Самые большие подводные лодки в мире. Живой свидетель эпохи холодной войны – атомная подводная лодка «Акула Как устроена подводная лодка акула

Шри-Ланка 15.10.2023
Шри-Ланка

Россия больше не может себе позволить содержание самых крупных в мире подводных лодок проекта 941. Это не только слишком дорого, но и совершенно бессмысленно – данные АПЛ не имеют вооружения, уничтоженного по договору, заключенному с США. Испытатель ракетного комплекса лодки рассказал, почему все равно считает это решение неверным.

Две самые большие в мире атомные подлодки «Северсталь» и «Архангельск» (проект 941 «Акула») до конца этого года будут выведены из состава ВМФ России и до 2018 года утилизированы, сообщил во вторник источник РИА «Новости» в оборонной промышленности.

«До конца 2013 года эти лодки, базирующиеся в Северодвинске, будут выведены из состава ВМФ, и далее предприятия приступят к их утилизации. До 2018 года, максимум до 2020-го, этот процесс необходимо будет завершить», – сказал источник.

Эти «Акулы», по его словам, устарели, а переоборудовать их себе дороже. Что касается третьей лодки этого класса, модернизированной и прошедшей ремонт, то она в ближайшие годы будет использоваться для испытаний нового вооружения. Речь идет о «Дмитрии Донском», на котором испытывали ракету «Булава».

Представитель Центра судоремонта «Звездочка» пояснил, что три лодки этого проекта уже утилизированы: первая в 2007 году на «Севмаше», вторая в 2008 году по контракту с «Севмашем» на «Звездочке», третья – там же в 2009 году. Пока никакой конкретной информации о «Северстали» и «Архангельске» на верфи нет.

Финансирование утилизации всех АПЛ в России ведется частично по госзаказу, частично – в рамках материально-технической помощи от 23 стран-доноров в рамках международной программы «Глобальное партнерство». Субмарины 941-го проекта утилизировались при финансовой помощи США и Канады. Стоит заметить, что на момент утилизации это были одни из самых современных АПЛ российского ВМФ.

«Принципиальное решение о списании этих подлодок было принято еще в начале 2000-х годов, – пояснил ИТАР-ТАСС бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко. – В его основе лежал тот факт, что после потери промышленной кооперации с Украиной «Акулы» остались без своего главного вооружения – ракет Р-39 (РСМ-52 по международным договорам), которые там производились. После всестороннего анализа ситуации было принято решение перейти от украинских ракет к отечественным «Булавам», создаваемым для новых ракетоносцев проекта 955 класса «Борей». Это решение было вынужденным, но с учетом необходимости не допустить попадания страны в стратегической сфере в зависимость от другого государства выбора тогда у нас не было».

«Теперь это принципиальное решение окончательно оформлено, это, если сказать честно, давно ожидалось. Ведь есть предельные возможности государства, есть оставляющий желать лучшего потенциал промышленности, которые не могут обеспечить бесцельное дорогостоящее сохранение безоружных крейсеров проекта 941 класса «Акула». Если уж выбирать из двух возможных вариантов один, то лучше иметь «Бореи» с нашими «Булавами», хотя с учетом начавшихся более 10 лет назад работ по их созданию они, еще не вступив в строй, уже морально и физически устарели по сравнению с сегодняшним днем», – заявил адмирал. «Особенно заметно отставание наших подводных крейсеров от американских в оснащении современным радиоэлектронным оборудованием. Американские подлодки по радиоэлектронике значительно превосходят наши, поэтому значительное количество электронных плат и схем, установленных на российских лодках, даже стратегических, произведены за рубежом, в частности на Западе», – отметил Кравченко.

Он сообщил, что, как ожидается, остающийся в составе ВМФ в качестве испытательного корабля подводный крейсер «Дмитрий Донской», модернизированный на «Севмаше» по проекту 941У, способный нести на борту ракеты «Булава», после выполнения своих задач и производства достаточного для «Бореев» количества ракет «Булава» войдет в состав группировки морских стратегических ядерных сил Северного флота.

«Конечно, понятно чувство сожаления военных моряков, а особенно подводников, которые хотят, чтобы подлодок на флоте было как можно больше. Однако информация об уникальности наших «Акул» и их превосходстве над американскими лодками класса «Огайо» при действиях в северных широтах несколько преувеличена», – сказал адмирал.

«Да, наши «Акулы» проламывали в Арктике лед толщиной 2,5 метра, чтобы образовывать полыньи для ракетной стрельбы через Северный полюс. Они это делали за счет усиленной прочности ограждения рубки при быстром продувании цистерн главного баласта. Но неверно, что американские «стратеги» патрулировали только в средних и южных широтах. Они, как и наши ракетоносцы, действовали и в Северном Ледовитом океане подо льдами, но взламывали их не ограждением рубки, а особо прочной носовой частью с целью образования тех же полыней для пусков ракет», – пояснил Кравченко.

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО – «Тайфун») – самые большие в мире атомные подводные лодки. Разработаны в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Первый корабль этого типа был заложен на «Севмаше» в 1976 году и вступил в строй в 1981 году. Было построено шесть кораблей. Экипаж – 160 человек, длина корпуса – около 173 метров, ширина – 23,3 метра, осадка – более 11 метров, мощность на валах – 100 тысяч лошадиных сил. Основное вооружение – ракетный комплекс Д-19 с 20 трехступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Также «Акулы» несли ракето-торпеды «Водопад». Противовоздушная оборона обеспечивалась восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

В прошлом году посольство США в Москве объявило, что в России и США завершена ликвидация целого класса баллистических ракет, к которым относятся РСМ-52. «В рамках 12-летнего проекта было уничтожено 78 ракет РСМ-52», – отметили в посольстве.

