Гегард, Гарни и арка Арарата: прекрасные достопримечательности Армении. Монастырь гегард, вырубленный в скале находиться недалеко от поселка гарни в армении Церковь гегард

Черногория 04.10.2023
Черногория
Գեղարդավանք , ), дословно - «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина , которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте , и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина .

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք ), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель .

    Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами . Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

    Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов , военачальников грузинской царицы Тамары , отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков . (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, - в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов . За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

    Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи . До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении.

    Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них - копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа , распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день - Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци . Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII века изделием ручной работы.

    Пещерный монастырь Гегард является одной из самых посещаемых достопримечательностей Армении. Он, как и скальные утесы вокруг святыни, внесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

    Армянские турфирмы активно возят сюда туристов. Но намного дешевле приехать в Гегард самостоятельно. Так вы сможете провести в монастыре столько времени, сколько захотите.

    И потом, у вас есть возможность задержаться здесь и осмотреть прекрасное ущелье реки Гохт, притока Азат. Рядом находится ресторан с отменной кухней и демократическими ценами. А чуть ниже по течению реки Азат разместилось уникальное плато Гарни.

    Но как добраться до дикого ущелья Гегард и его монастыря? На этот вопрос мы ответим в данной статье. Мы также расскажем, как с пользой провести день, выбравшись на самостоятельную однодневную экскурсию к одной из самых знаменитых святынь Армении.

    Почему монастырь так называется

    Полное имя обители - Гегардаванк. С армянского языка это переводится как «монастырь копья». Но не стоит думать, что обитель была населена воинственными иноками-рыцарями наподобие тамплиеров. Название свое монастырь Гегард получил из-за копья римского легионера Лонгина, которым тот проткнул тело распятого Иисуса Христа на Голгофе.

    Орудие Страстей Господних почитается в как реликвия. Копье Лонгина (по преданию) привез из Иерусалима сам Долгое время реликвия хранилась вдали от мирской суеты.

    Но если вы - ревностный верующий и выбираетесь в Гегардаванк только для того, чтобы поклониться копью Лонгина, мы вынуждены вас разочаровать. Данный предмет (был ли он орудием Страстей или нет - не доказано) сейчас хранится в музее где находится также престол Верховного Католикоса армян. Расположена эта обитель в городе Вагаршалате.

    История монастыря Гегард

    Как гласит легенда, это место было освоено отшельниками еще на заре христианства в Армении по инициативе Святого Григория Просветителя. Но историки датируют основание обители четвертым веком.

    В одной из пещер берет начало источник. Труднодоступные скалы и наличие пресной воды под рукой привлекало в ущелье монахов, спасавшихся от суеты мирской в скитах.

    Первые отшельники вырыли кельи прямо в мягкой горной породе. Поэтому и скит сначала назывался Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Позже появились и наземные строения. Это были храмы и хозяйственные сооружения.

    Но в IX и Х веках монастырь серьезно пострадал от арабских набегов. Особенно разрушительным был захват обители вице-регентом арабского халифа Насром в 923 году. Также монастырь страдал от частых землетрясений.

    Огромный вклад в возрождение этой обители внесли военачальники царицы Грузии Тамары, Иване и Закаре Закоряны, которые в начале XIII столетия освободили край от сельджуков. Их потомки (Хахбакяны и Прошяны) продолжали покровительствовать скальной святыне. Поэтому она и стала их родовой усыпальницей.

    Где расположен монастырь Гегард. Как добраться из Еревана до этой достопримечательности

    Обитель находится всего в 40 километрах к востоку от столицы Армении. Если вы планируете однодневную самостоятельную экскурсию, то Гегард можно посмотреть в комплексе с не менее знаменитым храмом Гарни. Тем более, что маршрутки из Еревана едут только до этого городка.

    Но сначала нужно добраться до автостанции. От центрального проспекта Маштоца туда идет городская маршрутка № 51. Проезд до городка Гарни стоит 250 драм. Маршрутки отправляются каждый час.

