Выксунский иверский монастырь. Монастырь – выксунский, иверский, женский

Анапа 22.03.2024
Анапа

В летописи монастыря находим такие слова: «По приезде в Выксу в конце 1863 года, о. Варнава вместе с Кокиным и Бородачевым занялись приискиванием места для постройки богадельни, из которой в недалеком будущем должна была возникнуть чудная, благоустроенная Иверская обитель и сделаться предметом благоговейного удивления всех…С наступлением весны 1864 г. при Выксе начата была постройка богадельни, оконченная к осени того же года. Так в 1864 году возникла Выксунская женская богадельня, в которой могли найти себе приют сначала 12 женщин и юродивый Димитрий». Буквально на первых страницах Летописи монастыря названы имена благочестивых выксунцев: Дмитрия Пивоварова, Егора Васильевича Кокина и его жены Наталии Яковлевны, Алексея Яковлевича Бородачева и его жены Екатерины Петровны, заботами и денежными пожертвованиями которых была начата история нашей обители. Почему же так желали эти люди устроить Святую обитель в родном краю?

Ответ находим в Летописи монастыря: «Обитель воздвигнута в центральной местности по отношению к заводским селениям, жители которых состоят не из одних только православных, а из большаго числа раскольников и даже иноверцев. Здесь вследствие заражения расколом и постоянной суетной деятельности, многие из православных холодно относятся к церкви и ее уставам». Несомненно, истинные патриоты православия переживали за духовно-нравственное состояние своих земляков, молились, и Царица Небесная благословила встречу выксунских купцов со старцем пещер Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры иеромонахом Варнавой, который и явился строителем Иверского монастыря на Выксе.

Отмена крепостного права в 1861 году вызвала массовый уход неимущих крестьян в города, куда они отправились в поисках средств к существованию. Это в свою очередь привело к распаду многих семей, тем более что, женский труд в городах использовался в меньшей степени, чем мужской. Для значительного числа женщин монастыри оказывались единственным убежищем от нищеты и гибели, давая возможность продолжать жить, удалившись от мирских забот и суеты, посильными подвигами спасая свои души и молясь за близких и родных. Священник Павел Флоренский мудро называл монастыри «духовным санаторием многих израненных душ». По статистическим данным по России отмечается с 1861 года значительное увеличение вновь созданных монастырей, особенно женских. К 1917 году в Нижегородской епархии насчитывалось 37 монастырей, из них 9 мужских, а 28 - женских. Одним из возникших в пореформенное время женских монастырей и является Выксунский Иверский монастырь.

Маленькая богадельня постепенно обустраивалась и расширялась. 25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская» и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской». Число обитательниц ее достигало к этому времени более 50 человек. К 1873 году положение Иверской богадельни упрочилось и хозяйственно укрепилось. В это время здесь проживало уже свыше 100 сестер. В 1886 году женская община возле Выксы получила статус третьеклассного монастыря. К 1910 году не только ансамбль монастыря окончательно сформировался, но полностью была устроена хозяйственная часть обители. В его территорию, составляющую теперь около 20 гектар, входили, кроме основного ансамбля, скотный двор, где содержалось до 60 голов крупного рогатого скота, мелкий рогатый скот, конный двор на 20 лошадей, обширные огороды с парниками. В монастыре действовала дренажная система, имелся свой водопровод с насосной станцией, действующей от паровой машины. На специальном участке площадью около 150 гектар, расположенном в 9 км от обители, заготавливали строительный лес и дрова. Там же находился пчельник на 150 ульев и четыре деревянных жилых флигеля. На кирпичном заводе, располагавшемся неподалеку от обители, изготавливался обожженный кирпич для монастырского строительства, до 800000 штук за сезон (с 1 мая по 1 августа). Кроме того, в собственности монастыря было подворье из двух домов в Москве, а также часовня в Петербурге. Монастырь не только мог обеспечивать собственные нужды, но и занимался благотворительной деятельностью. На его средства были построены церковно-приходские школы в Выксе и деревне Мотмос.

Для о. Варнавы строительство монастыря было одним из основных дел всей его жизни. Он посвятил этому более 40 лет. Батюшка жил заботами монастыря, находил богатых благотворителей, лично следил за строительством, бытом сестер, их духовным состоянием, приезжая в Выксу до 7 раз в год. Его мать - схимонахиня Дария проживала в богадельне монастыря на равных условиях со всеми находившимися там сестрами. Строительство монастыря резко уменьшало безработицу среди простого народа, воспитывало страх Божий, почитание к начальствующим, сдерживало народ от революционных выступлений. Батюшка Варнава сподобился при жизни увидеть благолепные храмы и келейные корпуса и другие постройки обители.

Соборный Иверский храм имел 6 престолов: центральный - Иверской иконы Божией Матери, правый придел - Святителя Василия Великого и прп.Ксении Римляныни, левый придел - Святителя Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. В подземной части храма или пещерах также располагалось три престола: центральный - Собору Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, правый придел - Первоверховного апостола Петра и мученицы Агриппины, левый придел - Прп. Герасима Иорданского и преподобномученицы Анастасии Римляныни.

Пятиглавый Успенский храм освящен в честь Преславного вознесения Божией Матери на небо по Ее успении (празднование 17/30 августа). Примыкающее к Успенской церкви богадельное здание состояло из двух этажей. Верхний этаж состоял из шести палат, кроме прихожей, необходимых других больничных комнат. Из больничного коридора дверь вела на хоры и больные свободно могли быть за богослужениями, стоя на хорах. Нижний этаж составлял богадельню из шести палат для престарелых сестер и трапезная для них.

Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора И.А.Виноградова, заложенный в восьми саженях от Иверского храма. Вместительность храма рассчитана на 6000 человек, он имел два придела: правый - в честь Вознесения Господня и левый - Всех святых.

В 1876 закончилось строительство четырехярусной колокольни, на котрой размещалось 18 колоколов ощим весом более 2000 пудов. Самый большой колокол весил 1076 пудов. В вернем этаже колокольни были помещены часы с особыми колоколами, которые каждую четверть часа выигрывали: «Кто тя может избежать смертный час?» К боковым сторонам колокольни примыкали два каменных здания. В первом помещалась лавка для продажи книг и утвари, где в настоящее время находится действующая Иверская церковь, а во втором здании жили две сестры-звонарницы (в настоящее время не сохранилось).

Жилых зданий внутри монастыря было 25, в которых размещались: просфорня, гостиница, странноприимная, свечная мастерская, иконописная, золотошвейная, фотография, зубоврачебный кабинет, переплетная, сапожная, портновская, цветочная, квасоварня, баня, прачечная, амбары - все это обслуживали сестры монастыря. В монастыре были большие фруктовые сады, клумбы с прекрасными цветами, которые иногда были расположены так, что можно было прочитать слова, например, «Боже, Царя храни». Необычайной красоты цитрусовые плодоносящие деревья и другие диковинные для нашей местности растения можно было увидеть в зимнем саду. Существовал монастырский магазин, где находилось потребное как для богатых посетителей, так и для бедных: нитки, бархат, ткани и прочее; а также продукты монастырского изготовления: творог, сыр, овощи, фрукты, соленья, колбасы и другие мясные деликатесы. Согласно монастырскому уставу, сестры монастыря мясные продукты никогда не употребляли (это устав всех православных монастырей). Тихо и спокойно текла жизнь в обители. К 1917 году в ней проживало 85 монахинь и 395 послушниц, не считая кандидаток, проходящих монастырский искус.

