drottningar. Norstedts Frlag. ISBN 91-1-301524-9. (швед.)
  • Lindqvist, Herman. Storhet och fall. Sweden: Bokfrlaget Pan, 2000 (1997). Vol 4 of Historien om Sverige. 10 vols. 1992-2002. ISBN 91-7263-092-2. (швед.)
  • «Ulrika Eleonora». vol 13 of Bra bckers lexikon. (ed. Jan-jvind Swahn). 25 vols.Bokfrlaget Bra Bcker AB, 1986. (швед.)
  • Carl Grimberg: Svenska Folkets underbara den IV. 1660-1707 (The wonderful destinys of the Swedish people). (швед.)

Ульрика Фредрика Паш, или по-домашнему Улла, до самого начала XIX века считалась одной из очень и очень немногих профессиональных художниц Швеции. Заметим, при этом, что жизнь ее пришлась на век XVIII, когда женщин-художниц можно было пересчитать по пальцам. Как истиная северянка и дочь своего века, Улла не была амбициозна. Довольно скупая биография ее брата, тоже художника, выглядит гораздо обширнее биографии сестры. И тем не менее, об Ульрике есть, что рассказать, и ее биография впечатляет гораздо больше, нежели биография ее брата.

Улла родилась в Стокгольме 10 июля 1735 года в семье художников. Ее отец, Лоренц Паш Старший был известным портретистом; о старшем брате поговорим отдельно; а дядя – Йохан Паш – являлся придворным художником, что уже само по себе было признанием его таланта.

Отец Ульрики, заметив у девочки талант к рисованию, начал обучать ее вместе с братом. О матери Ульрики сведений не сохранилось. Скорее всего, на тот момент она уже умерла. В 1750-х годах звезда отца-живописца начала закатываться, и финансовое положение семьи пришло в некоторый упадок. Брат в это время обучался за границей, а 15-летней Ульрике пришлось пойти в прислуги к одному из родственников по материнской линии.

Звучит, как начало драмы о несчастной сироте в доме у престарелого богача, однако на деле все было, мягко говоря, совсем не драматично. Улла была девушкой рано повзрослевшей, а потому – серьезной и ответственной. Во-вторых, родственник – это все же не чужой человек, а потому, зная девушку, нанял ее не простой служанкой, а экономкой. В руках экономки находилось ведение всего хозяйства, по сути, она была в доме хозяйкой. А в третьих, родственник оказался человеком дальновидным: увидев талант Уллы к живописи, он дал ей возможность в свободное время продолжать обучение.

Через несколько лет работы Ульрики стали пользоваться спросом, у нее появились свои клиенты, не только среди состоятельного среднего класса, но и даже в аристократических кругах. Ее благосостояние настолько улучшилось, что она уже могла почти полностью самостоятельно содержать свою семью. В 1766 году умирает отец, и Ульрика принимает решение открыть собственную студию. Решение оказалось настолько верным, что вернувшийся из-за границы брат был удивлен, найдя сестру вполне сложившейся профессиональной художницей с многообещающей клиентурой.

Ульрика предложила брату делить студию вместе с нею. Хозяйством в их небольшой семье занималась младшая сестра, Хелена София. Говорили, что она так же не была обделена талантом живописца, но предпочла посвятить себя дому. К сожалению, каких-то ее работ, если они и были, не сохранилось.

Портрет шведской королевы

С 1760 года Ульрика начинает писать портреты членов королевской семьи.

В интернете распростренен портрет шведской королевы Ульрики Элеоноры, который некоторые приписывают Улле. На самом деле, найти автора этого портрета мне не удалось, но им, точно, была не Ульрика Паш. Портрет королевы больше похож на карикатуру, списанную с работы Уллы.

Королева Ульрика Элеонора не блистала красотой, но при этом отличалась женственностью и утонченностью манер. Кроме того, она получила прекрасное образование и обладала сильным характером. Все это Улле удалось передать на портрете королевы. Сравните его с карикатурой, над которой смеются недальновидные веб-серферы, жадно муссирущие тему аристократического уродства по причине кровесмешения.

Портрет королевы Ульрики Элеоноры кисти Ульрики Фредрики Паш Карикатура на портрет Ульрики Элеоноры неизвестного художника

К слову приведу высказывание историка моды Галиной Иванкиной: «Когда я читаю, что, мол, у Николая II или у его супруги, равно как у ещё кого-нибудь из высшей аристократии — «черты вырождения», или «какие же все эти принцессы страшные», я понимаю, почему люди это пишут. Эти лица не связаны с ними, с критиками на генетическом уровне. Даже на социокультурном. Узкие лица с прямыми носами, без вульгарных губищ на пол-лица, длинные пальцы, высокие лбы — это противоестественно для почитателей молодой Памелы Андерсон.»

Первая женщина-академик

Престиж Ульрики, как портетистки, был довольно высок. Удивительное дело, но сама она вовсе не считала себя серьезной художницей, и всегда говорила, что просто зарабатывает себе на жизнь. Это могло бы показаться позой и ложной скромностью, если бы не один нюанс: работая в одной студии с братом, Ульрика, по словам исследователей, «помогала ему в исполнении некоторых деталей его портретов», а точнее – писала костюмы, ткани и драпировки, что казалось Лоренц скучным и неинтересным. Согласитесь, прорисовка таких деталей в создании портрета – вещь отнюдь немаловажная.

В возрасте 38 лет Ульрика была принята в недавно созданую Королевскую Академию свободных искусств. Она стала первой женшиной, избраной в число академиков. И хотя избрали ее в один день с братом, члены Академии дорожили ее вступлением в их ряды гораздо больше.

Карьера брата

У читателя могло сложиться превратное впечатление, поэтому поспешу объясниться. Лоренц Паш Младший вовсе не был плохим художником. Он получил богословское образование в Уппсале. Вернувшись в Стокгольм, обучался живописи у своего отца до 1752, когда отправился в Копенгаген, где проходил обучение в Датской королевской академии изящных искусств. Его учителями были такие видные живописцы, как Карл Густав Пило, Жак Франсуа Жозеф Сали и Иоганн Мартин Прайслер. В 1757 Лоренц Паш едет в Париж, где учится в Школе изящных искусств у Александра Рослина, Жана-Батиста Пьера, Луи-Мишеля ван Лоо, Франсуа Буше. Славу ему принесли многочисленные портреты членов королевской семьи, которые сейчас находятся в крупнейших музеях мира, в том числе в Эрмитаже.

Избрание его в Королевскую Академию искусств говорит о многом, пусть ее члены и ставили мастерство Ульрики выше.

Портрет королевы Софии-Магдалены Датской
Детский портрет короля Швеции Густава III Портрет короля Густава III Портрет королевы Софии-Магдалены Датской

Рекомендуем почитать

Наверх