«Лодка огромная, уникальная. Это признают все во всем мире. Недаром она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. У нее огромный потенциал. И при своих огромных габаритах – 48 тыс. тонн водоизмещения – эта лодка очень маневренная в подводном положении, – сказал бывший начальник управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ контр-адмирал Вячеслав Апанасенко, награжденный орденом Красной звезды за испытания ракетного комплекса для лодок 941 проекта. – У нее очень оригинальное решение. Это последняя разработка генконструктора «Рубина» Сергея Никитича Ковалева. Там ракетные шахты находятся вне прочного корпуса, то есть между двух прочных корпусов в воде.

Лодка могла бы очень долго служить. Там есть много новинок по борьбе за живучесть. Рубка лодки окружена полусферическим поясом. Это две большие всплывающие камеры, в которые переходит весь личный состав, и они безопасно всплывают с больших глубин – до 600 метров».

«Эти лодки проектировали на 30 лет эксплуатации, – продолжил он. – Как показывает опыт, если заложено 30 лет эксплуатации, она прослужит и 50, настолько надежная и крепкая конструкция. Планировалось, что стоящий на ней ракетный комплекс Д-19 будет заменен новым совершенным комплексом Д-19УТТХ (с улучшенными тактико-техническими характеристиками, по классификации НАТО – РСН-52-Вариант) в тех же габаритах, весом 92 тонны с новым оснащением. Это была ракета XXI века, никакое ПРО для нее вообще не существовало, дальность стрельбы была чуть ли не в полтора раза больше, чем у нынешней «Булавы». Было проведено всего три пуска, два из которых были полностью неудачными и один частично неудачным. Мы во всех трех случаях быстро находили отказы. На мой взгляд, там было просто вредительство или, по меньшей мере, халатность. Это послужило поводом к тому, что тогдашний министр обороны Игорь Сергеев в угоду Московскому институту теплотехники приказал закрыть это дело и поручил им делать «Булаву». Я был единственным, кто не подписал акт, несмотря на угрозы, я сказал: если мы эту ракету не будем делать, у нас шесть ракетоносцев окажутся бесполезными. Меня уговаривали, что мы эти ракетоносцы перевооружим «Булавой», и даже на переоборудованную лодку «Дмитрий Донской» установили опытную шахту для испытаний «Булавы». Но потом тихой сапой эту идею ликвидировали».

Контр-адмирал привел пример, свидетельствующий о надежности этого типа кораблей. «Вышли в море на стрельбу. И из-за ошибочных действий ракета при старте взорвалась прямо на выходе из шахты. Это была старая ракета, стреляли по программе утилизации. Взрыв на подводной лодке в надводном положении, горящее твердое топливо посыпалось, загорелась резина на подводной лодке. Командир дивизии Владимир Иванов скомандовал срочное погружение. Лодка погрузилась. Все погасло. Всплыли. И весь ущерб был только в том, что надо было покрасить крышку шахты, где все горело. С жидкостной ракетой все было бы совсем по-другому», – сказал он.

«После того как их не стали модернизировать под «Булаву», они стали бесполезными, – считает контр-адмирал Апанасенко. – Мы пытались сделать из них подводные танкеры, но почему-то Газпром отказался от этого, государство и частные фирмы отказались, и оставшиеся лодки доживают свой срок. Это боль и потеря для государства. На мой взгляд, можно попробовать их хотя бы для истории сохранить».

Причиной, по которой лодки не стали модернизировать под «Булаву», эксперт считает проблемы с испытаниями этой ракеты и долгий срок ее разработки. «Официально не было «Булавы». Ее и сейчас нет – она не принята на вооружение, там целая куча недоработок. А лодки 955 проекта уже строятся: «Юрий Долгорукий» ходит, еще две на подходе, а ракет к ним нет. А так было бы еще шесть лодок. Государству невыгодно тратить деньги на переоборудование этих лодок под комплекс, который еще не идет. Представляете – переоборудуют 941 проект, а потом скажут: «Булава» не летает. Ошибка изначально была заложена в том, что отказались от продолжения испытаний Д-19УТТХ. До окончания испытаний этой ракеты тогда оставалось не более двух лет. И тогда сейчас эти лодки были бы вооружены», – заключил контр-адмирал.

Осенью 2011 года в отечественных средствах массовой информации появились сообщения, согласно которым к 2014 году планировалось списание и утилизация всех оставшихся атомных подводных лодок проекта 941 «Акула». На следующий день официальные представители министерства обороны опровергли эту информацию. Как оказалось, в ближайшие годы эти субмарины останутся в составе флота. С тех пор время от времени поступают новые сообщения о дальнейшей судьбе «Акул». В первую очередь называется возможная модернизация этих лодок. Однако ремонт и переоснащение «Акул» порой называются нецелесообразными, ведь в строю осталось всего три такие лодки. А ведь в начале восьмидесятых годов Советский Союз собирался построить десять подлодок проекта 941. Почему же вместо десятка самых крупных в мире субмарин наша страна сейчас имеет лишь три?