После революции 1917 года Выксунский Иверский монастырь не избежал участи огромного количества российских монастырей. В 1919 году обитель была закрыта. В ее зданиях разместились учреждения новой власти, различные учебные заведения, мастерские и т.п. Часть построек была использована под жилье. Культовые здания, рассматривавшиеся теперь как символ чуждой идеологии, ликвидировались, или же им придавался гражданский вид. В 1923 году, исходя из декретов республики для борьбы с голодом в Поволжье, из монастыря было изъято много золотых и серебряных крестов, окладов, икон, книг с драгоценными камнями. Ненужные с утилитарной точки зрения сооружения разбирались. Так, кирпич, оставшийся от разборки в 1925-1929 годах монастырских стен и Иверского храма, использовался при постройке Дворца культуры металлургов, поликлиники и роддома. В эти же годы был разобран свод Успенской церкви, взорван Троицкий собор и колокольня. Потерявший свое первоначальное назначение комплекс зданий монастыря получил наименование поселка имени Лепсе. Постепенно территория его, имевшая теперь множество «хозяев», все более захламлялась, облик зданий искажался. Некогда образцовое монастырское хозяйство было, в конце концов, полностью разорено.Часть сестер ухала к родственникам, а остальные поселились недалеко от родной обители. Многим из бывших насельниц монастыря пришлось понести тяготы тюремной жизни. В Государственном архиве находятся документы тех тяжелых лет. Вот часть обвинительного заключения на одну из сестер: «Обвиняется Малютина Елена Ивановна в том, что являясь членом контрреволюционной группы церковников неоднократно в своей квартире устраивала сборища…систематически среди населения проводила контррев. пропаганду о гибели Советской власти…против колхозного строительства и восхваляла порядки старой России. Распространяла провокационные слухи о том, что якобы царь и его семья живы, что Николай II скоро встанет опять на российский престол, при этом по адресу руководителей ВКП(б) и Сов. власти выражалась в оскорбительно-террористической форме. Среди населения распространяла контрреволюционную литературу, книгу «24 протокола сионских мудрецов».

От основания до закрытия обители, ею управляли шесть настоятельниц: первоначальница схимонахиня Неонилла, монахиня Мария (Пивоварова), игумения Митрофания, игумения Павла, игумения Серафима, игумения Маргарита. На 70 с лишним лет после них замерла жизнь славной Святой обители. Но невозможно стереть с лица земли место, избранное Царицей Небесной для желающих угодить Ей и Господу Иисусу Христу посильными подвигами и молитвой. 14 октября 1992 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы была зарегистрирована община церкви Иверской Божией Матери, а 25 февраля 1993 г., в день праздника иконе Иверской Божией Матери была отслужена первая Божественная Литургия в одном из зданий разрушенного монастыря. Так затеплилась молитвенная свеча о возрождении поруганной святыни. С неустанным усердием, во главе со священником о.Александром(Куликовым), многочисленные члены общины, привлекая своих родных и близких, трудились на расчистке руин Троицкого собора, благоустройстве переданных зданий и территории возрождающегося монастыря.

25 октября 1996 г. - день празднования Иверской иконе Божией Матери митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай объявил днем открытия Выксунского Иверского женского монастыря, направив из Серафимо-Дивеевской обители сестер для начала монашеской жизни. Богослужения в монастыре стали совершаться по монастырскому уставу, установилось чтение неусыпаемой псалтири, общая трапеза, правило для сестер. В воскресные дни перед Божественной Литургией служится молебен Иверской иконе Божией Матери с акафистом на распев. Постепенно ремонтируются здания и келлии, очищается и благоукрашается переданная территория. Самой объемной по масштабам и затратам была работа по восстановлению притвора Троицкого собора, которую возглавлял благочинный Выксунского округа протоиерей Геннадий (Колоколов). На средства благотворителей изготовлены престол, жертвенник, иконостас, куплено внутреннее убранство для обновленной части некогда величественного пятиглавого собора. 27 ноября 2003 г. в притворе Троицкого собора Преосвященнейшим Владыкой Георгием, епископом Нижегородским и Арзамасским, освящен престол в честь основателя обители - преподобного Варнавы Гефсиманского Радонежского чудотворца.

Сегодня в Иверской обители проживает 13 сестер, имеется подсобное хозяйство и огороды. Имеется также и библиотека, которую посещают не только сестры обители, но и студенты Духовного училища, а так же многие выксунцы. Самая главная святыня монастыря - это сохранившаяся от времен старой обители чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная сестрами монастыря. Не менее почитаемая святыня - это частица мощей прп. Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль.

«В Нижегородской области, недалеко от реки Ока расположен очень красивый город – Выкса. Полтора века назад там основали Иверский женский монастырь. Это я выяснил, пока меня туда везли. Я – огромный колокол, благовестник, я вешу целых 8200 кг.

2-го апреля 2012 года меня привезли в Иверский монастырь, чтобы освятить. Вместе со мной прибыли мои братья и будущие соседи, 13 новых колоколов. Литье колоколов – дело тяжелое. Наш общий вес – 12 293 килограмма. Все мы готовы стать «молитвой в звуке, иконой звучащей».

Началась подготовка к церемонии. Меня, как самый большой колокол, подвесили на стрелу крана, откуда я наблюдал, как 9 моих братьев расположились на металлической звоннице. А еще троих поставили рядом на ковер, ведь они слишком тяжелые: 820 кг, 1700 кг и 4500 кг. Сначала я был удивлен, но потом заметил, что колокольня монастыря сейчас восстанавливается, и мы не сразу займем свое место на ней.

Чин освящения колоколов совершал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Владыка Георгий окропил нас святой водой, после чего три раза ударил в меня: я громко зазвучал. Затем передал мою веревку благотворителю, депутату областного Законодательного Собрания Валерию Анисимову, который продолжил в меня звонить. После него я оказался в умелых руках профессионального звонаря Международного центра колокольного искусства Дмитрия Иванова. С первых ударов он вошел в ритм и зазвонил во все колокола временной звонницы. По окрестностям радостно разливался праздничный перезвон.

Прошли минуты, мы достойно и мелодично завершили звон. И тут произошло значимое для верующих людей событие. Несмотря на Великий пост, митрополит Георгий позволил всем желающим подойти и самим позвонить в колокол. Народ ликовал, мы радостно трезвонили. Выксунский Иверский женский монастырь обрел голос.

Владыка Георгий говорил о значимости нашего появления в обители: «Иверский монастырь – одна из величайших святынь Нижегородской земли. Возрождение звонов на этом месте является значимым шагом к духовному пробуждению людей, живущих здесь».

Недолго остается ждать того времени, когда будут задействованы все ярусы колокольни. На верхнем будут располагаться куранты, на среднем - 13 колоколов весом от 4 кг до 4500 кг, а на нижнем – я, колокол весом 8200 кг», - такой монолог мог бы произнести благовестник два с половиной года назад. (http://mcki.ru/ )

Время пролетело быстро.

Живет монастырь – Выксунский, Иверский, женский.

ВЫКСУНСКИЙ

Итак, монастырю – 150. Работы на колокольне практически окончены, в целом она имеет вид уже завершенного строительства. Часы работают, куранты – каждые четверть часа, колокола подняты и звонят. Обитель встречает юбилей.

- К торжествам мы готовились задолго. В сущности, предстояло выполнить целый комплекс мероприятий, восстановительных работ: хотелось достичь того, чтобы и внешне монастырь наш выглядел, насколько это возможно, благолепно. Нам передано уже достаточно много зданий, ранее принадлежавших обители, а на момент возвращения их ей относящихся к категории ветхих и аварийных. Стараемся с тем, чтобы они обрели должный вид: ремонтируем, перекрываем кровли, красим фасады. Светло-серые стены, декор выделен белым – все это смотрится очень хорошо с учетом того, что архитектурные доминанты (храмы, колокольня) будут выполнены в чисто белом цвете. К юбилею приведен в порядок игуменский корпус, в котором есть еще и место для монастырских музея и библиотеки; также готово здание трапезной, которая расписана в каноническом стиле.

