Петропавловская церковь (Кобрин). Петропавловская церковь Петропавловская церковь кобрин

Анапа 01.04.2024
Анапа
Достопримечательность
Свято-Петропавловская церковь в Кобрине
52°12′47″ с. ш. 24°22′31″ в. д. H G Я O L
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Кобрин , ул. Свердлова
Епархия Брестская и Кобринская епархия
Первое упоминание
Строительство - годы
Состояние Действует
Медиафайлы на Викискладе

Свято-Петропавловская церковь построена в Кобрине в XV веке. Упоминание о ней встречается в документах, которые датированы 1465 годом. В XIX веке встречается два разных названия церкви - Петровская или Петропавловская.

Примерно в километре от центра города в небольшом доме в конце Губернианской улицы некоторое время проживал русский полководец Александр Васильевич Суворов . Недалеко от его дома возвышалось здание старинной Петропавловской церкви. Опальный полководец посещал её почти ежедневно. Он даже протоптал к ней тропинку через соседние огороды. По свидетельствам очевидцев, он взбирался на колокольню, когда надо было звонить, или пел на клиросе в хоре. Суворов обладал могучим командирским басом, что снискало ему уважение певчих и прихожан. В церкви до сих пор с великой любовью и уважением хранят реликвию - псалтырь Суворова с надписью: «По сей псалтири пел и читал Суворов». С того времени и по сей час Свято-Петропавловская церковь имеет второе неофициальное, народное название - Суворовская.

В 1864 году церковь было решено обновить. В 1862-1864 годах на том же месте частично из останков ветхой церкви, стараниями прихожан и местного клира на их собственные средства по проекту архитектора Венденбаума была построена новая церковь, которая сильно отличалась от прежней. Старая церковь была более аскетична, на крыше возвышались два небольших купола. Колокольня находилась отдельно. 28 ноября 1864 года новый деревянный храм освятили в честь святых апостолов Петра и Павла.

В Петропавловском храме находился образ Покрова Божьей Матери, сооруженный прихожанами в знак благодарности Господу и Пречистой Деве за чудесное спасение храма во время страшного пожара 14 октября 1896 года. Во время этого пожара в непосредственной близости от церкви сгорело 35 домов. Когда казалось, что и саму церковь ждёт такая же судьба, ветер неожиданно поменял направление: церковь чудесным образом была спасена.

В 1900 году в России наконец-то вспомнили об опальном полководце в связи со столетием со дня его смерти. В начале XX века в Кобрине по инициативе императора Николая II было решено возвести на месте Петропавловской церкви большой помпезный каменный храм-памятник Петро-Павловско-Суворовский, а маленькую деревянную церквушку, так любимую Суворовым , перенести подальше, к окраине. По всей необъятной России распространялись подписные листы для сбора пожертвований. Пожертвования поступали от воинских частей, а также со всей страны и из-за рубежа. Военное ведомство выделило около тысячи пудов меди, а Брестская крепость подарила образа художника В. Васнецова. В 1913 году Петропавловскую церковь перенесли на улицу Пинскую на кладбище. Для перемещения церкви её поставили на бревна и так катили по улице. Снято было лишь внутреннее убранство и иные детали декора.

А вот каменный храм, ради которого затеяли переезд исторической церкви, так и не построили - помешала Первая мировая война, а затем - революция.

2009-09-06 Мордаунт Юрий
СВЯТО-ПЕТРО-ПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Свято-Петро-Павловская церковь в городе Кобрине была построена в 1465 году. Она находилась на южной окраине центральной площади города – Рыночной. Теперь на этом месте расположен районный Дом культуры в сквере имени А. И. Морозова. Рыночную площадь переименовали в площадь Свободы.
Церковь отмечена в ревизии королевского ревизора Дмитрия Сапеги за 1563 год. Обозначена церковь и на плане города 1798 года.

Храм располагался недалеко от дома А. В. Суворова. Почти ежедневно посещая ее, опальный полководец протоптал свою тропинку через соседние огороды. Он взбирался на колокольню, когда надо было звонить, или пел на клиросе в хоре. Невысокого роста, неширокий в плечах, Суворов обладал могучим "командирским" басом, что снискало ему уважение певчих и прихожан. Он также пожертвовал храму несколько икон. В знак уважения к великому полководцу церковь стали называть Петропавловско-Суворовской.

С 1847 года настоятелем храма являлся церковный деятель, историк А. Кульчицкий. В 1857 году из-за аварийного состояния и опасности разрушения церковь закрыли. Через пять лет провели капитальную реставрацию храма
В 1911 г. церковь решили перенести на старинное кобринское православно-католическое кладбище, на котором имеются очень древние захоронения. Кладбище существовало в XVIII, а возможно, и в XVII веке. Оно обозначено на самых ранних планах города. Здесь похоронен брат Адама Мицкевича профессор права Харьковского университета Александр Мицкевич со всей семьей. На могиле - мастерски выполненный памятник в виде скорбящего ангела с крестом, обвитого кленовой веточкой. Есть и другие имеющие историческое значение захоронения: на старых надгробиях известные фамилии: Костюшко-Сехновицкие, Верещаки...