Когда в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством С.Н. Ковалева начиналась разработка проекта 941, командование флота могло высказывать достаточно смелые пожелания. Согласно некоторым источникам, всерьез рассматривалась возможность строительства серии из двенадцати новых подлодок. Очевидно, по экономическим причинам впоследствии ее сократили до десяти кораблей. Несмотря на такое сокращение, середину семидесятых годов, когда создавался проект, можно назвать одним из самых лучших периодов в отечественного военно-морского флота. Поэтому от выдачи тактико-технического задания до закладки головной «Акулы» прошло всего три с половиной года. Еще через четыре года первая лодка проекта ТК-208 сошла со стапелей и в декабре 1981 года вошла в строй. Таким образом, на создание головной субмарины ушло около девяти лет.

До 1986-87 годов на северодвинском заводе «Севмаш» успели заложить семь подлодок проекта 941. Однако проблемы начались уже в 1988-м. Из-за ряда финансовых и политических проблем седьмая субмарина, готовая на 35-40 процентов, была разрезана на металл. Последние три лодки серии вообще остались на стадии предварительной подготовки к строительству. В стране началась Перестройка и финансирование оборонных проектов значительно сократилось. Кроме того, о новых подлодках узнал бывший (?) вероятный противник, который был прямо заинтересован в отсутствии подобной техники.

Стоит отметить, у Соединенных Штатов был веский довод опасаться «Акул». Лодки проекта 941 были самыми крупными подводными кораблями в мире и несли солидное вооружение. Оригинальная конструкция лодки с двумя основными прочными корпусами, расположенными на расстоянии друг от друга, позволила вписать в обводы легкого корпуса два десятка ракетных шахт комплекса Д-19 с ракетами Р-39. Рекордно крупные размеры лодок проекта 941 были обусловлены габаритами ракет. Р-39 имели длину в 16 метров и попросту не помещались на подлодках старой конструкции наподобие поздних версий проекта 667. В то же время, увеличение размеров лодки позволило разместить на ней удобные каюты и кубрики для экипажа, небольшое помещение для отдыха, спортзал, бассейн и даже сауну.

В обоих основных прочных корпусах размещалось по одному реактору типа ОК-650ВВ с тепловой мощностью до 190 МВт. Две паротурбинные установки с турбозубчатыми агрегатами имели общую мощность до 90-100 тыс. лошадиных сил. Благодаря такой энергетической установке лодки проекта 941 при водоизмещении в 23-28 (надводное) или 48-50 тыс. тонн (подводное) способны двигаться под водой со скоростью до 25-27 узлов. Предельная глубина погружения 450-500 метров, автономность – до 120 суток.

Главной полезной нагрузкой «Акул» были баллистические ракеты Р-39. Эти трехступенчатые твердотопливные боеприпасы могли лететь на дальность порядка 8200-8500 километров и доставлять к целям десять боевых блоков мощностью, по различным данным, от 100 до 200 килотонн. В сочетании с неограниченной дальностью плавания и сравнительно низкой шумностью лодки-носителя ракета Р-39 обеспечивала субмаринам проекта 941 высокие боевые характеристики. Стоит отметить, ракеты Р-39 были не слишком удобны в эксплуатации. Проблемы с ними были связаны, в первую очередь, с массогабаритными параметрами. При длине в 16 метров и диаметре в 2 метра ракета с агрегатами т.н. амортизационной ракетно-стартовой системы (АРСС) весила около 90 тонн. После запуска Р-39 избавлялась от шести тонн веса АРСС. Однако, несмотря на такую массу и размеры, ракету Р-39 посчитали пригодной к эксплуатации и поставили в производство.

В общем, у потенциального противника были все основания бояться. В 1987 году появился новый повод для опасений. В Советском Союзе решили модернизировать все имеющиеся «Акулы» в соответствии с проектом 941УТТХ. Главным его отличием от базового проекта было использование модернизированных ракет Р-39УТТХ. До распада СССР на «Севмаше» успели доработать только одну головную лодку проекта, ТК-208. Другие субмарины не модернизировались – на это попросту не было денег. В дальнейшем отсутствие денег постоянно сказывалось на судьбе «Акул», причем исключительно в отрицательном ключе.

Согласно некоторым источникам, поддержание одной «Акулы» в боеспособном состоянии стоило в 1,5-2 раза больше, чем эксплуатация лодок проекта 667БДРМ. Кроме того, в конце восьмидесятых и начале девяностых руководство нашей страны было готово идти на самые разные уступки в международных переговорах, в том числе и на заведомо невыгодные для собственной обороноспособности. В результате консультаций с, как тогда начали говорить, зарубежными партнерами о строительстве седьмой подлодки серии полностью забыли, а половину из изготовленных решили постепенно списать и утилизировать. Кроме того, в начале девяностых прекратилось производство ракет Р-39. Подлодки рисковали остаться без своего главного .

Из-за недостаточного финансирования лодки проекта 941 почти все время стояли у причалов безо всякой надежды выйти в поход. Первым из боевого состава флота вышел подводный крейсер ТК-202. Утилизация затянулась: вместо планировавшегося начала в 1997 году работы начались только в 1999-м. Резка «на иголки» завершилась к середине двухтысячных годов. В 1997-98 годах из боевого состава флота исключили две другие лодки – ТК-12 и ТК-13. Они очень долго стояли у причалов, и в начале двухтысячных годов появилась надежда на их возвращение. Рассматривался вариант возвращения в строй лодки ТК-12. Кроме того, она должна была получить имя «Симбирск», поскольку администрация города Ульяновска выразила желание взять над ней шефство. Но эти предложения не воплотились в жизнь. В 2004 году США добились начала утилизации лодки. Контракт об уничтожении последней субмарины ТК-13 был подписан в 2007 году. Через несколько месяцев начались работы.