    Через 30 минут вы уже на месте. Из Гарни до монастыря Гегард идти около восьми километров. Половину пути можно проделать на автобусе № 284, следующем до деревни Гохт.

    Дорога очень красивая, пологая, проложенная по ущелью серпантином. Для тех пешеходов, которые хотят сократить себе путь, есть тропки.

    Сбиться с дороги трудно. Ориентироваться следует на большую скульптуру львицы, виднеющуюся издалека. А сразу же за ней открывается чудесная панорама Гегардаванка.

    Что посмотреть в Гарни. Храм Митры

    Прибыв в горный городок, не стоит сразу же спешить в монастырь Гегард. В Армении сохранился один-единственный языческий храм, и находится он в Гарни. Это - как кусочек античной Греции посреди Кавказских гор: колонны, портик, высокие ступени…

    Храм, посвященный Митре, был построен в первом веке нашей эры. Его удаленность послужила ему хорошей защитой, ведь с евангелизацией Армении все языческие постройки были разрушены.

    Храм - единственное, что осталось от некогда грозной твердыни, которую на неприступном плато Гарни возвел царь Урарту Трдат Первый - тот самый, который основал город Эребуни, современный Ереван. Рядом с капищем Митры можно увидеть руины античных крепостных стен, терм, дворца.

    Храм очень искусно украшен резьбой. Стоит также спуститься вниз по ущелью к реке Азат, чтобы увидеть «музыкальный орган», образованный природой из лавовых стоков. Поэтому плато Гарни еще называют «симфонией камней».

    Церковь Маштоц Айрапет

    Храм Митры не единственная достопримечательность городка. Почтите посещением и христианскую святыню Гарни. Церковь была возведена на месте языческого хачкара - испещренного петроглифами камня.

    В IX веке здесь был похоронен христианский подвижник патриарх Маштоц, а тремя столетиями спустя над его могилой построили храм. Его купол и фасад, так же, как и интерьер усыпальницы, украшает искусная резьба, подобная той, которую можно увидеть в скальном монастыре Гегард.

    Посещение музея Гарни платное - 1200 драм с человека. Но если вы прибудете туда в последнюю субботу месяца, вход будет свободный. Но за экскурсию на иностранном языке все равно придется заплатить две с половиной тысячи драм.

    Что посмотреть в Гегардаванке. Часовня Григория Просветителя

    Если вы стеснены во времени, можно не останавливаться в Гарни, а сразу же взять такси. Поездка на машине по маршруту Ереван - монастырь Гегард - Ереван обойдется вам в десять тысяч драм (1270 рублей по курсу), что совсем недорого, если вы загрузитесь туда вчетвером. Первым делом нужно остановиться у скульптуры львицы на крутом повороте дороги, чтобы сделать панорамный снимок всей обители.

    Самое древнее сооружение монастыря стоит отдельно от него и довольно высоко над дорогой. Это - часовня Григория Просветителя. Она была построена около 1175 года. Вокруг нее высятся могильные хачкары, украшенные резьбой.

    В самой часовне сохранились фрагменты средневековых фресок. Осмотрев их, спускаемся к воротам монастыря. Обратите внимание на крепостные валы. Несмотря на труднодоступность обители, монахи в помощь обрывистому рельефу, возвели еще стрех сторон высокую стену.

    Катогике

    Гегардаванк состоит как из пещерных сооружений, прорубленных в скале, так и из наземных построек. К последним относится Катогике. Это - главная церковь монастыря Гегард.

    Несмотря на то что копье Лонгина уже там не хранится, храм все равно очень почитаем. В основе планировки постройки лежит равноплечий крест. По углам церкви примостились двухэтажные часовенки. Некоторые из них соединены с пещерами крытыми переходами, что делает храм как бы сердцем всего монастырского комплекса.