На освободившемся месте приступили к строительству нового Суворовского Свято-Петро-Павловского храма. Название «Суворовский» дано ему было потому, что возводился он к 100-летию со дня смерти непобедимого генералиссимуса А.В. Суворова, широко отмечавшемуся в 1900 г. по всей Российской империи. Архитектурное решение храма-памятника было традиционно византийское. Купола его должны были иметь форму шлемов, а общий вид храма напоминал бы сторожевой отряд славянских воинов, находящихся в дозоре.

Строительство храма-памятника, как это следует из архивных материалов, находилось под опекой и личным участием императора России Николая II. Он утвердил проект Кобринского храма и объявил 12 января 1912 года Всероссийский сбор пожертвований на его строительство по государственным гербовым подписным листам. Деньги, собираемые по всей Российской империи, куда входил и Кобринский уезд в составе Гродненской губернии, стекались в Кобринское казначейство и находились в распоряжении местного предводителя дворянства.
Предполагается, что первые крупные взносы по существующей тогда традиции были сделаны членами царской фамилии и центральным Российским казначейством. Из сохранившихся архивных материалов видно также, что активное участие в пожертвованиях принимала армия. Военное ведомство выделило около тысячи пудов меди на отливку колоколов, а Брестская церковь подарила для иконостаса нового храма ценные иконы знаменитого живописца Васнецова.

Старожилы утверждали, что был заложен фундамент храма и почти до окон выведены его стены. К сожалению, начавшаяся в 1914 году 1-я мировая война и последовавшие исторические события прервали сбор средств и строительство храма. Собранные с большим трудом деньги, ценная церковная утварь и заготовленные стройматериалы бесследно исчезли. Мечта кобринчан не осуществилась, храм в городском сквере им. Морозова так и не был построен.

В годы советской власти Свято-Петро-Павловская церковь была единственной действующей в городе Кобрине. Сюда на молебен съезжались люди из всех ближайших деревень Кобринского и Жабинковского районов.

Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными, так как они более других учеников Господа потрудились в деле Евангельской проповеди: апостол Петр - среди иудеев, апостол Павел - среди язычников.

Апостол Петр, простой рыбак, вместе со своим братом апостолом Андреем был призван Самим Иисусом Христом, сопутствуя Ему на всех путях Его служения спасению мира. По Вознесении Господнем он первым начал проповедовать в Иерусалиме о Воскресшем Господе, много пострадал за веру и окончил свой жизненный путь в Риме.

Апостол Павел вначале был гонителем христиан и даже принимал участие в убиении первомученика архидиакона Стефана. Однако, чудесно обращенный к вере Самим Господом, он из гонителя христианства стал самым ревностным его проповедником. Святой апостол совершил несколько путешествий по всему Средиземноморью, неся людям слово Евангельского благовестия; он основал церкви в Малой Азии, Греции, Риме.

Оба первоверховных апостола пострадали за веру Христову в один день 67 года в Риме при гонениях на христиан императора Нерона. Апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а апостол Павел - усечен мечом.

В этот день заканчивается Петров пост - один из четырех многодневных постов Православной Церкви, который начинается в понедельник, следующий через неделю после праздника Святой Троицы.

Народные приметы

На день Петра и Павла 12 июля наши предки считали, «Женское лето по Петров день», «Красное лето с Петрова дня», «С Петрова дня красное лето, зеленый покос». Чаще всего в Петровки сухо и жарко. «Петр и Павел жару прибавил». «Как придет Петро, так и будет тепло». «День убывает, жара прибывает». Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый. «Не хвались, баба, что зелен луг, а смотри, каков Петров день». На Петровки готовились к озимому севу. До Петрова вспахать, до Ильина - заборонить, до Спаса (28 августа) - посеять. На святого Петра дождь - урожай не худой, два дождя - хороший, три - богатый. Многие птицы поют только до Петрова дня. Соловей поет до Петрова дня. Кукушка кукует до Петрова дня, так как «ячменным колоском подавилась», говорили: «Недалече кукушечке до Петрова дня», «Далеко кулику до Петрова дня». «Петр и Павел час убавил, а Илья Пророк - два уволок». «Придет Петрок, сорвет листок». Петров день - конец Петрова поста. Петров пост идет по церковному календарю вслед за Троицей, начинается в первый понедельник после Духова дня и кончается 12 июля, в день апостолов Петра и Павла. Полагается в это время копить масло, яйца, творог и молоко. «Спасовка - лакомка, а Петровка - голодовка». Голодным считали из-за отсутствия овощей. Петры и Павлы считаются праздником рыбаков, так как апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла. Рыбаки ему служили молебны. Был и такой обычай - ежегодно в день Петра-рыболова собирать на «мирскую свечу», которую ставили в храме к иконе Петра.