Как видим, «зарубежные партнеры» все же смогли продавить выгодное для них решение. Важность уничтожения «Акул» прекрасно иллюстрирует тот факт, что около 75-80% расходов на утилизацию лодок оплачивали США и НАТО. В общей сложности они затратили порядка 25 миллионов долларов. Вероятно, ввиду опасности советских и российских подводных крейсеров, они были готовы еще раз выложить суммы такого порядка за утилизацию оставшихся российских субмарин, в том числе и других проектов.

Может возникнуть вполне справедливый вопрос: почему руководство России не разорвало соглашение о совместном уничтожении уникальных лодок? Тому есть свои причины. В течение первых лет у нашей страны просто не было возможности полноценно содержать все шесть субмарин. Без должного ухода атомные энергетические установки могли бы стать причиной колоссальных экологических катастроф. Позже, в начале двухтысячных годов, деньги появились, но одновременно с этим проявилась другая проблема. К концу девяностых начало сказываться отсутствие производства ракет. Немного позже ситуация с боеприпасами приобрела фатальный характер: в 2005 году появились сообщения, что на три подлодки имеется всего десять ракет Р-39. Иными словами, не было возможности укомплектовать даже одну подлодку.

Стоит отметить, командование военно-морского флота обратило внимание на эту проблему еще в середине девяностых. В 1998 году началась модернизация подлодки ТК-208 в соответствии с проектом 941У (другое обозначение «941М»). Вместо старых пусковых установок на лодке смонтировали несколько новых шахт, предназначенных для использования ракет Р-30 «Булава». Разработка этой ракеты только началась в то время, но уже принимались соответствующие меры для испытаний и последующей эксплуатации. После ремонта, в 2002 году, лодка ТК-208 получила имя «Дмитрий Донской», а с 2003-го она начала участвовать в испытаниях «Булавы».

Эксплуатация подлодки «Дмитрий Донской» продолжается до сих пор. Две другие оставшиеся лодки оказались менее везучими: их не стали модернизировать. В 2004 году ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» вывели в резерв. Осенью 2001 года лодка «Северсталь» отправилась в поход с целью проведения двух учебных пусков. Вместе с моряками к месту выполнения учебно-боевой задачи отправились телевизионные журналисты, снимавшие документальный фильм «Русская “Акула”». Впоследствии отснятые материалы неоднократно использовались в различных фильмах о подлодках-рекордсменах. По иронии судьбы, эти съемки оказались последними на данный момент в биографии лодки ТК-20.

После памятных заявлений неназванного источника от 2011 года ситуация с лодками проекта 941 неоднократно становилась предметом обсуждений. Через пару месяцев после официального опровержения о списании руководство завода «Севмаш» подтвердило, что субмарина «Дмитрий Донской» впредь будет использоваться в качестве опытной для отработки технологий и технических решений, предназначенных для перспективных проектов. Дальнейшая судьба «Архангельска» и «Северстали» тогда не называлась. В начале 2012 года главком ВМФ В. Высоцкий рассказал, что все три имеющиеся подлодки останутся в составе флота и будут эксплуатироваться в течение следующих лет. Ситуация с отсутствием ракет не комментировалась. С тех пор не было никаких официальных сообщений о дальнейшей судьбе оставшихся подлодок проекта 941. Вероятно, из-за отсутствия каких-либо внятных перспектив «Северсталь» и «Архангельск» пробудут в составе флота еще несколько лет, а затем будут списаны. По крайней мере, сейчас никто не собирается их модернизировать для использования ракет Р-30. Вероятно, командование флота оценило возможности и перспективы такой модернизации и пришло к соответствующим выводам.

Подлодкам проекта 941 не повезло появиться в очень сложный период истории. В самый разгар их строительства начались преобразования, в конечном итоге оказавшиеся фатальными для страны. Ликвидация их последствий заняла еще много лет и в итоге «Акулы» провели у причала большую часть своей жизни. Теперь же, когда можно изыскать возможности для возвращения лодок в строй, целесообразность этого стала вызывать вопросы. Несмотря на рекордные для своего времени характеристики, лодки проекта 941 порядочно устарели и в их обновление придется вложить столько денег, сколько ушло бы на создание совершенно нового проекта. Есть ли в этом смысл?

По материалам сайтов:
http://flot.com/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://deepstorm.ru/
http://lenta.ru/
http://ria.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-578.html

Бухта Нерпичья, 2004 год. Резерв. Фото http://ru-submarine.livejournal.com

Класса "Акула" до сих пор является непобежденным рекордом СССР. Находясь в автономном плавании 120 суток, она с легкостью и незамеченно пересекала океаны, ей под силу разломать толстый арктический лед и поразить цели противника, в течение короткого времени выпустив весь боекомплект баллистических ракет. Сегодня найти ей применение не могут, а ее судьба туманна.