    Следует обратить внимание на ворота, расположенные на южном фасаде. Тимпан украшают каменные гроздья винограда, плоды граната, человеческие лица, голуби. Над воротами виднеется барельеф, изображающий льва, нападающего на быка. Эта высеченная в камне сцена символизирует мощь князя.

    Внутри церковь украшена аскетично, но впечатляюще. Везде виднеются хачкары - дарственные или погребальные камни, испещренные искусной резьбой. В Катогике проводятся богослужения, горят свечи и лампады.

    Гавит

    Долгое время монастырь Гегард был центром просвещения в Армении. Сюда направлялись люди, желающие не только удалиться от суеты мира, но и познать Бога. Для их обучения с западной стороны церкви Катогике в начале XIII века была построена примыкающая к скале ризница.

    Там послушники проходили религиозное образование. Интересно естественное освещение этого помещения. Окон в этой ризнице нет, только посредине в потолке имеется круглое отверстие. Каменный свод поддерживают четыре колонны, разделяющие помещение на приделы.

    Центр ризницы венчает купол со «сталактитами» - это лучший в Армении пример подобной архитектурной техники. Интерьер гавита впечатляет не меньше, чем церковь. Там также все испещрено резьбой, горят свечи. Суровая, аскетичная, но возвышенная красота этого места настраивает душу на особый лад.

    Церковь Авазан

    Не забываем, что Гегард - монастырь в скале, а потому не обойдем вниманием и пещерные постройки. Ведь первые кельи отшельники прорывали в горной породе. Считается, что монастырь на этом месте возник не случайно.

    Еще в языческие времена люди приходили сюда, чтобы поклониться нимфе чудодейственного источника.Вода не иссякла и по сей день. Теперь она провозглашена чудодейственной христианской Церковью. И если вы верите в это, запаситесь какой-то емкостью и отправляйтесь в пещерную церковь Авазан.

    Ее название переводится как «водоем». Это первый храм обители, который был полностью высечен в скале в 1240 годах прямо над источником. Чтобы набрать воды, нужно отстоять длинную очередь.

    Из Авазана можно попасть в усыпальницу (Жаматун) рода Прошьянов, а также вторую пещерную церковь, посвященную Богоматери - Аствацацин. Эти постройки были высечены во второй половине XIII столетия. В последнем храме сохранились фрески, изображающие ангелов.

    На территории монастырского комплекса имеются отдельно вырытые жаматуны, в которых покоятся представители княжеских родов (Григора и Мерика, Рузакана и Папака). Также интересно будет пройтись по анфиладе пещерных келий, которые спускаются к церкви высокими, высеченными прямо в скале лестницами.

    Гегард (Гехард), он же Айриванк (пещерный монастырь) - монастырь, вырубленный в скале. И, в отличие от Петры, вырубленный не в мягком иорданском песчанике, а в весьма конкретных кавказских скалах. Именно Гегард произвел на меня самое сильное впечатление среди всех осмотренных достопримечательностей.

    Расположен примерно в 40 км к востоку от Еревана и в 7 км от села Гарни, на высоте около 1700 м над уровнем моря в ущелье, где протекает речка Гохт. Считается, что монастырь Айриванк был основан на этом месте в начале IV века - естественные пещеры позволяли очень удобно обустроить быт монастыря. Однако в 923 году монастырь был полностью разорен и сожжен арабами. Нынешние строения были построены в XII-XIII веках на их месте. Но возраст тоже заслуживает уважения. Монастырь и ущелье включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Поддерживаю обоими руками.

    Название Гегард означает "копье". Монастырь копья. По преданию именно здесь было спрятано от арабов и прочих турков копье Лонгина , принесенное в Армению апостолом Фаддеем (одно из четырех - то, которое сейчас хранится в Эчмиадзине).

    К сожалению, не было возможности забраться высоко, чтоб снять общую картину, поэтому помещу одну чужую фотографию с видом сверху. Заметьте две башенки, торчащие из скал - на следующих снимках можно будет посмотреть на них снизу.