Исполняется 550 лет документальному упоминанию Петропавловского храма Кобрина

Впервые о существовании церкви Петра и Павла упоминается в документе 1465г., когда кобринская княгиня Иулиания Семеновна даровала храму землю с людьми. Уже тогда Петропавловская церковь считалась очень древней.

Сведения о времени возникновения этого храма отсутствуют. Предположительно, церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, ныне расположенная на перекрестке улиц Первомайской и Свердлова, возникла в городе одновременно с его основанием. Известно, что славяне, приняв христианство, при построении городов тотчас же возводили в них и храмы. Это был установившийся обычай, который особенно поддерживали в народе набожные князья. Известно, что на кобринских землях князьями (кобринскими) в XV ст. были еще построены Пречистенская церковь (сгорела в конце XIX ст.), Ильинская церковь - в Городце, (Кобринский р-н), Христорождественская - в Добучине (ныне г. Пружаны).

Город Кобрин в XV столетии являлся столицей Кобринского княжества. Оставаясь твердыми в вере отцов, православные великого княжества Литовского выражали, как и прежде, свое усердие к ней пожертвованиями на святые храмы и обители и на содержание своего духовенства. Пример в этом подавали православные князья - потомки великих князей Гедимина и Ольгерда, имевшие в своем владении или управлении разные города и области Литовского государства.

Архивные материалы свидетельствуют, что один из потомков князя Любарта, сына Гедиминова, кобринский князь Иван Семенович, вместе с матерью своею Иулианиею пожаловал в 1465 г. кобринскому монастырю Святого Спаса мельницу на реке Шевни со ставом и с сеножатями, а также земли со всеми доходами с них и назначил ежегодные медовые дани, в том же году пожаловал кобринской Петропавловской церкви людей в Кобрине и земли со всеми их доходами, пашнями и десятинами.

Первоначально Петропавловская церковь находилась в самом центре города, с южной стороны бывшей главной городской площади - Рыночной. Инвентарь, составленный королевскими ревизорами в 1563г., называет церковь замковой. Ныне на месте бывшего расположения храма - сквер им. А.Морозова.

С 1795г. кобринские земли переходят под юрисдикцию Российской Империи. Имение Кобринский Ключ Екатерина II жалует «в вечное и потомственное владение» русскому полководцу графу А.В. Суворову (1729-1800) за ратные заслуги. Начинается непродолжительный «суворовский» период в жизни города.

В исчезнувшей церковной летописи рассказывалось о частом посещении Петропавловской церкви генералиссимусом А.В. Суворовым, который любил петь в хоре на клиросе. Невысокого роста, неширокий в плечах, Суворов обладал могучим «командирским» басом, что снискало ему уважение певчих и прихожан. Павел Бобровский - русский офицер, принимавший участие в сборе исторических сведений о Суворове в 1861г., - пишет о нем: «Во время поста ежедневно ходил в церковь, ... читал Апостола, молился в землю и соблюдал все церковные обряды ».

Храм располагался недалеко от дома Суворова. Посещая церковь, искренне верующий опальный полководец протоптал свою тропинку к ней через соседние огороды. Он взбирался на колокольню, когда надо было звонить, и сам звонил в колокола. Он также пожертвовал храму несколько икон. Долгое время в храме хранилась псалтирь с драгоценной надписью: «По сей псалтири пел и читал Суворов ». В знак уважения к великому полководцу церковь в народе стали называть Петропавловской-Суворовской.

Известно, что православные храмы в Северо-Западном крае находились в самом бедственном состоянии. Не являлся исключением и этот храм. Архивные материалы свидетельствуют, что в 1846г. Петропавловская церковь «уже крайне нуждалась в починке». Кобринский благочинный священник Петр Шостаковский в докладе Литовской духовной консистории сообщает, что земский исправник взыскивает с прихожан деньги на ремонт храма, но из-за неурожая этот процесс идет очень медленно, не собрано и 100 серебряных рублей. Консистория решила «просить гродненское губернское правление... распорядиться о немедленной починке Кобринской Петропавловской церкви».

С 1847 года настоятелем храма служил церковный деятель, историк Александр Кульчицкий (1823-1888 гг.), в миру - Андрей Иванович Кульчицкий, сын священника Литовской епархии. Происходил из рода святителя Иннокентия (Кульчицкого; память 26 ноября/9 декабря). По окончании курса в 1847 г. Литовской духовной семинарии он был рукоположен 26 сентября того же года во священника кобринской Петропавловской церкви и состоял учителем и законоучителем городских училищ. Овдовев, принял 3 ноября 1852 г. монашество и в следующем году поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где и окончил курс в 1857 г. со степенью кандидата богословия, а в ноябре зачислен, согласно прошению, в пекинскую духовную миссию, где состоял учителем славянского языка в Албазинском училище, учрежденном китайским правительством для изучения европейских языков, и, кроме того, обратил в христианство до 78 человек.

9 марта 1866 г. назначен инспектором Полоцкой духовной семинарии, а 20 апреля 1869 г. возведен в сан архимандрита. 18-го августа 1871 г. вызван на чреду священнослужения и проповеди слова Божия в С.-Петербург, а в ноябре того же года назначен настоятелем православной церкви в Риме. 12 марта 1878 г. был хиротонисан в Петербурге во епископа туркестанского, а 6 августа 1883 г. перемещен на костромскую кафедру (епископ Костромской и Галичский), где и скончался.