Конечно, проблем остается достаточно много. Например, все мы понимаем, что монастырь должен иметь обособленную территорию. Однако ранее упомянутый процесс передачи нам зданий еще не завершен, и в тех, что пока остаются за муниципалитетом, живут люди. Таким образом, получается, что живут они на той территории, которая должна бы быть монастырской, и полностью закрыть ее не удается. Но шаги в направлении задуманного нами уже сделаны, совместно с муниципальной властью. Речь идет о смене места размещения конечной автобусной остановки «Монастырь» (и об изменении маршрутов автобусов) и разворотного кольца; при переносе кольца уже с каких-то сторон монастырь можно будет закрывать. Разумеется, будет сделано все, чтобы проживающие внутри монастырской территории, в том числе в многоэтажных домах, не потерпели при этом никаких неудобств.

Обустройство монастыря – дело общее, важное и нужное для городского округа. Хотя бы потому что жизнь его – концаXIX, XX и XXI веков – неразрывно связана с Выксой. И, конечно, с жизнью выкунцев.

Настоятельница монастыря игумения Антония:

- О том, каким монастырь был ранее, знают многие. Информацию можно найти и в специальной литературе, и в выпускаемых нами буклетах, и на соответствующих сайтах сети. Но одно дело прочесть об этом, а другое – увидеть, то есть постараться представить, какой была обитель, ощутив дух давно ушедших дней. Думаю, именно для этого и нужен монастырский музей. Пока имеющиеся материалы еще только ждут переезда в игуменский корпус. Среди них фотографии и немногие сохранившиеся от прежних времен, картину которых мы и хотим воссоздать, вещи: аптечный шкафчик, прялка, фрагмент искореженного взрывом подсвечника. Последний был найден при разборе руин собора, как и икона в честь Тихвинской Божией Матери. Отреставрированная, она теперь находится в притворе Троицкого храма.

Человек, пожелавший остаться неизвестным, принес нам подлинник поздравительного паспорта, адресованного преподобному Варнаве: по нежно-розовому атласу ручная роспись – вид монастыря, рукописное поздравление. Очевидно, благотворители и духовные чада преподнесли ему этот паспорт в день его пятидесятилетия… У нас появилась и юбилейная монета, ее принесли люди. На одной из православных выставок ярмарок (монастырь старается максимально полно участвовать в подобных мероприятиях) мы обрели керамический кувшин с видом обители…

Что-то мы обнаружили при расчистке руин разрушенных монастырских зданий, что-то «всплывает» в процессе изучения архивов. Очевидно, что у монастырского музея перспективы есть. Есть идея отразить в нем историю не только Иверской обители, но и монашества вообще. А наш архипастырь владыка Варнава хотел бы, чтобы появился у нас музей русской иконы. Конечно, все мы разделяем его желание, но понимаем, что для осуществления его придется много и много потрудиться . (с использованием материалов «Выксунский рабочий», 13.07.2011 )

История обители находит отражение и в экспозициях усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых, который условно можно было бы назвать музеем «Вся Выкса: вчера, сегодня, завтра». Выксе православной выделен отдельный зал, описание которого есть и на музейном сайте http://www.vyksa-usadba.ru/ :

«История Выксы богата не только вековыми промышленными, но и духовными традициями. В этом зале посетитель увидит весь процесс зарождения православных традиций с момента создания первых храмов, развитие и формирование духовности в рабочем заводском селе, возрождение христианских святынь с 90-х г. ХХ века.

Основная информация размещена на многофункциональных стендах.

В витрине можно увидеть церковные одеяния, созданные руками монахинь Иверского Выксунского монастыря, фото и литографии, сделанные со стеклянных негативов начала ХХ века (Ред. - Стеклянные негативы уникальных фотоснимков, запечатлевших процесс разрушения Иверской обители, были переданы в дар музею истории ВМЗ жителем Магнитогорска Юрием Варакиным. Снимки были сделаны его дедом Николаем Шмелевым), чугунное художественное литьё, документы, посвященные монастырю. Коллекция икон выставлена впервые в истории выксунского музея.

…Важную роль в формировании православных традиций на Выксунской земле сыграл старец Гефсиманского скита, отец Варнава, инициатор и строитель Иверского Выксунского женского монастыря. Наиболее яркие архитектурные постройки –колокольня и три основные храма: величественный собор во имя Живоначальной Троицы, церковь Успения Богоматери и Иверская церковь. Их изображение, выполненное коллективом Арт-студии «Артефактум» из Екатеринбурга, является неотъемлемым элементом экспозиции «Выкса православная».

Одной из экспозиционных особенностей стала попытка продемонстрировать монашеский быт и внутренний мир человека, отказавшегося от светской жизни. Для достижения этой цели в экспозиции использован прижизненный портрет старца Варнавы неизвестного художника XIX века, а также инсталляция кельи старца, в которой он жил в Свято–Троице Сергиевой Лавре, воссозданная по фотографиям и воспоминаниям преподобного. В качестве эмоционального фона использован звуковой контент, куда входят «Письма Старца Варнавы к сестрам Иверской обители, написанные с 1871 по 1890 года».

Высоко чтят жители Выксы преподобного Варнаву Гефсиманского чудотворца, небесного покровителя города. Кстати, «в России, за всю ее историю, устроились, кажется, всего четыре женские обители, созданные, по особому смотрению Божию, попечением святых мужей: Серафима Саровского, Зосимы Верховского, Амвросия Оптинского, Варнавы Гефсиманского » (игумения Феофила (Лепешинская), «Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании» ). В 2011-м, в год 180-летия со дня рождения старца в обители, устроителем которой он был, открыли ему памятник. Владыка Георгий, бывший тогда еще архиепископом, совершил молебен и освещение скульптуры, подчеркнув важность того, что она построена на частные пожертвования выксунцев.

Памятник старцу установлен в Иверском сквере, который скоро, в день празднования 150-летия со дня основания Выксунского Иверского женского монастыря преподобным Варнавой Гефсиманским, украсит мозаичное панно, созданное руками выксунских школьников в рамках проекта «Восстанавливая связь времен». Все ребята, участвующие в проекте (а их около 700), знакомятся с личностью преподобного Варнавы, историей монастыря, основами православной веры и традиций. За основу мозаичного панно взята дореволюционная литография монастыря.

На полотне мозаики предусмотрено размещение выполненной художником-иконописцем Иверской иконы Божией Матери.

ИВЕРСКИЙ

Самая главная святыня монастыря (наряду с частицей мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и его личной епитрахилью) – это чудом сохранившаяся со времен старой обители чудотворной иконы Божией Матери «Иверская», написанная сестрами монастыря. (http://vm1864.ru/)

Идут и идут к иконе с молитвами – монашествующие и мирские, с радостями и печалями, за поддержкой и утешением, под покров Божией Матери.

Руководитель выксунской общественно военно-патриотической организации «Православные витязи» Николай Чопенко:

- Когда мы создавали нашу организацию «Православные Витязи», долго думали, кто из святых станет нашим покровителем. И, после отслуженного молебна 25 февраля 2005 года, выбрали Саму Царицу Небесную Божию Матерь, ее икону Иверская, чтобы Сама Пречистая взяла витязей под свой покров.