Наш ответ

Развернувшаяся между СССР и США, требовала от обеих сторон достойных ответов на обоюдные вызовы. В 70-х годах Соединенные Штаты получили на вооружение корабль с водоизмещением 18,7 тонны. Скорость его составляла 200 узлов, в оснащение входило оборудование, совершавшее подводные пуски ракет с глубины от 15 до 30 метров. В ответ от советской науки и военно-промышленного комплекса руководство страны потребовало создания превосходящей техники.

В декабре 1972 года было выдано тактико-техническое задание на создание подводного крейсера с шифром «Акула» и номером 941. Начало работ стартовало с постановления правительства о начале разработки, проект поручили выполнить ЦКБ «Рубин». Реализация конструкторской мысли произошла в самом крупном эллинге мира - на заводе «Севмаш», закладка состоялась в 1976 году. При строительстве подлодки было сделано несколько технологических прорывов, один из них - агрегатно-модульный способ постройки, что существенно сократило сроки сдачи объекта. Сегодня этот метод применяется повсеместно во всех видах кораблестроения, но подводная лодка класса «Акула» была первой во всем.

В конце сентября 1980 года с верфи Северодвинска был спущен в Белое море первый подводный крейсер «Акула» проекта 941. По морской легенде или были, на носу подлодки, пока ее не спустили на воду, ниже ватерлинии, была нарисована оскалившая зубы акула, хвостом обвивавшая трезубец. После спуска в море рисунок исчез под водой и эмблему никто больше не видел, но народная память, падкая на символику и приметы, сразу дала название крейсеру - «Акула». Все следующие подлодки типа 941 получали то же название, а для членов экипажей была введена собственная символика в виде нашивки на рукаве с изображением акулы. В США крейсеру дали название «Тайфун».

Конструкция

Подводная лодка класса «Акула» по конструкции напоминает катамаран - два корпуса, каждый из них имеет диаметр 7,2 метра, расположены параллельно друг другу в горизонтальной плоскости. Герметичный отсек с модулем управления расположен между двумя главными корпусами, в нем находятся пульт управления и радиотехническое вооружение крейсера. Ракетный блок находится в передней части лодки между корпусами. Переходить из одной части лодки в другую было возможно по трем переходам. Весь корпус лодки состоял из 19 водонепроницаемых отсеков.

Проекта 941 («Акула») имеют в конструкции, у основания рубки, две всплывающие эвакуационные камеры вместимостью на весь действующий экипаж. Отсек, в котором разместился центральный пост, расположен ближе к корме крейсера. Титановая обшивка укрывает два центральных корпуса, центральный пост, торпедные помещения, остальная поверхность зашита сталью, на которую нанесено гидроакустическое покрытие, надежно скрывающее лодку от систем слежения.

Передние убирающиеся рули горизонтальной конструкции находятся в носовой части лодки. Верхняя рубка усилена и оснащена крышей округлого строения, способной взламывать прочное ледовое покрытие при всплытии в северных широтах.

Характеристики

На подлодки типа 941 устанавливались энергетические установки третьего поколения (их мощность составляла 100.000 л. с.) блочного типа, размещение было разведено на два блока в прочных корпусах, что уменьшило габариты ЯЭУ. При этом эксплуатационные качества были улучшены.

Но не только этот шаг сделал легендарными подводные лодки класса «Акула». Характеристики ГЭУ включали два водо-водяных ядерных реактора ОК-650 и две турбины парового типа. Все собранное оборудование позволило не только повысить эффективность всей работы подлодки, но существенно снизить вибрацию, а соответственно, улучшить шумоизоляцию корабля. Атомная установка вводилась в действие автоматически при исчезновении электрического питания.

Технические характеристики:

  • Максимальная длина - 172 метра.
  • Максимальная ширина - 23,3 метра.
  • Высота корпуса - 26 метра.
  • Водоизмещение (подводное/надводное) - 48 тыс. т./23,2 тыс.т.
  • Автономность плавания без всплытия - 120 суток.
  • Глубина погружения (максимальная/рабочая) - 480 м/400м.
  • Скорость плавания (надводная / подводная) - 12 узлов/25 узлов.

Вооружение

Основное вооружение - твердотопливные баллистические ракеты «Вариант» (вес в корпусе - 90 т., длина - 17,7 м.). Дальность ракеты составляет 8,3 тыс. километров, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая из которых имеет мощность в 100 килотонн в тротиловом эквиваленте и индивидуальную систему наведения.

Старт всего арсенала боекомплекта подлодки может осуществляться единственным залпом с коротким интервалом старта между единицами ракет. Запуск боекомплекта производится из надводного и подводного положения, максимальная глубина на старте составляет 55 метров. Проектные характеристики предусматривали боекомплект в 24 ракеты, впоследствии уменьшенный до 20 единиц.

Особенности

Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.

При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).

Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью - более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название - «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом - проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.

Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.

Комфорт для экипажа

Экипаж подводного крейсера в основном комплектовался офицерами, мичманами. Старший офицерский состав размещался в двух- и четырехместных каютах оборудованных телевизором, умывальником, системой кондиционирования воздуха, шкафами для одежды, письменными столами и пр.

Матросы и младший офицерский состав получили в распоряжение удобные кубрики. На подводной лодке условия для жизни были более чем комфортными, только корабли этого класса оборудовались залом для спортивных занятий, бассейном, солярием и сауной. Чтобы не слишком отрываться от реальности в длительном походе, был создан живой уголок.