Ремонт Петропавловского храма многократно откладывался. Гродненский гражданский губернатор предложил помещикам составить проект ремонта храма и разделить расходы на починку между своими крестьянами. В связи с этим 11 сентября 1850 г. уездный предводитель дворянства кавалер Дзеконский пригласил на совещание группу помещиков, владельцев крестьян, приписанных к приходу Петропавловской церкви.

Помещики осмотрели церковь и подали прошение на имя предводителя дворянства: «По осмотру таковой церкви найдено нами, что она совершенно старая, ветхая, согнившая и грозит даже опасностью, словом, нет способа её починить, а следовало бы совершенно все делать наново, и за разобранием оной нельзя даже ожидать хоть в части удобных к чему материалов. Что на сооружение новой церкви нужно значительного капитала, и по соразмерности прихода вышло бы на душу по несколько десять рублей. Что крестьяне при уплате податей и исполнении рекрутской, а тоже прочих повинностей не в состоянии этого никак исполнить и не имеют к тому малейших способов ».

Таким образом, состояние церкви требовало не просто ремонта, а строительства нового храма, на что требовалась значительная денежная сумма. Помещики же просили не взыскивать с их крестьян эти деньги ввиду их крайней бедности. И далее в прошении указывалось: «Что церковь эта расположена есть в самом уездном городе Кобрине, и к ней в значительном числе принадлежат мещане и казенные крестьяне ведомства Палаты государственных имуществ. Что проект 1842 года месяца июля 20 дня издан только для обеспечения сельского духовенства, как же эта церковь находится в самом городе, а потому крестьяне из селений не могут по сему высочайше утвержденному проекту быть принуждаемы к каким-либо налогам. Что на основании сего высочайшего повеления помещичьи крестьяне, приписанные к церквям в казенных имениях, освобождены от уплаты падающего по раскладке соразмерно душам сбора на оные, а только предоставлено приглашать их к добровольным пожертвованиям ».

Помещики Кобринского уезда сослались на законодательный акт 1842 г. и устранились от сбора средств на строительство церкви. К тому же они заявили, что финансирование должно происходить из церковно-строительного капитала, и таковой имеется. И еще один аргумент для устранения от финансирования прозвучал в прошении: «При чем долгом считаем доложить, ни постройка, ни починка кобринской Петропавловской церкви, по мнению нашему, вовсе не нужна, потому что в том же самом городе Кобрине есть новая, отличная, довольно просторная церковь Никольская, к которой не имеется ни прихода, ни священника, а только иногда из других церквей священники сами собой отправляют в оной Богослужения, а потому не благоугодно бы было правительству назначить в ней приход и священника Петропавловской церкви, чем и исполнится предстоящая надобность, и не нужно будет употреблять на сооружение новой церкви церковно-строительного капитала ». Подписали прошение помещики из Девяток, Легат, Сельца и Залесья: Павел Павловский, Иван Долобовский, Хелена Долобовская, Константин Цытович, майор Гончаровский и др.

Поскольку вопрос не был решен, а церковь находилась в угрожающе ветхом состоянии, то в 1857 г. по приказу Литовской духовной консистории Петропавловскую церковь запечатали. В это время (с 1852 г. и до закрытия храма) настоятелем являлся протоиерей Петр Левицкий, который получил сюда назначение по окончании Киевской духовной академии. Этот пастырь умел искренне воспламенять в прихожанах дух благочестия и преданности церкви в тот час, когда уездный Кобрин был неблагоустроенным и убогим городом.

Время шло. В рапорте следующего священника Петропавловской церкви Павла Петровского за начало 1860 г. сообщается, что «к починке и не думается приступать». «Прихожане крайне ропщут и жалуются, что внесли следуемые с них на починку церкви деньги в канцелярию предводителя дворянства и (к стыду целого света) не имеют своей церкви, тем более, что эта святыня, по причине своей древности и ущемления во время бывшего в городе Кобрине пожара, возбуждает к себе глубокое благоговение всех здешних жителей и исповедания римского. Из числа сих, помещик имения Девяток господин Осип Верстака ему (священнику Петровскому) говорил лично, что принял бы на себя труд заняться постройкою сей церкви, не из подряда, а хозяйственным способом, лишь бы был прислан ему план на постройку оной и сложенные прихожанами деньги».

Меж тем еще в 1852 году Император Николай I повелел обязать помещиков выстроить для своих крестьян новые храмы, где таковых не имелось, и исправить старые. В какой степени было исполнено Высочайшее повеление, заинтересовался вновь назначенный начальник Северо-Западного края М.Н. Муравьев.

Решение о строительстве церкви было принято незамедлительно. Деятельным начальником был направлен в Кобрин проект строительства нового храма, за выполнением которого М.Н. Муравьев следил с особым вниманием. Автором проекта являлся молодой архитектор Александр Густавович Вейденбаум (1840-1909гг.), впоследствии служивший в Москве в должности губернского инженера-архитектора.