Воспитанники организации обязательно стараются в праздник Иверской иконы прийти в Троицкий собор монастыря на службу в честь своей Покровительницы. По возможности в этот день ребята исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. А в конце службы - обязательно крестных ход вокруг пустыря, где раньше был Иверский храм (только крест теперь стоит там, на месте, где был алтарь). Уже несколько лет подряд матушка Антония, настоятельница Иверской обители, доверяет возглавлять такой крестный ход «Православным Витязям».

Своими добрыми делами витязи не забывают монастырь, по просьбе настоятельницы прошедшим летом они, например, выполнили ряд земляных работ, которые были не под силу сестрам. Для нас это в радость и утешение, а Господу во славу!

Всем, чего достигла наша организация за девять лет своего существования, они обязаны своей Покровительнице – Матушке Царице Небесной Иверской иконе Божией Матери.«Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой Святый, им же точиши исцеления всем с верою притекающим».

Монахини Савватия и Амвросия. Обе они уже в годах. Помогают алтарничать, читают по ночам псалтырь…

Мать Савватия – она с Украины, из города Херсон – живет здесь вот уже 14 лет:

- Чувствую себя под защитой Матери Божией, Заступницы нашей, Защитницы каждого дома и семьи, Вратарницы. Молюсь, живу. Сил хватает, даже с выставками православными, в которых монастырь участвует, помогаю, езжу. А ездить куда только не приходится! В Нижний Новгород и Екатеринбург, Пермь и Самару, Москву…

Ей вторит мать Амвросия :

- Я в монастыре восемь лет, приехала их Ивановской области. Всякое за эти годы бывало, искушения случались, даже уехать было хотела. Но как помолишься перед нашей Иверской иконой Божией Матери, попросишь об укреплении сил душевных, и отпускает… Великая Помощница Она!

Главный престольный праздник обители – 26 октября, когда Русская Православная Церковь отмечает перенесение Иверской иконы Пресвятой Богородицы в Москву.

Епископ Выксунский и Павловский Варнава:

- Иверская иконы Божией Матери – покровительница и нашего монастыря, и всего Афона, и Вселенского Православия; и всего града Москвы, нашей столицы, в том числе и духовной: там находится кафедра Патриарха, там решаются все дела, касающиеся святой Матери Церкви, там возносятся молитвы о благоденствии народа нашего.

Но для нас, живущих на этой земле, праздник в честь Иверской иконы Божией Матери особенный, так как и основана была обитель в честь Матери Божией, в честь иконы Иверской. И первый храм, который здесь был восстановлен, тоже в честь иконы Иверской – знак, что Матерь Божия особо покровительствует этому месту.

Любая обитель, любой человек духовный привлекает благодать Божию не только на себя, но и на тех, кто рядом с ним. Поэтому, конечно, молитвы Божией Матери, молитвы матушки игумении Антонии, стоящей во главе сестер, освящали и освящают всю эту местность. Молятся не только о спасении своих душ, об очищении своих сердец и страстей, но и о том, чтобы легче жилось тем людям, которые еще только встают на путь спасения или уже идут, но тяжко страждут от болезней, скорбей и немощей. И Матерь Божия, Заступница, Всемолитвенница, Своим Покровом благодатным покрывает нас.

Страшно бывает, когда мы видим или слышим какие-то кощунства, какие-то оскорбления святого имени Божией Матери. Мы знаем много грустных историй, когда люди были наказаны за оскорбление святынь. Практически никто из них своей смертью, тихой и мирной, не умер, за исключением тех, кто покаялся, были, слава Богу, и такие. Остальные же умирали в страшных мучениях, преждевременной смертью.

Совсем недавно были мы на Святой горе Афон, в монастыре Ватопед. Этот монастырь известен наибольшим количеством святынь, связанных с именем Божией Матери, там восемь Её чудотворных икон. Одна из чудотворных икон Ватопеда является Вратарницей. Она расположена наверху на Святых Вратах. Икона прострелена, она так и называется – Простреленная. История ее такова. Турецкий отряд приближался к монастырю. Это было после жесткого подавления восстания греков против турок в начале XIX века, в 20-х годах. Отряд имел цель разорить монастырь, люди шли со злым сердцем, были настроены все крушить и разорять. И Матерь Божия их остановила. Когда подходил отряд к вратам, то его предводительствующий выстрелил в икону. След от пули остался на руке Божией Матери. Что же произошло после этого? Воин потерял рассудок. Он побежал, не видя дороги, не зная куда, с безумными глазами, и начал чего-то искать. И, через короткое время, на глазах у всех повесился на дереве. Никто даже не успел сообразить, что произошло. После этого весь отряд развернулся и ушел. И больше турки не беспокоили этот монастырь. Матерь Божия спасла святую обитель.

В России осквернители святынь тоже умирали злой смертью. Нужно понять, что человек, который стреляет, который покушается на то, чтобы уничтожить святое, стреляет в себя самого, убивает самого себя, вот что страшно. Страшен не столько гнев Божий, так как Бог есть любовь, Ему жалко даже человека, который в безумии поступает таким образом. Человек сам себя убивает, потому что благодать Божия отходит от него, и он, как сказано, «речет безумец в сердце своем – несть Бог». Бог лишает человека разума, и человек быстро попадает под влияние бесов, злых сил, и они уже делают с ним, что хотят. Этот духовный закон, так или иначе, отражается на нас. Мы не являемся явными богоборцами. Но часто на уровне образа жизни мы бываем ими. Что, как не богоборчество, если мы не хотим молиться, когда у нас есть возможности и есть время? Когда мы не исполняем те заповеди, которые заповедовал нам Бог для того, чтобы мы жили мирно и счастливо? Осуждаем, клевещем, не сохраняем чистоту и целомудрие, обладаем сребролюбием, унываем очень часто и, вообще, проводим жизнь праздно. Просим у Матери Божией: посети мою немощь! Конечно, немощь есть, но мы сами ее вызываем, сами ее хотим…

Надо бояться греха, бороться с нашими страстями. Матерь Божия – это образ для нас, образ целомудрия, чистоты, кротости, смирения и покорности воли Божией. Любой из нас должен каждый день своей жизни перед тем, как каким-либо образом поступить, что-то сказать, подумать: а соответствует ли Евангелию мои слова и действия? А по Христову ли? Если нет, то лучше воздержаться, не делать этого. А если у нас привычка (привычка осуждать, злословить и пустословить, объедаться и так далее), и мы не можем удержаться, тогда нужно просить Господа, Матерь Божию, чтобы помогли от привычки избавиться. Надо просить Матерь Божию, она Скоропослушница, Скоропомощница, но лишь в том случае, если мы действительно хотим исцелиться от наших безумных недугов, которые сами в себе взращиваем.

Поддерживая матушку игумению в многотрудном её послушании, которое один человек понести не может, скажу: только благодать Божия, только молитва Матери Божией способны управить ее в заботах об управлении обителью, о детях, которые на ее попечении. Детки наши многое могут дать нам…

Не надо никогда ни унывать, ни сомневаться в милости Божией и Покрове Пречистой. Она всегда будет помогать, всегда защитит, придет на помощь, когда даже не ожидаем. И нужно терпение, что тоже очень важно. Бывает так, что человек молится Богу, просит Матерь Божию, но чувствует себя, как под стеклянным колпаком. Не доходят молитвы до Бога, до Матери Божией. Человек начинает унывать: в чем я согрешил? Что я такого сделал? Казалось бы, и исповедоваться хожу, каюсь, стараюсь исправляться. Нужно понять: у Бога бывает все вовремя для тех, кто умеет ждать. Бывает, нужно потерпеть свою немощь, борясь со страстями. Потерпеть какие-то скорби, какие-то болезни, потому что это – жизненный крест, необходимый, очень важный для того, чтобы спаслись наши души, очистились. Скорбями и болезнями спасаются современные люди. Об этом говорят святые угодники Божии, например, игумен Никон Воробьев в книге «Нам оставлено покаяние». Об этом говорит и святитель Игнатий Брянчанинов. Терпение скорбей и болезней безропотное – вот что ходатайствует нам спасение.