На приколе

За весь период строительства подлодок типа 941 было принято на вооружение ВМФ шесть крейсеров:

  • «Дмитрий Донской» (ТК - 208) . Принята в декабре 1981 года, после модернизации вновь приступила к ведению службы в июле 2002 года.
  • ТК-202. Получила порт приписки и принята на вооружение в декабре 1983 года. В 2005 году лодка была разрезана на металлолом.
  • «Симбирск» (ТК-12). Принята в состав СФ в январе 1985 года. Была утилизирована в 2005 году.
  • ТК-13. Крейсер был принят на службу в декабре 1985 года. В 2009 году корпус был разрезан на металл, часть подлодки (шестиотсечный блок, реакторы) переведены на долгосрочное хранение на Кольский полуостров.
  • «Архангельск» (ТК-17). Дата поступления на флот - ноябрь 1987 года. В связи с отсутствием боекомплекта с 2006 года обсуждается вопрос утилизации.
  • «Северсталь» (ТК-20). Приписана в ряды ВМФ в сентябре 1989 года. В 2004 году вышла в резерв из-за отсутствия боекомплектов, планируется к утилизации.
  • ТК-210. Закладка конструкций корпуса совпала со сломом экономической системы. Лишилась финансирования и была разобрана в 1990 году.

Атомные подлодки класса «Акула» были сведены в одну дивизию, базой для них служит Западная Лица (Мурманская область). Реконструкция бухты Нерпичья была окончена в 1981 году. Для базирования крейсеров типа 941 были оборудованы причальная линия, пирсы со специальными возможностями, построен уникальный кран грузоподъемностью 125 тонн для погрузки ракет (не введен в эксплуатацию).

Современное состояние

На сегодняшний день все имеющиеся в наличии атомные подводные лодки класса «Акула» находятся в порту приписки в законсервированном виде, решается их дальнейшая судьба. Подлодка «Дмитрий Донской» была модернизирована под боевое снаряжение «Булава». По сообщениям в СМИ, в 2016 году планировалось утилизировать недействующие экземпляры. Сообщений о реализации плана не было.

Гигантская подводная лодка проекта 941 «Акула», до сих пор является уникальным вооружением, единственным крейсером, способным нести боевое дежурство в Арктике. Они почти неуязвимы для противолодочных подлодок, находящихся на вооружении США. Также ни один потенциальный противник не имеет технических авиационных средств для обнаружения крейсера под толщей льда.

23.02.2016 в 22:08 · Pavlofox · 35 890

Самые большие подводные лодки в мире

Подводные лодки стоят на вооружении многих стран мира. Есть среди них небольшие суда, экипаж которых состоит из 1-2 моряков и самые большие подводные лодки в мире . О последних мы и расскажем в статье.

Самыми большими субмаринами являются подводные крейсеры, подводное водоизмещение которых может достигать 48 тысяч тонн и длины в 172 метра.

10. Навага | Длина 128 метров

На 10 месте среди самых больших подводных лодок в мире находятся советские субмарины проекта 667А «», оснащенные баллистическими ракетами. Длина подлодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метра. Оснащение – 16 пусковых установок с ракетами Р-27. Дальность действия – 2400 километров. Общий боевой комплект субмарины – 22 торпеды, из них две – ядерные.

Разработка подлодок серии «Навага» началась в 1958 году.

9. Триумфан | Длина 138 метров


Французские подводные лодки типа «» входят в число самых больших субмарин в мире. Строительство первой подлодки началось в 1986 году. Распад СССР внес коррективы в количество построенных субмарин – вместо 6 было создано 4 подводных лодки.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 14 335 тонн, длина корпуса – 138 метров, ширина – 12, 5 метра. Вооружение – 16 баллистических ракет класса М45. Девятое место в нашем рейтинге.

8. Цзинь | Длина 140 метров


Поражают своими размерами и китайские подлодки проекта 094 «». Они занимают 8 место в рейтинге самых больших подводных лодок в мире. Они пришли на смену лодкам класса 092 «Ся». Строительство новых подлодок началось в 1999 году. Поскольку Китай предпочитает держать втайне все свои военные разработки, о субмаринах нового поколения известно мало. Длина подлодки – 140 метров, ширина – около 13 метров, подводное водоизмещение – 11500 тонн. Вооружение – 12 баллистических ракет с дальностью действия до 12 тысяч километров.

В 2004 году на воду была спущена первая субмарина серии «Цзинь». По информации китайской стороны, сейчас на вооружении Китая находятся 6 подводных лодок этого типа. К боевому патрулированию они должны были приступить в 2014 году.

7. Вэнгард | Длина 150 метров


В число самых больших субмарин в мире входят британские подлодки типа «». В 1990 годах они пришли на смену лодкам типа Resolution. Появление новых субмарин у США и СССР заставили Англию приступить к созданию нового типа подлодки, с такими же высокими боевыми характеристиками. Первоначально было решено построить не менее 7 подлодок, но с распадом Советского Союза необходимость в таком количестве ракетоносцев отпала. Всего на вооружение поступило 4 подлодки типа «Вэнгард». Строительство первой из них началось в 1986 году.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 15 900 тонн, длина корпуса – 150 метров, ширина – 12,8 метра. Вооружена 16 баллистическими ракетами системы «Trident-2 D5».

6. Кальмар | Длина 155 метров


Размеры подлодки: подводное водоизмещение 13 050 тонн, длина корпуса 155 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29Р с дальностью действия более 6 000 км.

На сегодня большая часть подлодок «Кальмар» утилизирована, остальные входят в состав Тихоокеанского флота России.