Строительство непосредственно здания церкви началось в 1862 г. Следует обратить внимание на чрезмерно высокое число православного белого духовенства в этот год. Связано это с существованием в ту пору в городе духовного училища, в котором пребывало 53 ребенка из семей священников.

За 1862 - 1864 г.г. на том месте, где располагался храм, частично из остатков ветхой церкви стараниями прихожан и местного клира на их собственные средства была построена новая церковь. Святыня значительно отличалась от прежнего храма. Старая церковь была более аскетична, на крыше возвышались два небольших купола. Колокольня находилась отдельно. В новой же церкви башня-колокольня располагалась вторым ярусом над притвором. Наружные стены были вертикально ошалеваны доской и выкрашены в белый цвет. Церковь смотрелась величественно и торжественно. Все заботы о строительстве легли на плечи отца Павла Петровского.

28 ноября 1864 г. нововыстроенный деревянный храм освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. Священник о. Павел служил в храме до 1887 года, после чего был переведен в Сехновичи. Некоторое время вместе с Павлом Стефановичем Петровским в Петропавловской церкви служил в качестве его помощника молодой священник Михаил Григорович, эмигрировавший в составе Белой армии в Европу после первой мировой войны.

В начале 1870 г. в Кобрине случился большой скандал. Некоторые православные прихожане городских церквей после окончания утреннего богослужения ходили в римско-католический костел. Об этом донесли самому гродненскому губернатору, а он обратился к брестскому епископу Игнатию. Кобринский благочинный провел вразумительные беседы с православными, которые посещали кроме церкви ещё и костел. Один из мещан – Осип Самойлович, за упорство в посещении костела по представлению благочинного был снят с занимаемой должности в Городской Думе. Православные же объясняли своё посещение костела любопытством и желанием посмотреть на уездную аристократию, так как в костел съезжались помещики большей части уезда. Чтобы прекратить посещение православными костела, уездное полицейское управление обязало нарушителей спокойствия подписками не ходить в костел.

В 1880 году в городе Кобрине было 3749 православных верующих (учитывая 2295 человек регулярных войск). Действовали православный каменный собор и три деревянные церкви – Петропавловская, Никольская и Георгиевская, католический каменный костел Успения Пресвятой Девы Марии и каменная каплица святой Анны, каменная синагога и 14 иудейских деревянных молитвенных школ.

В 1887 - 1891гг. настоятелем прихода Петропавловской церкви был Никодим Бабулевич (с 1889 г. - благочинный). Прочувствованные, глубокие речи этого священника, обращенные к воинам-участникам русско-турецкой войны на Балканах, трижды печатались в «Литовских епархиальных ведомостях». Столь высокой чести удостаивался далеко не всякий церковнослужитель.

Никодима Бабулевича в 1891г. сменил Константин Павлович Михаловский (1869-1942 гг.), сын бывшего священника из д. Береза Кобринского уезда Павла Михаловского.

В 1908 г. Константин Михаловский перебрался в губернский Гродно, где состоял ключарем Гродненского кафедрального собора, а в первую мировую войну служил полковым священником лейб-гвардии Финляндского полка. В 1921 г. эвакуировался с русским флотом в г. Бизерта (Тунис), где был настоятелем церкви Воскресения Христова на улице Сельер, одним из инициаторов строительства памятника-часовни кораблям Русской эскадры в Бизерте.

В 1874 году приход насчитывал 2340 верующих, в 1879г. - 2293 верующих, в 1885 г. - 3048 верующих (по материалам «Памятных книжек Гродненской губернии»).

В Гродненском православно-церковном календаре «Православие в Брестско-Гродненской земле в конце XIX века», издававшемся в 1899 г., приводится следующая характеристика кобринской Петропавловской церкви: «... Церковь деревянная, устроена в 1864 году на месте съиздавна существовавшей тут, упоминающейся в документах XV столетия, как издавна существующей и с 1857 года закрытой церкви, и частию из остатков оной, старанием и средствами прихожан и местного причта. В ней имеется большой образ Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженный прихожанами в благоговейную благодарность Господу и Пречистой за чудесное спасение храма в пожар 14 (1) октября 1896 года, когда подле церкви счищено 35 еврейских домов, и церкви угрожала прямая опасность при ветре, несшем прямо на церковную крышу искры, но потом вдруг принявшем направление противоположное и прямо тем отклонившем неминуемую опасность. На колокольне этой церкви имеются между 7-я колоколами два колокола с давнею славянскою надписью, весом в 8 пудов, с изображением св. великомученицы Параскевы и св. великомученика Дмитрия и словами: «Року Божiя АШОЭ», - другой, весом около 1/2 пуда, с словами: «Року Божiя АХОА». Прихожан при церкви: 1544 мужеского пола и 1575 женского, а всего 3119, в 7 селениях, кроме г.Кобрина: в Девятках, Закроснице, Залесье, Лепесах Больших, Лепесах Малых, Легатах и Сельце, - из коих самое отдаленное от церкви - Закросница - в 10 верстах, с 396 прихожанами. Имеются: кладбищенская - Трисвятительская церковь, в Залесье - братство, с 1895 г.; церковно-приходское попечительство, с 1893 года; церковная школа в Легатах, с 1893 года, с 36 учащимися мальчиками и 2-классное училище в Залесье. Причт состоит из 2 лиц: священника и псаломщика, с жалованьем 650 рублей и процент с 400 рублей в билетах, образовавшихся от суммы, поступившей за отшедшую под железную дорогу землю ».