Конечно, дорогу осилит идущий. Надо стараться это сделать. Нужно терпеть. Нужно просить Матерь Божию, чтобы она укрепила нас. И Она нас не оставит.

Верим, что в этой обители снова будут красота и благолепие. И множество дружных сестер. Их жизнь будет примером, отрадой и утешением для многих. Верим, надеемся и попытаемся сделать так, чтобы и главный храм обители, Троицкий, засиял в былом благолепии, и другие здания тоже. Чтобы сестры могли жить общиной в одной закрытой территории, чтобы настаивались они в духе древних отцов и сестер наших, подвижников, благочестия подвизавшихся монашеским чином…

ЖЕНСКИЙ

Из каких источников может узнать человек светский о монашестве вообще и о женском монашестве в частности?

Очень емко определил суть рассматриваемого святитель Игнатий Брянчанинов : «Кто были великие учители Церкви всех времен? Монахи. Кто объяснил с подробностью ее учение, кто сохранил ее предание для потомства, кто обличил и попрал ереси? Монахи. Кто запечатлел своей кровью православное исповедание веры? Монахи» .

А монахи или монахини? Могут ли женщины стоять здесь наравне с мужчинами? Святитель Василий Великий : «Пусть женщина не говорит: «я бессильна; бессилие ведь присуще плоти, а сила – в душе… нет никакого оправдания тому, кто ссылается на телесную слабость» и «Не обращай внимания на внешнего человека: это только видимость. Душа находится как бы под покровом слабого тела. Все дело в душе, а душа равночестна; разница лишь в покрове».

«Дерзай, дщерь! – сказал Сам Господь, никогда не усомнившийся в великой духовной силе и способности женщины исполнить Его призвание; ведь одну земную Женщину Он знал близко. Любовь к Богу вознесла Ее выше ангелов, облекла несравненной славой и соделала грозой демонов. Последуем примеру нашей Ходатаицы и Заступницы в усердном исполнении Божиего намерения о нас, в радостной верности, в молитвенном предстоянии за грешный мир, в сострадании людям. Будем стремиться к Ее смирению, слагая в сердце своем Божественные уроки и восходя к готовности всегда, как Она, ответить: се, раба Господня» , - этим заканчивается в свое время нашумевшее произведение игумении Феофилы (Лепешинской) «Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании».

Перу игумении Феофилы принадлежит и не менее известная книга «Плач третьей птицы», рассказывающей о женском монашестве XXI века, ведь, по ее же словам «бесценные «Записки игумении Таисии», «Игумения Арсения», «Записки архимандрита Пимена» отчасти восполняют пробел, но и они, конечно, сглаживают шероховатости и конфликты, к тому же присущие позапрошлому веку, и очень мало помогают составить представление о ныне существующих обителях ». Настоятельница Богородице-Рождественской девичьей пустыни, игумения Феофила в одном из интервью сайту http://www.pravmir.ru говорит:
- Я думаю, хороший монастырь - это где люди улыбаются, где они радуются. Господь нас всех на помойке нашел, вымыл, вычистил и положил к Себе за пазуху. Мы живем у Христа за пазухой. У нас все есть. Даже много лишнего… Как же нам не радоваться?

Еще один признак хорошего монастыря - если из него никто не хочет уезжать…

Обычно уезжать не хочется из родного дома, где всегда поймут и поддержат. Дом – это там, где живут вместе близкие люди, семья. Там, где мать…

Инокиня Ирина:

- В Выксе, в нашем монастыре я всего лишь полтора года, переведена сюда из Нижегородской епархии. Нравится ли? Очень! И монастырь, и сестры, и матушка игумения.

Матушка Антония – понимающий людей человек, тонко чувствующий внутреннее состояние души любого. Я бы даже назвала ее сестрой милосердия человеческих душ! Держаться заповедей милосердия для нее так же естественно, как дышать. Она всегда поддержит, когда трудно, может все разъяснить и наставить, когда это необходимо… Знаю, что не только мы, сестры обители, но и многие мирские люди считают ее матерью.

Девять лет назад по благословению владыки Георгия Иверский Выксунский женский монастырь взял на себя обязанности по воспитанию девочек-сирот, а его настоятельницу – брать их под опеку. Иногда спрашивают, а как же монахиня может быть опекуном? Как полноправный гражданин страны, совершенно законно.

Сама же матушка Антония считает, что опека – это как скорая помощь детям. Она говорит, что не может монах, православный человек, равнодушно смотреть на детей, лишенных материнского тепла.

Первые ребятишки появились в монастыре в апреле 2005 года, среди них была и Наташа, которую привезли из навашинского детского дома. Сегодня ей уже 17.

Наташа:

- Нас здесь 15 человек, девчонки и два мальчика. Самой маленькой всего четыре года. А я тут живу с 8 лет. Скоро уже закончу учиться в школе и буду поступать в Лобачевского, на экономиста!

У нас весело. Живем дружно: и все мы, и матушка, и повар, и воспитатели… И все сестры очень хорошие…

Монахиня Серафима:

- Я тоже помогаю с ребятишками управляться. Живу в монастыре с той же поры, как стали здесь брать ребят на воспитание, вот уже девять лет прошло. Раньше я жила в Ташкенте, уж и не надеялась вернуться в Россию, после смерти мужа в 1999 даже свыклась с мыслью – не судьба переехать. А спустя три года – вот как Господь ведет! – в один месяц сложилось так, что вернулась! Сначала на Алтай, а потом получилось перебраться в Выксу, где уже жили при монастыре мой сын со снохой. Они меня и забрали сюда… Сначала в гости к ним приехала, познакомилась с матушкой настоятельницей, и она меня благословила; «Приезжай в монастырь!». И вот, с 2005-го, обитель стала моим домом. Хочется, чтобы монастырь наш был как можно краше, чтобы каждому в нем было хорошо. Старалась всегда все для этого делать, сначала как мирянка, потом как послушница, потом – как рясофорная, затем – инокиня. И вот теперь я монахиня. А хлопот не убывает!

Чем только я не занимаюсь! Приходится контактировать со всеми службами жилищно-коммунального хозяйства Выксы, с администрацией округа, – в связи с тем, что нам передаются ветхие дома, а мы их приводим в порядок. Молюсь, в основном, в келье, благо, условия прекрасные, у нас так уютно! А в храм получается ходить только по выходным… Хочется почаще на службу, такую силу душе дает молитва!

Игумения Антония :

- Сейчас такое время, что все настоятельницы обителей, как и большинство монахинь, скорее прорабы, нежели молитвенницы. Молитвенницы, очевидно, будут после нас. А нам досталось разрушенное хозяйство, которое надо воссоздавать. Конечно, мы восстанавливаем и духовную жизнь как можем, всеми силами. Поэтому я с удовольствием беру в монастырь пожилых, тех, что уже не могут трудиться. Им тяжело морально, они всю жизнь работали и теперь не могут свыкнуться с тем, что силы уже не те, что пришли они в монастырь, а помогать не могут (сознание-то социалистическое). Объясняю им: мне нужны не только трудящиеся, но и молящиеся, то есть сестры, которые будут молиться в храме. И то, что совсем пожилые всегда в храме и молятся – это замечательно!