5. Мурена-М | Длина 155 метров


Подлодки проекта «» входят в число самых больших субмарин. Это модернизация лодок проекта «Мурена». Главное отличие – размещение 16 ракет, а не 12. Для этого корпус лодки был увеличен на 16 метров.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение 15 750 тонны, длина корпуса 155 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 ракет Р-29Д с дальностью действия более 9 000 км. Пятое место в рейтинге.

4. Дельфин | Длина 167 метров


Подлодка проекта «», занимающая 4 место в нашем рейтинге, продолжила развитие проекта «Кальмар». Строительство первой субмарины началось в 1981 году. Было построено 7 подлодок. Сейчас все они входят в состав подводного флота России. По своим размерам субмарина того типа входит в число самых больших подводных лодок в мире. Ее подводное водоизмещение составляет 18 200 тонн, длина 167 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 баллистических ракет класса Р-29РМ.

3. Огайо | Длина 170 метров


Американские субмарины типа «» входят в число самых больших подводных лодок в мире. Они относятся к подлодкам третьего поколения и оснащены 24 баллистическим ракетами «Трайдент». Их особенность – разделяющиеся головные части и индивидуальная система наведения на цель. Сегодня субмарины типа «Огайо» составляют ядро американских ядерных сил. Они несут боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океанах.

Размеры подлодки: подводное водоизмещение – 18 750 тонны, длина корпуса – 170, 7 метра, ширина – 12, 8 метра. Максимальная глубина погружения – 55о метров. Первая субмарина этого типа вступила в строй в 1981 году.

Интересный факт: в 2009 году во время боевого дежурства экипаж субмарины USS Rhode Island спас четырех мужчин и мальчика, которые потерпели крушение и четверо суток находились в море без надежды на спасение.

2. Борей | Длина 170 метров


Российские подводные лодки проекта 955 «» занимают 2 место в рейтинге самых больших субмарин в мире. Построены и вошли в строй 3 подводных крейсера, три находятся в стадии строительства и последний был заложен в декабре 2015 года. Всего к 2018 году планируется построить 8 подлодок «Борей». Разрабатывалась подлодка для того, чтобы заменить субмарины проектов «Дельфин» и «Акула».

Размеры подлодки: подводное водоизмещение 24 000 тонны, длина корпуса 170 метров, ширина – 13, 5 метра. Вооружение – 16 ракет «Булава».

1. Акула | Длина 173 метра


Первое место в рейтинге самых больших субмарин в мире занимает российская подлодка проекта 941 «». Это самый большой подводный крейсер, построенный человеком. Представьте махину высотой с девятиэтажный дом и длиной в два футбольных поля – это и есть легендарная «Акула». С точки зрения боеспособности такие размеры вызывают сомнения, но нельзя не восхищаться мощью этой гигантской субмарины.

Строительство подлодки было начато в 1976 году. «Акула» стала ответом на проект американской подлодки типа «Огайо». Вступил первый подводный ракетоносец в строй в 1980 году.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение 48 тысяч тонн, длина корпуса 172, 8 метра, ширина – 23, 3 метра. Вооружен подводный крейсер 20 трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Вариант».

На подлодке созданы улучшенные условия для экипажа. Здесь есть небольшой бассейн, солярий, сауна, спортзал и даже живой уголок.

Размеры позволяют подлодке взламывать лед толщиной более двух метров. А это значит, что она может нести боевое патрулирование в арктических широтах.

Всего на вооружении России находится 6 подлодок класса «Акула».

В современном мире большое значение в обеспечении безопасности государств играет подводный флот. Особенно, если это подводные лодки, несущие на себе стратегическое атомное вооружение. Именно они сдерживают крупные державы от открытого военного противостояния, которое может стать последним в истории человечества. А чем больше и мощнее подводный корабль, тем больше оружия он может нести и совершать более продолжительные автономные плавания у берегов потенциального противника.

Проект 941 «Акула»

На сегодняшний день самая большая подводная лодка в мире - это творение советских корабелов, подводный атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Размеры его колоссальны, подводное водоизмещение равно 48 тыс. тонн. Длина гиганта - 172 м, а ширина 23,3м, в высоту боевой корабль сравним с 9 этажным домом. В движение подлодка приводится двумя водо-водяными атомными реакторами с двумя паротурбинными установками, расположенными по отдельности в прочных корпусах. Суммарная мощность энергетической установки - 100 тыс. л.с.

Мощная машина под водой может развивать скорость до 25 узлов, в надводном положении - 12 узлов. Погружаться она может почти на полкилометра, а обычная рабочая глубина - 380 м. Подводная лодка управляется экипажем из 160 человек и может находиться в автономном плавании целых четыре месяца. Причем для спасения всего экипажа большая подводная машина оснащена всплывающей спасательной капсулой. Вооружение «Акулы» состоит из:

  • ракетного комплекса из 20 баллистических ракет, каждая из которых может нести 10 боеголовок по 100 килотонн с индивидуальным наведением (конструктивно была возможность нести 24 ракеты). Стартовая масса ракет Р-39 - 90 тонн, а боевая дальность - 8,3 тыс.км. Весь боекомплект ракет может быть выпущен одним залпом как с надводного, так и с подводного положения в любых погодных условиях.
  • 6 торпедных аппаратов для пуска ракето-торпед и торпед калибра 533 мм и установки заграждений из мин;
  • 8 комплектов ПЗРК «Игла-1» для противовоздушной обороны;
  • радиоэлектронного вооружения.