    При подъезде к монастырю на отвесном утесе напротив бросается в глаза белый крест. Маленький, думаете?

    На самом деле до него добрый километр и пара сотен метров вверх.

    На северной стороне ущелья - огромная естественная арка в скалах.

    А это вид на главную церковь монастыря от автостоянки.По-моему, не менее эффектно, чем Петра.

    Уже забравшись на уровень монастыря можно оглянуться на запад - это единственная дорога сюда. Не очень-то широкая и не очень прямая.

    Входим во двор монастыря. Монастырь своего рода комбинированный - в нем три основные церкви, две из которых выдолблены в скалах, а одна - пристроена к ним. Вот это - вид на пристроенную церковь Катогике (построена в 1215 году) и притвор к ней. С нее обычно начинается экскурсия.

    Тяжелые резные двери церкви - характерная черта армянских храмов.

    Классический для армянской церкви зал в форме креста из естественного камня - никаких фресок или штукатурки. Часть снимков специально снимал без вспышки, чтобы передать атмосферу.

    В полутьме икона выглядит особенно величественно.

    Через проход в стене переходим сначала в небольшой и полностью темный зал, освещаемый только свечами - в этом зале размещалась усыпальница рода Прошьян (нынешним языком говоря, они спонсировали создание монастыря).

    Вот такие артефакты уложены там вдоль стен.

    Входим в первую скальную церковь Авазан (водная церковь) - прямо в зале этой церкви бьет родник. Собственно и построили ее в 1240 году на месте старой пещеры с родником. Купол тоже вырезан в скале. А наверху этого круглого окна - помните башенки на втором снимке? - одна из этих башенок.

    К несчастью, свечек здесь было очень мало, поэтому пришлось включать вспышку, а угол с родником и вовсе в полной темноте - снять не удалось.

    В зале есть окна на "второй этаж" - это другой уровень монастыря. Там расположена третья скальная церковь монастыря - Аствацацин (Богоматери).

    Вход на второй уровень монастыря.

    Взгляд назад.

    А это типичная келья в скале с окном-душником над дверью.

    С противоположной стороны церкви Катогике в скале вырублена часовенка и еще кельи.

    Церковь Катогике со стороны реки.

    По дну ущелья протекает речка Гохт. Русло усыпано упавшими принесенными весенними потоками и подмытыми с краев ущелья камнями. Местами под камнями просто не видно воды.

    А местами камни образуют небольшой водопад. Хотя здесь явно поработали местные коммерсанты - запруда явно сделана руками (рядом находятся палатки местного кафе и вид от столиков на водопад, думаю, способствует приятному времяпрепровождению).

    На противоположном берегу речки - еще не освоенная пещера.

    Ну и хачкары. Часть из них вырезана прямо в скалах.

    Вот такой монастырь Гегард. Боюсь, правда, что фото не передают ощущений в полной мере, это все же надо видеть глазами.

    На северо-востоке, в семи километрах от Гарни, выше по ущелью реки Азат находится знаменитый Гегард, славящийся своею скальной архитектурой, успешно соперничающей с наземными постройками.

    Он относится к типу крестово-купольных церквей с легкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства.

    Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.

    Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.

    Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Указателем пути к нему служит фигура львицы на высоком пьедестале у крутого поворота дороги, неожиданно открывающего вид на монастырь.

    Время основания Гегарда точно не установлено. Вероятнее всего, на этом месте в начале IV века была основана обитель, получившая название Айриванк (пещерный монастырь) из-за своего расположения в естественных и искусственных пещерах.

    Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

    Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.

    В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

    Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Она расположена довольно высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Часть ее вырублена в скале, от тех времен в ней сохранились небольшие фрагменты фресок темной тональности, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

    В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

    Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

    Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

    В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.

    В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями.

    Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно, это место покупалось, что было выгодно и церкви.

    К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утес. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

    Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковь Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор.

    Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном - устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишенных радостей материнства.

    На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

    Скала внизу имеет светло-серый оттенок, переходящий к куполу в теплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещенную из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды.