Сестер у нас совсем немного. До недавних пор нас было 20, мы «поделились» с Дальне-Давыдовским скитом, где тоже нужно общину создавать. И осталось нас теперь вместе со мной 16. Можно сказать, теперь уже 17: в конце сентября к нам приехала еще одна женщина, молодая пенсионерка, работающая, очень активная. Она из Вознесенского района, то есть, можно сказать, местная. А так – отовсюду сестры: из Иваново, из Барнаула, с Алтайского края, из Волгограда.

Я не могу освободить молодых сестер, да их и не много совсем, я не могу освободить от трудовых послушаний сестер средних лет, у нас так много дел!

Дел действительно много. Монастырское хозяйство обширно. У каждой сестры свое послушание.

Монахиня Мариамна:

- У нас есть и скотный двор, и швейная мастерская, где шьют не только одежду, но и подушечки с травами, которые потом продают на православных выставках-ярмарках, и просфорная, где пекут просфоры на всю епархию, и так далее. Вот, например, монахиня Венедикта.

Она пишет помянники, чтобы потом в алтаре на псалтыре читать, записывает все требы. Она же встречает паломников, проводит для них экскурсии. Она же отвечает по телефону, когда люди звонят нам по самым разнообразным вопросам, с различными просьбами. Она же держит связь со всевозможными инстанциями.

И так – практически каждая из нас.

Значит, правду говорит поговорка: «все видят монаха скачущим, никто не видит монаха плачущим». Но, как сказал старец Паисий Афонский в книге «Духовное пробуждение»: «Монахи молитвой помогают всему миру».

МОНАСТЫРЬ

Епископ Выксунский и Павловский Варнава:

- Есть такое понятие как градообразующее предприятие. В Выксе это металлургический завод. А с духовной точки зрения градообразующей структурой является, конечно, монастырь. Это духовный центр, духовное сердце Выксы. И его восстановление будет благоприятно сказываться на оздоровлении нравственного общественного климата.

Все знают фразу «Не хлебом единым будет жить человек», постоянно ее повторяют, но упуская почему-то вторую ее часть. А полностью, из уст Христа, звучит она так: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Что первично, дух или плоть? Конечно, дух, потому что человек – существо духовное. И если дух будет наполнен, если человек будет соединен с Духом Божиим, если он будет иметь четкие нравственные ориентиры, то и жизнь его будет по-другому складываться. Вот что очень важно.

Еще афоризм: «Свет монахам - ангелы, а свет мирянам - монахи». Он объясняет, почему многие чувствуют особую атмосферу намоленности в монастырях, особенно в древних. Она помогает людям оставаться людьми, сохранять и приумножать свою духовную составляющую.

Монавшеская жизнь возрождается по всей стране. Статистические данные говорят о том, что Россия во всем мире лидирует по росту количества верующих, естественно, что и монастыри развиваются. Наш монастырь, отмечающий 150-летие, не исключение. Юбилей дает импульс развитию. Матушка и сестры готовятся, приводят в порядок обитель и молятся. Они молятся, и Господь помогает. Значит, и вера у насельниц обители укрепляется. А если их молитва становится более крепкой и внимательной, если их души одухотворяются, естественно, они смогут оказать еще большую помощь людям, которые приходят со скорбями и проблемами за поддержкой и защитой в монастырь.

Татьяна Снегирева,

с использованием материалов сайтов ; http://www.nne.ru/ ; http://mcki.ru/ ; http://www.vyksa-usadba.ru/ ; http://sobory.ru/ ; http://voskresenie.com.ua/ ; http://dic.academic.ru/ ; http://azbyka.ru/ ; http://vm1864.ru/ ; http://www.pvityazi.ru/ ; http://wyksa-r.ru/ ; http://www.pravmir.ru ,

а также пресс-конференции епископа Выксунского и Павловского Варнавы от 17.09.2014

Фото Алексея Еремина, Павла Сушкова, Татьяны Снегиревой и из открытых интернет-источников.