В XIX веке при храме было создано братство и построены две приписных кладбищенских церкви в деревнях Залесье и Андроново. Также XIX век оставил на стенах храма свои отметины, а обнаружились они в 60-х годах XX столетия во время капитального ремонта. Было установлено, что стены церкви были повреждены во время войны 1812 года пулями наполеоновских войск, известных своим богохульным поведением и мародерством.

В конце XIX века приближалась памятная дата - 100-летие со дня смерти великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Это событие должно было отмечаться в мае 1900 года. К торжественному празднованию готовилась вся Россия. Дислоцировавшиеся в то время на территории Брестчины пехотные полки входили в состав Варшавского военного округа, в котором издавался «Варшавский военный журнал». К знаменательному событию редакция журнала решила опубликовать серию статей о Суворове и издать дополнительное приложение «Розыски на Суворовских полях сражений».

Зимой 1899-1900 года в Кобрин прибыли два офицера 2-го Брест-Литовского батальона. Они изучали места, связанные с именем Суворова, беседовали с местными жителями, выполняли фотосъемку. Благодаря стараниям этих энтузиастов, сегодня мы имеем возможность увидеть Петропавловский храм и его интерьер такими, какими они были в то время, более 100 лет назад.

В 1913 г. под сенью царствующего дома Романовых был создан специальный комитет по увековечиванию памяти славного имени полководца. По призыву императора на местах были созданы мемориальные отделения с участием разного рода почетных членов, особенно из лиц начальственного состава. Такие комитеты почитания памяти полководца, возглавленные уездными предводителями дворянства Гродненской губернии, функционировали в Кобрине и Пружанах.

Так, пружанский уездный комитет 4 марта 1913 года обратился к местным чиновникам и просвещенным особам со следующим призывом: «В последнее десятилетие XVIII столетия имя великого Суворова прогремело победоносно под Кобрином Гродненской губернии (бой под Кобрином и Крупчицами 4 и 6 сентября 1794 года), и победы эти озарили неувядаемою славою русское оружие. Здесь, в пожалованной императрицей Екатериной Великой вотчине, в расположенной вблизи города Кобрин усадьбе, непобедимый полководец в молитве и размышлениях проводил последние месяцы своей жизни перед своим отъездом (в марте месяце 1800 года) в Петербург. В Кобрине по сей день сохранилась историческая церковь во имя святых Верховных апостолов Петра и Павла, прозванная народом «Суворовская», в которой говел и молитвенно обращался к Богу славный полководец.

В настоящее время эта деревянная небольшая церковь пришла в ветхость и со всех сторон ее затеснили еврейския постройки. Стремясь сохранить и поддержать исторический памятник о славном воине, комитет, состоящий под покровительством его императорского величества, государя императора, озабочен, чтобы место возле суворовской церкви было расчищено путем покупки еврейских построек, и на нем была (не уничтожая старой) воздвигнута новая каменная церковь памяти незабвенного героя.

Комитет обращается к Вам в глубокой надежде, что почтить имя Великого Суворова, составляющее гордость России, пожелает большинство ея граждан и при их помощи окажется возможным воздвигнуть не только храм, но также памятник и школу имени Великого полководца генералиссимуса князя Суворова ».

Это обращение стоит в ряду инициатив, приуроченных к празднованию 300-летия дома Романовых в 1912 г., среди которых значились сборы пожертвований на увековечивание памяти разного рода общественных и государственных деятелей России.

Невозможно сомневаться в том, что при столь внушительном пропагандистском обрамлении ветхие еврейские жилища в южной части Рыночной площади в Кобрине пошли на снос, а на их месте добровольные жертвователи принялись за дело - строительство на месте деревянной Петропавловской церкви каменного храма-памятника – Петропавловско-Суворовского. Создание храма-памятника, как это следует из архивных материалов, находилось под опекой и личным участием императора России Николая II. Он утвердил проект Кобринского храма и объявил 12 января 1912 года Всероссийский сбор пожертвований на его строительство по государственным гербовым подписным листам. Деньги, собираемые по всей Российской Империи, стекались в Кобринское казначейство и находились в распоряжении местного предводителя дворянства М.Э. Вольфринга.