Свое рождение большие «Акулы» получили на заводе «Севмаш», для этого был сооружен самый большой на планете крытый эллинг. Благодаря прочной рубке и серьезному запасу плавучести подлодка может проламывать толстый лед (до 2,5 м), что позволяет ей осуществлять боевое дежурство даже на северном полюсе.

Довольно много пространства лодки выделено для обеспечения комфорта экипажа:

  • просторные двух- и четырехместные каюты для офицеров;
  • маломестные кубрики для старшин и матросов;
  • система кондиционирования воздуха;
  • телевизоры и умывальники в каютах;
  • спортзал, сауна, солярий, бассейн;
  • живой уголок и салон для отдыха и т.п.

Подводные лодки типа «Огайо»

В свое время после лодок проекта «Акула» это были вторые по счету самые крупные подводные корабли в мире. Их подводное водоизмещение - 18, 75 тыс. тонн, надводное - 16,75 тонн. Длина махины - 170 м, а ширина ее корпуса - почти 13 м. Всего было выпущено 18 машин этого типа, каждая из которых получила вооружение в виде 24 межконтинентальных баллистических ракет с разделяющейся боевой частью. Экипаж судна - 155 человек. Скорость в подводном положении - до 25 узлов, в надводном - до 17 узлов.

Эти военные корабли имеют прочный корпус, разделенный на четыре отсека и отдельную выгородку:

  • носовой, в который входят помещения боевого, обеспечивающего и бытового назначения;
  • ракетный;
  • реакторный;
  • турбинный;
  • выгородка с электрощитами, дифферентовочными и осушительными насосами, установкой для регенерации воздуха.

Проект 955 «Борей»

По длине этот ракетный подводный крейсер почти такой же, как и два предыдущих корабля - 170 м. Но это атомная подлодка четвертого поколения обладает подводным водоизмещением в 24 тыс. тонн, а надводным - 14,7 тыс.тонн. Поэтому по этому параметру она может смело находиться на втором месте после лодок проекта проекта 941 «Акула». К 2020 году планируется построить 20 подводных крейсеров этой серии. В настоящее время в строю находится уже три гиганта проекта 955: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах».

Экипаж подводного судна - 107 человек, причем большая его половина - офицеры. Скорость его в подводном положении достигает 29 узлов, в надводном 15 узлов. В автономном плавании подводный корабль может находиться три месяца. Подводные лодки типа «Борей» разработаны в качестве замены атомных подводных лодок проектов «Акула» и «Дельфин». Подводные крейсеры этого проекта считаются первыми отечественными АПЛ, приводимыми в движение одновальным водометным комплексом. Основное вооружение - 16 твердотопливных баллистических ракет типа «Булава» с боевой дальностью 8 тыс.км.

Проект 667БДРМ «Дельфин»

Это еще один российский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, который может похвастать большими размерами. В современном военно-морском флоте РФ это пока что самый массовый подводный крейсер стратегического назначения. Длина судна - 167 м. Подводное водоизмещение 18,2 тыс.тонн, надводное - 11,74 тыс.тонн. Экипаж корабля около 140 человек. Вооружение стратегических АПЛ состоит из:

  • межконтинентальных баллистических ракет на жидком топливе Р-29РМ и Р-29РМУ «Синева» с боевой дальностью более 8,3 тыс.км. Все ракеты могут выпускаться одним залпом. При движении под водой на глубине до 55 метров запуск ракет возможен даже на скорости в 6-7 узлов;
  • 4 носовых торпедных аппаратов;
  • до 8 ПЗРК «Игла».

В движение «Дельфины» приводятся двумя реакторными установками общей мощностью в 180 МВт.

Подлодки типа «Вэнгард»

Конечно, Великобритания не могла не поучаствовать в конкурсе самых больших подводных атомных ракетных крейсеров. Лодки серии «Вэнгард» имеют подводное водоизмещение 15,9 тыс. тонн, надводное - 15,1 тыс.тонн. Длина судна - почти 150 метров. Чтобы начать постройку лодок «Вэнгард» была расширена и модернизирована судоверфь корпорации Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. В результате реконструкции она получила эллинг шириной 58 м и длиной 260 м, высота эллинга позволяет возводить не только АПЛ, но и даже эсминцы. Также был построен вертикальный судоподъемник грузоподъемность 24,3 тыс. тонн. Основное вооружение подводного крейсера - 16 баллистических ракет Трайдент II.

Лодки типа «Триумфан»

На последнем месте среди самых крупных подводных лодок находятся судна, изготовленные французскими кораблестроителями. Лодки типа «Триумфан» имеют подводное водоизмещение 14,3 тыс. тонн, надводное - 12,6 тыс. тонн. Длина ракетного крейсера - 138 метров. Силовая установка подводной машины - водо-водяной реактор мощностью 150 МВт, он обеспечивает скорость подводном положении до 25 узлов, в надводном - до 12 узлов. На вооружении у лодок типа «Триумфан» 16 баллистических ракет, 10 торпед и 8 крылатых ракет для запуска которых используются торпедные аппараты.

Как видно, в список самых больших подводных кораблей попали боевые машины, сконструированные ведущими мировыми державами, обладающими одновременно как стратегическими ядерными вооружениями, так и мощными военно-морскими силами.

Рекомендуем почитать

Наверх