Основан Выксунский Иверский женский монастырь в 1864 г. как богадельня послушником Гефсиманского скита В. И. Меркуловым, жителями с. Выкса юродивым Димитрием Пивоваровым († 5 апр. 1868), супругами Е. В. и Н. Я. Кокиными, А. Я. и Е. П. Бородачёвыми. В 1860-1862 гг. Пивоваров под влиянием бесед с Меркуловым обратился от старообрядчества в Православие и поселился в хижине на кладбище, в 4 верстах от Выксы. В начале 60-х гг. XIX в. Кокины и Бородачёвы решили основать близ Выксы обитель для бедных девиц и вдовиц и в 1863 г. по рекомендации блж. Димитрия посетили Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. По преданию, свт. Филарет (Дроздов) благословил создание обители, а руководство сёстрами поручил Меркулову. (Скончавшийся в 1862 г. духовный наставник Меркулова схимонах Григорий завещал ему основать жен. обитель.)
В октябре 1863 г. Меркулов приехал в Выксу. На арендованных у гр. Шереметева 5 десятинах земли в версте от села Меркулов отслужил молебен, установив крест в знак будущей обители. Посвящение Выксунского монастыря связано с принесением крестным ходом в Выксу в конце ноября 1863 г. чудотворной Оранской иконы Божией Матери. Согласно записям иеромонаха Иова, он благословил чудотворным образом предполагаемое место строительства обители, а в ночь на 29 ноября увидел в тонком сне возведение монастырского храма Выксунского монастыря, которое сопровождалось пением тропаря Иверской иконе Божией Матери. Местность, избранная старцем, издавна почиталась в народе святою. Предание говорит, что здесь в ночное время многократно раздавался колокольный звон и были видимы горящие свечи.
По благословению Нижегородского епископа Нектария (Надеждина) на пожертвования жителей Выксы с 1864 г. были построены 3 келейных корпуса, шатровая звонница, трапезная, деревянная ограда, хозяйственные постройки. Трапезная одного из корпусов служила молельной комнатой, 23 июня 1868 г. была освящена домовая Иверская церковь, в которой находился список с московской Иверской иконы Божией Матери. В 1864 г. в богадельне проживало 12 сестёр во главе с начальницей Неониллой Честновой, старшей по возрасту и несколько знакомой с правилами и уставами монашеской жизни, к 1868 г. – около 50 сестёр.
Прп. Варнава составил для Выксунского монастыря общежительные правила. Сёстры проживали в кельях по одной, не имели никакой собственности, запрещалось держать домашних животных, певчих птиц. Строгость питания была исключительная, молочное и елей дозволялись лишь в субботу и воскресенье. Собирать пожертвования в городах запрещалось, богадельня существовала исключительно на средства привлечённых прп. Варнавой купцов-благотворителей, в том числке Рыбакова и Яковлевой (в 1873 капитал общины составлял около 15000 р., в 1886 – 31950 р., в 1916 – 738211 р.). Сёстры называли преподобного «Кормильчик». Прп. Варнава регулярно переписывался и с начальницей, и с каждой сестрой, 6-7 раз в год посещал обитель.
18 мая 1874 г., когда число сестёр превысило 100 человек (среди них была схимонахиня Дария, мать прп. Варнавы), богадельня была переименована в Выксунскую Иверскую женскую общину, начальницей которой стала Мария, дочь Д. Пивоварова.
Около 1878 г. между прп. Варнавой и Пивоваровой, которая проявила своеволие и непослушание старцу, возник конфликт, приведший к раздорам. По благословению епископа Нижегородского Макария (Миролюбова) Пивоварова изгнала из обители 150 сестёр, преданных прп. Варнаве. Управляющий Выксунскими заводами Мешков и выксунский мировой судья приютили изгнанниц. В общине осталось 50 человек. В конце января 1880 г. посетивший монастырь прп. Варнава ненадолго примирил начальницу с сёстрами. Вскоре, нарушив заповеди преподобного не отправлять сестёр на сборы денег, начальница отправила 2 насельниц собирать пожертвования, но они потеряли сборные книги. По возвращении сёстры были немедленно изгнаны из обители. 28 июня 1881 г. в общину приехал епископ Макарий и по настоянию начальницы удалил из обители ещё часть сестёр. После ревизии, проведенной комиссией Св. Синода, в начале 1882 г. Пивоварова была отстранена от настоятельства, общину возглавила опытная монахиня Митрофания (Крюкова Мария Михайловна), переведённая из рыбинского Софийского монастыря. После кончины в 1892 г. игумении Митрофании (похоронена за алтарём Успенской церкви) настоятельницей была избрана бывшая казначея игумения Павла (Кокушкина Прасковья Ивановна).
На пожертвования главным образом московских и петербургских купцов и дворян Г. Ф. Шустова, Н. А. Журавлёва и А. И. Решетникова, В. Н. Муравьёва (будущего прп. Серафима Вырицкого) в монастыре были построены каменные 5-главый Иверский собор с пещерной церковью (1872-1877), колокольня со святыми вратами (1874-1876, 1894), 2-этажный больничный корпус с богадельней и домовой 5-главой Успенской церковью (1884-1887). Благодаря арочному проёму, соединявшему больницу с храмом, тяжелобольные могли слушать службу, не вставая с постели. Больница и богадельня были построены во исполнение просьбы схимонахини Дарии (Меркуловой), скончавшейся в Выксунском монастыре.
8 июля 1886 г. община получила статус 3-классного монря, где проживала 151 сестра. Средства Выксунского монастыря составляли 31950 р., усадебной земли было 19 десятин. В монастыре построили каменный 2-этажный трапезный (1886-1889, 1894), игуменский (1890) и певческий (1897) корпуса. Под трапезной располагались 2 пневматические печи, отапливавшие здание. В 1897-1902 гг. к востоку от Иверского храма по проекту архитектора П. А. Виноградова возведен 4-столпный 5-главый Троицкий собор, главный престол которого освящён в 1909 г., Вознесенский и Всехсвятский приделы – в 1912 г. В 1913 г. был поставлен металлический позолоченный иконостас, все живописные работы выполнены палехской артелью Н. М. Сафонова. Собор, площадью около 1600 кв. м., вмещал 4 тысячи человек. Иверский монастырь процветал и славился своим благолепием по всей Руси.
После смерти в 1906 г. прп. Варнавы пожертвования резко сократились, строительство не велось.
С 1907 г. и до самого закрытия обителью управляла игуменья Серафима.
В Выксунском монастыре почитались икона прп. Сергия Радонежского с частицей древа от его гроба и икона Божией Матери «Скоропослушница», привезённая с Афона.
К началу XX в. на территории монастыря (20 га) имелись паровая машина, водопровод, баня, 2 пруда, несколько колодцев, скотный двор (60 голов крупного рогатого скота), конный двор (20 лошадей), фруктовый сад и цветники, огороды с парниками. Для прп. Варнавы в сосновом бору был построен 2-этажный деревянный дом, для паломников – гостиницы на 400 человек. В 10 км от Выксунского монастыря находился участок земли в 150 десятин с лесом, пасекой на 150 ульев и 4 деревянными флигелями для сестёр. Рядом с обителью был построен завод, на котором изготавливался обожжённый кирпич. Монастырю принадлежали 2 жилых доходных дома в Москве, часовня в С.-Петербурге. На средства монастыря были построены церковноприходские школы в Выксе (на 60 учеников) и в дер. Мотмос. В Выксунском монастыре занимались иконописанием, переплётным и башмачным ремеслом, было освоено златошвейное дело, имелись книжная лавка, библиотека, фотомастерская, аптека. В 1915 г. Выксунский монастырь принял из Курляндской губернии эвакуированное Иллукстское православное училище.

Три монастырские святыни были особо почитаемы:
- икона Иверской Божией Матери,
- металлическая художественной работы гробничка с частями мощей св. угодников «числом до 100»,
- купель и статуя Плачущего Христа (в настоящее время находится в Христорождественской церкви).

Ансамбль монастыря составляли:
- Успенская больничная церковь,
- величественный Иверский храм,
- Собор Живоначальной Троицы, внешним видом своим напоминавший Храм Христа Спасителя,
- колокольня, самый большой колокол которой весил 1076 пудов, а также белокаменные жилые и хозяйственные корпуса и прочие монастырские постройки.

Окаймлённая густым лесом территория монастыря была украшена роскошными цветниками, аллеями и фруктовыми садами. Стены храмов расписывались художниками знаменитой палехской мастерской Сафонова.
Даже сама система расположения зданий имела символический смысл. Монастырский комплекс вызывал ассоциации с описанным в Апокалипсисе (XXI, 12-16) и изображаемым на иконах небесным градом Иерусалимом.
Паломники стекались со всех концов Руси, чтобы побывать в этом благодатном месте.
9 мая 1919 г. посетивший Выксунский монастырь архиеп. Нижегородский Евдоким (Мещерский) поставил в настоятельницы монахиню Маргариту, 10 мая 1919 г. совершил иноческий постриг 56 сестёр. В 1920 г. в монастыре проживало 424 человек.
В 1921 г. часть зданий занял уездный исполком, в келейные корпуса поселили красноармейцев, штрафников, заводских специалистов. Решением президиума Нижегородского губисполкома от 30 мая 1924 г. Выксунский монастырь был закрыт, часть насельниц переехала в Дивеевский Серафимов монастырь, в кельях разместились магазин, аптека, поселили людей.
В 1923-1927 гг. были частично разрушены Троицкий и Успенский храмы, полностью Иверская церковь, ограда, 3 верхних яруса колокольни, которую приспособили под водонапорную башню. Другие постройки были отданы Выксунскому металлургическому техникуму, школе-интернату и другим организациям.
В 1937-1938 гг. по обвинению в антисоветской деятельности были осуждены и сосланы в ИТЛ бывшие насельницы Е. И. Малютина, А. И. Шевелкина, О. И. Костина, Х. В. Булаева, А. К. Морозова, М. В. Дубовицкая, Л. К. Константинова, Маркеллина и Мария Бауткины.
26 октября 1991 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, зарегистрирована религиозная община. Её настоятелем назначен священник Александр Куликов, под руководством которого шли работы по воссозданию первого действующего храма. Им стало здание бывшей церковной лавки, соединённой с колокольней. Его переоборудовали под храм и освятили главный престол в честь иконы Иверской Божией Матери.
25 февраля 1993 г., в день праздника иконы Иверской Божией Матери здесь была отслужена первая Божественная литургия.
В 1995 г. часть зданий Выксунского монастыря была передана РПЦ.
Указом митрополита Нижегородского Николая (Кутепова) от 25 октября 1996 г. первыми насельницами возрождающейся обители стали 3 инокини Дивеевского монастыря, старшей сестрой – монахиня Феофилакта (Левинкова) из Толгского монастыря.
17 февраля 1997 г. Выксунский монастырь был официально открыт. В настоящее время восстанавливается Троицкий собор, в одном из его приделов совершаются регулярные богослужения, отремонтирован домик прп. Варнавы, 2-этажный корпус.
Радостным событием в жизни возрождающегося прихода стало возвращение в монастырь уцелевшей святыни – Иверской иконы Божией Матери. Икона находилась в плачевном состоянии, поэтому было принято решение о её реставрации. Святыню отправляют в Дивеевский монастырь, где стараниями сестёр-реставраторов она получает второе рождение.
Рассказывают, что когда иконы Троицкого собора были сброшены в груду недалеко от приготовленного к разрушению храма, собравшиеся верующие слышали раздававшийся оттуда плач. Он прекратился только после того, как жители ближайшего дома тайно извлекли изображение Иверской Божией Матери. Недавно с этой иконой вновь случилось чудесное событие – при реставрации её произошло самообновление.
При расчистке завалов в Троицком соборе из-под обломков кирпича была извлечена Тихвинская икона Божией Матери, что ещё больше укрепило веру в Небесную покровительницу.
В 1997 г. община была переименована в монастырь, первой настоятельницей которого становится монахиня Феофилакта (Левинкова). С малым количеством сестёр она возобновила монашескую жизнь старинной обители. А 24 октября, накануне празднования престольного праздника Иверской иконы Божией Матери, по благословению митрополита Николая (Кутепова), были одеты в подрясники первые 14 сестёр.
В монастыре началась совершаться Неусыпаемая Псалтирь.
Постепенно обители передаются бывшие монастырские здания, в частности – бывшей Купеческой гостиницы, в одной из половин которого размещается епархиальное Духовное училище.
С ноября 1999 года действует Попечительский совет по восстановлению притвора Троицкого собора монастыря во главе с благочинным Выксунского округа прот. Геннадием Колоколовым.
11 февраля 2002 года старшей сестрой монастыря назначается инокиня Вера (Миронова) (в монашестве – Антония)
Совместными усилиями благотворителей и сестёр монастыря притвор Троицкого собора был отремонтирован. Чин освящения притвора в честь прп. Варнавы Гефсиманского совершён 27 ноября 2003 года епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. С этого времени здесь проходят ежедневные утренние и вечерни богослужения. Сюда перенесены и главные святыни монастыря – чудотворная икона Иверской Божией Матери и ковчежец с частицей мощей прп. Варнавы.
17 августа 2004 года монахиня Антония (Миронова) назначается настоятельницей Иверского женского монастыря с возложением наперсного креста. Чин утверждения в настоятельницы состоялся в Кафедральном Староярмарочном соборе Нижнего Новгорода. Сегодня в монастыре подвязаются 14 сестёр. Они трудятся на различных послушаниях. В обители имеется большое подсобное хозяйство, скотный двор, на котором разводят коров, коз, птичник. Во дворе келейного корпуса (бывший домик прп. Варнавы) разведён цветник, а на окнах келий растут экзотические растения.
В апреле 2005 года одна из комнат первого этажа домика Варнавы была переоборудована под "детскую". Сегодня в Иверской обители под опекой матушки-настоятельницы живут и воспитываются пять девочек-сирот.