Предполагается, что первые крупные взносы, по существующей тогда традиции, были сделаны членами царской фамилии и центральным Российским казначейством. Пожертвования на эту цель поступали от воинских частей, а также со всей страны и из-за рубежа. Из сохранившихся архивных материалов видно также, что армия принимала активное участие в пожертвованиях. Военное ведомство выделило около тысячи пудов меди на отливку колоколов, а Брестская церковь подарила для иконостаса нового храма ценные иконы знаменитого живописца Васнецова. Настоятелем Петропавловской церкви служил с 1908 года Антоний Сакович (окончил Литовскую духовную семинарию в 1865 году, преподавал Закон Божий в Кобринском 1-м двухклассном мужском училище, где обучалось 99 мальчиков).

В 1913 г. Петропавловская церковь была перенесена на улицу Пинскую (ныне Первомайскую), на кладбище. Для перемещения церкви ее поставили на бревна и так катили по улицам. Снято было лишь внутреннее убранство и иные детали декора. На освободившемся месте приступили к строительству нового Суворовского Святопетро-Павловского храма. Архитектурное решение храма-памятника было традиционно византийское. Купола его должны были иметь форму шлемов, а общий вид храма напоминал бы сторожевой отряд славянских воинов, находящихся в дозоре. Был создан проект для нового храма, боковой вид которого сохранился до нашего времени и находится в выставочной экспозиции Кобринского военно-исторического музея.

Старожилы утверждали, что был заложен фундамент храма и почти до окон выведены его стены. К сожалению, начавшаяся в 1914 году 1-я мировая война и последовавшие исторические события прервали сбор средств и строительство храма. Собранные с большим трудом деньги, ценная церковная утварь и заготовленные стройматериалы бесследно исчезли. Мечта кобринчан не осуществилась, храм в городском сквере так и не был построен.

В 1915 году все жители епархии были эвакуированы в глубь России, и епархия временно не существовала. Многие из священнослужителей ушли на фронт. Такая судьба была уготована и бывшему священнику Петропавловской церкви Константину Павловичу Михаловскому.

По приказу военных властей осуществлялась массовая эвакуация имущества церквей Гродненской губернии в Центральную Россию. Эвакуации подлежали иконы, колокола, метрические книги, хоругви и даже мелкая церковная утварь. Служители церкви довольно подробно описывали количество, вес, материал отлитых колоколов, места их изготовления, а также их принадлежность к тому или иному храму. В некоторых описях давались даже звуковые характеристики колоколам.

Эвакуированное имущество белорусских церквей хранилось в Алексеевском, Андрониевском, Даниловом, Златоустовском, Новодевичьем, Новоспасском, Симоновом, Чудовом монастырях, храме Христа Спасителя, церквях во имя святого Николая Чудотворца, Святой Троицы и других. Среди бесследно исчезнувших документов особенно ценной была рукопись из древней Петро-Павловской церкви, куда столетиями заносились важные события в жизни Кобринщины. К сожалению, достоверные сведения об эвакуации имущества Петро-Павловской церкви не обнаружены. Увозилось ли оно в Россию или где-то тайно сохранялось на месте - не установлено. Тем не менее, сегодня храм представляет посетителям старинные иконы и другие атрибуты церковной древности.

В период оккупации Кобринщины кайзеровскими войсками (1915-1918гг.) православные храмы не действовали. Башни-колокольни, как наиболее высотные точки местности, немцы использовали как наблюдательные пункты. Известно, что после почти полной эвакуации православного духовенства из прифронтовой полосы единственным священником, оставшимся со своим народом, был семидесятилетний старец в Чабаевке, отец Василий Котович, окормлявший паству на 66 приходах на территории от Бреста до Пинска.

В 1921 - 1939 гг. Петропавловский храм в Кобрине продолжал работать. Священнослужителями в церкви тогда были протоиерей Алексей Русецкий, с 1931 по 1937 год упоминаются протоиереи Владимир и Александр Самойловичи, протоирей Феодор Ивацевич и священник Михаил Смирнов.

До нас дошла история о чудесном обновлении старинной иконы Богоматери в 1930 году в имении Лепесы, принадлежавшем землевладелице Грозмани. В сумерках уходящего дня Благовещения очевидцы увидели сияние в виде короны, звезд и кругов, которое то появлялось, то исчезало над иконой. Обновившуюся икону перенесли в Петро-Павловскую церковь.

В годы военного лихолетья 1941-45 гг. православные храмы на Кобринщине функционировали. Действовала и Петропавловская церковь в Кобрине. Одновременно оккупанты пользовались башней-колокольней как смотровой площадкой для контроля местности на восточной окраине города. К сожалению, официальных сведений об этом периоде истории храма не выявлено.

После освобождения Кобрина войсками Советской Армии в июле 1944 года на службу в Петропавловскую церковь заступил священник Федор Игнатьевич Дмитриюк (1895-1977 гг.). Интересна и трудна была судьба этого пастыря. С 1918 года отец Феодор служил священником в храме села Страдеч, а затем в Александро-Невском соборе города Пружаны. В 1938 году по требованию гражданских властей Польши отец Феодор был лишён польского гражданства и подлежал выселению за пределы Польши. Но в это время началась вторая мировая война, и Польша оказалась под властью фашистской Германии. В период оккупации отец Феодор занимался патриотической деятельностью. Он и его семья поддерживали связь с белорусскими партизанами. Это стало известно гитлеровцам, и в 1943 году они расстреляли жену отца Феодора Марию Ивановну, дочь Галину и её мужа.