    Прямо перед входом - лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещенной на южной стене церкви Аствацацин. Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей.

    В тени под сводом - голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи - орел, когтящий ягненка. Полагают, что здесь изображен герб княжеского рода Прошянов.

    Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная - большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой. Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбой церковь Аствацацин. На самом деле свет спокойно льется из проема в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан.

    Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам ее в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

    Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нем окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике. Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений.

    Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нем достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит лишь высоко над головой.

    Над головой - сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подкупольную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймленных арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

    Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.

    И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.

    Монастырь Гегард входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Привет, друзья! Если вдруг вам интересно, как у меня дела в настоящее время, то все просто замечательно. Вторую половину августа провела в Одессе и ее окрестностях. На носу моем очков не было, но осень в душе стояла беспросветная, несмотря на +30 и круглосуточное наличие моря. Но вот уже в течение нескольких часов ситуация прямо противоположная. На улице +18 и желтые листья, а в душе нескончаемое лето, птички и бабочки. За последние сутки пережила два обыска, была принята за цыганку, мерзла, скандалила, смеялась и ела драники с рыбой, а теперь дышу воздухом родного города. Я дома, господа. Наконец-то я снова дома. Скоро будут рассказы про приключения в Украине, а пока снова про Армению.

    Как я уже писала в предыдущем посте, одним солнечным утром мы c Катюшкой отправились в , откуда открывается потрясающий вид на гору Арарат, после чего неожиданно вернулись автостопом в Ереван и уже в 2 часа дня были на столичном вокзале в районе Килики, готовые к новым приключениям. Решаем ехать в город Гарни и смотреть на монастырский комплекс Гегард, высеченный в скале.

    На вокзале в Ереване в районе Килики узнаем, что маршрутки в Гарни ходят только до обеда, поэтому нам нужно на другой конец города к другому вокзалу в районе рынка Массив. Садимся в автобус, едем. И снова никто не хочет брать денег. Наконец-то находим нужную маршрутку до Гарни. Такое ощущение, что все друг друга знают. Пассажиры болтают, смеются, уступают друг другу сидячие места. Около часа петляем по горам, то заезжая на вершины, то снова спускаясь по спиральным серпантинам, и вот наконец-то мы на месте.

    От остановки до монастыря Гегард идти 7 км в гору. Можно взять такси, но даже подумать об этом не успеваем, как подходит парень. Знакомится. Он идет домой в деревню, что в 3 км от остановки. Нет, это не далеко, дорога не сложная. Что ж, раз парень может, значит сможем и мы. Идем вместе. Армэн- двадцатилетний летчик, в тот день он совершил свой первый самостоятельный полет на самолете и ехал домой отмечать это дело с родителями.

    Счастливый мальчик. Люблю счастливых людей, которые нашли дело своей жизни и с удовольствием занимаются им. Он любит летать, он живет этим. Пусть все у него получается! Три километра пути пролетают незаметно в расспросах и рассказах о семье, строгом отце и маме, которая жила в Ереване и пела в филармонии, а потом переехала в деревню и петь перестала — папа не разрешает. Сыну папа не разрешает курить, маме — петь…

    — Армэн, а каким мужем и отцом хочешь стать ты?
    — Таким же строгим и справедливым, как мой папа!

    Мда, суровые армянские обычаи. Нет, не смогла бы я быть женой армянина:) Тут Армэн достает пачку сигарет, подписывает две папиросы и раздает нам по одной. Это обычай такой у летчиков — раздать пачку сигарет разным людям в честь первого полета. Хотела я эти сигареты сохранить на всю жизнь как память, но в Батуми мы их где-то потеряли.

    Что ж, вот и деревня Армэна. До свидания! А нам предстоит путь длиной в 4 км. Мы все мокрые, голодные и очень уставшие. Прошу Вселенную послать нам машину. Подъезжает красный жигуль: два джигита спереди, два — сзади:
    — ДевЧОнки, садись, подвезем!
    — Нет, спасибо, мы любим гулять.