Федор Игнатьевич служил в Петропавловской церкви по апрель 1946 г., после чего продолжал службу в других храмах Беларуси и России в качестве настоятеля, благочинного приходов. 6 апреля 1955 года в Успенской Почаевской Лавре пострижен в монашество с именем Флавиан в честь Флавиана Исповедника, Патриарха Константинопольского, а впоследствии - возведен в высокий сан архимандрита, затем епископа и архиепископа. Так и вошел в историю православия как архиепископ Флавиан.

После закрытия в 60-е годы 3-х православных храмов города Петропавловская церковь являлась единственным храмом в Кобрине, функционировавшим в годы безбожной акции советского периода, когда большинство храмов в стране были закрыты и находились в бесхозном состоянии. Со всей округи собирались на молебен в храм люди, как и много веков назад оставаясь преданными вере и Богу, хотя иногда службы сопровождались беспорядками обезумевших молодых людей. По воспоминаниям старожилов, вместе с православными Кобринского и Жабинковского районов храм посещали и католики.

В это сложное для Церкви время в храме служили священники Евгений Степанович Парфенюк, Александр Лесик. Протоиерей Евгений (1921-2008 гг.) участвовал в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы занимался в Белорусском государственном университете на филологическом факультете, одновременно сдал экстерном полный курс Ленинградской духовной семинарии, затем окончил и Духовную академию, получил степень кандидата богословия. Рукоположен в сан священника в 1947 году, вскоре назначается Кобринским благочинным.

На этом поприще отец Евгений показал исключительно высокие духовные качества пастыря, которые совмещал со строительством и ремонтом православных церквей. В 1967-1969 годах по направлению Московского Патриархата отец Евгений командировался в Аргентину, где в ее столице Буэнос-Айресе вел строительство Свято-Благовещенского православного собора. По возвращении на Брестчину вновь возглавил Кобринское благочиние, где служил до 1987 года.

В 1989 г. реставрировали памятники на кладбище у церкви. Сама Петропавловская церковь была перестроена. К ней пристроили панихидную, построили новую сторожку. Церковь смогла сохранить свои иконы, хоругви и другие старинные церковные атрибуты. Сохранились иконы XVIII - XIX веков: «Божья Матерь с младенцем» (копия картины Дж. Белини), «Спас Пантакратор», десять икон на тему мук Христовых, «Апостолы Петр и Павел» и др.

В 80-е гг. в Петропавловском храме начинал свою церковно-служебную деятельность в качестве дьякона протоиерей Николай Иванович Савчук, ныне настоятель прихода храма Рождества Христова в г. Молодечно.

С 1996 г. настоятелем Свято-Петро-Павловской церкви является священник Александр Николаевич Концевич, в число клириков храма входит священник Сергей Кислюк.

Кроме части г. Кобрина, приход составляют деревни: Быстрица, Залесье, Селец, Закросница, Брилево и Магдалин.

Сегодня Петропавловская церковь, как и много веков назад, – источник духовной жизни для верующих. Храм прост в своем архитектурном решении и в то же время поражает необыкновенной глубиной. Древнейшее историческое сооружение поддерживается, благодаря труду, стараниям и благоговейному отношению священников храма и прихожан. Ведутся работы по реконструкции и ремонту, в скором будущем завершится замена куполов храма. Действует сестричество, молодежное братство Всех святых, сестричество первоверховных апостолов Петра и Павла, воскресная школа. Возрождено братство «Святого Животворящего Креста Господня».

В статье использованы материалы: дипломная работа Андрея Шевчука «Историческое описание церквей и приходов Кобринского благочиния Брестской епархии» (Историко-статистический очерк); Паспорт историко-культурной ценности «Свято-Петро-Павловская церковь», составленный ООО «Боспорская компания».

Материал подготовила Валентина Свитич

Храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Кобрине Брестской епархии

Первое известное упоминание об этом храме относится к году.

В суворовские времена она находилась в самом центре города в двух шагах от городского дома графа Суворова. Свой досуг отставной фельдмаршал часто посвящал молитве. В устных преданиях, которые передавались из поколения в поколение кобринчанами, рассказывалось о том, как именитый изгнанник взбирался на колокольню, пел на клиросе в хоре, читал Апостола, которого не дозволял читать никому другому. Долгое время в храме хранился псалтирь с драгоценной надписью: «По сей псалтири пел и читал Суворов». По этой причине в народе за этой церковью закрепилось наименование "Суворовская", которое сохранилось до наших дней.

Настоятели

  • Александр Концевич (упом. ок. 2010)

Использованные материалы

  • Страница сайта Кобринского Александро-Невского собора:
  • Страница официального сайта Брестской епархии:

Рекомендуем почитать

Наверх