    В который раз убеждаюсь, что нужно четко формировать свои запросы и желания. Тем временем приходит осознание того, что на последнюю маршрутку в Ереван мы уже не успеваем, потому что идем медленно, дорога сложная, а монастыря и близко не видать. Снова спрашиваю Вселенную, а не пора ли послать нам нормальную машину, в которую не страшно садиться, чтобы довезла до монастыря Гегард? Вселенная как будто издевается, потому что дорога с обеих сторон абсолютно пуста. И тут моему взору предстает невероятная картина, равных которой по красоте я не видела давно: высокие горы в лучах послеполуденного солнца, прыгающие по склонам барашки и такое непередаваемое, едва осязаемое ощущение света, счастья и любви, витающее в воздухе!

    Армения фото гор и животных:

    После увиденного чуда природы я отпустила ситуацию, а в душе забила на время и на расписание маршруток, мы замедлили шаг и стали просто наслаждаться видами, дорогой и тем местом, где очутились. Не прошло и трех минут, как подъехала машина. Молодая пара Арман и Нана. 40 дней назад они венчались в церкви Гегард, и теперь едут туда снова: «Садитесь, девчонки! Вы наши гости, мы вас отвезем». Садимся, едем, болтаем. На фото я, Нана и Арман:

    Монастырь Гегард

    Монастырь Гегард является одной из главных достопримечательностей Армении и находится в 40 км от Еревана в 7 км от города Гарни. Маршрутки из Еревана едут только до Гарни, а дальше нужно брать такси до Гегарда (стоит около 1000-1500 драм) либо идти пешком в гору 7 км (прогулка определенно на любителя, не ограниченного во времени).

    Не буду тут соперничать с Википедией, пытаясь пересказать вам историю Гегард, скажу лишь, что это монастырский комплекс, высеченный в скале, который включен в список объектов Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Он настолько органично вписывается в окружающий ландшафт, что можно на секунду подумать, что сее чудо сотворено природой, а не рукой человека. Часть храмов выдолблены непосредственно в скалах и пещерах, другие же являются отдельными сооружениями.

    Церковь Катогике, построенная в XIII веке

    Хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами.

    Ущелье реки Гохт

    На территории комплекса можно найти многочисленные источники с питьевой водой. Впрочем, как и повсюду в Армении. Так пьют воду армяне. Научились и мы.

    После того, как монастырь осмотрен, святая вода набрана, сделаны десятки фото Гегард, ребята говорят, что отвезут нас в Ереван!!! Вот это счастье, ведь на маршрутку мы почти опоздали. Прежде чем сесть в машину, Арман идет к торговкам, стоящим возле монастыря. Что же у него в руках? «Берите, девочки, это вам подарок!» – улыбается Арман, вручая мне огромный сладкий пирог.

    Мы едем в машине. По телу бегают мурашки, а на глаза наворачиваются слезы. Такое ощущение, что моя душа за время путешествия по Армении увеличилась как минимум вдвое, а то и втрое. Это такое окрыляющее чувство, когда ты как будто бы открываешь сердце, и мир начинает дарить удивительные подарки, о которых только можно мечтать. В каждой церкви со слезами на глазах я шептала «спасибо». За возможность жить, путешествовать, заниматься любимым делом, встречать таких невероятных людей!

    В тот вечер мы с Катюшкой вернулись в Ереван нереально уставшие, но наполненные внутренним светом и заряженные энергией. Не было никаких сил идти на встречу с мальчиками, поэтому поели пирожок с пивом, купили магниты на ночных улицах Еревана и отправились спать. Тогда мы еще не знали, что следующий день будет наполнен страхом, очень сильным разочарованием и невероятнейшим везением.

    Чтобы узнать продолжение истории, не забудьте добавиться в группы в facebook www.facebook.

Рекомендуем почитать

Наверх