Странички из Летописи монастыря

В летописи монастыря находим такие слова: «По приезде в Выксу в конце 1863 года, о. Варнава вместе с Кокиным и Бородачёвым занялись приискиванием места для постройки богадельни, из которой в недалёком будущем должна была возникнуть чудная, благоустроенная Иверская обитель и сделаться предметом благоговейного удивления всех… С наступлением весны 1864 г. при Выксе начата была постройка богадельни, оконченная к осени того же года. Так в 1864 году возникла Выксунская женская богадельня, в которой могли найти себе приют сначала 12 женщин и юродивый Димитрий».
Буквально на первых страницах Летописи монастыря названы имена благочестивых выксунцев: Дмитрия Пивоварова, Егора Васильевича Кокина и его жены Наталии Яковлевны, Алексея Яковлевича Бородачёва и его жены Екатерины Петровны, заботами и денежными пожертвованиями которых была начата история нашей обители. Почему же так желали эти люди устроить Святую обитель в родном краю?
Ответ находим в Летописи монастыря: «Обитель воздвигнута в центральной местности по отношению к заводским селениям, жители которых состоят не из одних только православных, а из большого числа раскольников и даже иноверцев. Здесь вследствие заражения расколом и постоянной суетной деятельности, многие из православных холодно относятся к церкви и её уставам». Несомненно, истинные патриоты православия переживали за духовно-нравственное состояние своих земляков, молились, и Царица Небесная благословила встречу выксунских купцов со старцем пещер Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры иеромонахом Варнавой, который и явился строителем Иверского монастыря на Выксе.
Отмена крепостного права в 1861 году вызвала массовый уход неимущих крестьян в города, куда они отправились в поисках средств к существованию. Это в свою очередь привело к распаду многих семей, тем более что, женский труд в городах использовался в меньшей степени, чем мужской. Для значительного числа женщин монастыри оказывались единственным убежищем от нищеты и гибели, давая возможность продолжать жить, удалившись от мирских забот и суеты, посильными подвигами спасая свои души и молясь за близких и родных. Священник Павел Флоренский мудро называл монастыри «духовным санаторием многих израненных душ». По статистическим данным по России отмечается с 1861 года значительное увеличение вновь созданных монастырей, особенно женских. К 1917 году в Нижегородской епархии насчитывалось 37 монастырей, из них 9 мужских, а 28 – женских. Одним из возникших в пореформенное время женских монастырей и является Выксунский Иверский монастырь.
Маленькая богадельня постепенно обустраивалась и расширялась. 25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская» и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской». Число обитательниц её достигало к этому времени более 50 человек. К 1873 году положение Иверской богадельни упрочилось и хозяйственно укрепилось. В это время здесь проживало уже свыше 100 сестёр. В 1886 году женская община возле Выксы получила статус третьеклассного монастыря. К 1910 году не только ансамбль монастыря окончательно сформировался, но полностью была устроена хозяйственная часть обители. В его территорию, составляющую теперь около 20 гектар, входили, кроме основного ансамбля, скотный двор, где содержалось до 60 голов крупного рогатого скота, мелкий рогатый скот, конный двор на 20 лошадей, обширные огороды с парниками. В монастыре действовала дренажная система, имелся свой водопровод с насосной станцией, действующей от паровой машины. На специальном участке площадью около 150 гектар, расположенном в 9 км от обители, заготавливали строительный лес и дрова. Там же находился пчельник на 150 ульев и четыре деревянных жилых флигеля. На кирпичном заводе, располагавшемся неподалёку от обители, изготавливался обожжённый кирпич для монастырского строительства, до 800000 штук за сезон (с 1 мая по 1 августа). Кроме того, в собственности монастыря было подворье из двух домов в Москве, а также часовня в Петербурге. Монастырь не только мог обеспечивать собственные нужды, но и занимался благотворительной деятельностью. На его средства были построены церковно-приходские школы в Выксе и деревне Мотмос.
Для о. Варнавы строительство монастыря было одним из основных дел всей его жизни. Он посвятил этому более 40 лет. Батюшка жил заботами монастыря, находил богатых благотворителей, лично следил за строительством, бытом сестёр, их духовным состоянием, приезжая в Выксу до 7 раз в год. Его мать – схимонахиня Дария проживала в богадельне монастыря на равных условиях со всеми находившимися там сёстрами. Строительство монастыря резко уменьшало безработицу среди простого народа, воспитывало страх Божий, почитание к начальствующим, сдерживало народ от революционных выступлений. Батюшка Варнава сподобился при жизни увидеть благолепные храмы и келейные корпуса и другие постройки обители.
Соборный Иверский храм имел 6 престолов: центральный – Иверской иконы Божией Матери, правый придел – Святителя Василия Великого и прп. Ксении Римляныни, левый придел – Святителя Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. В подземной части храма или пещерах также располагалось три престола: центральный – Собору Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных, правый придел – Первоверховного апостола Петра и мученицы Агриппины, левый придел – Прп. Герасима Иорданского и преподобномученицы Анастасии Римляныни.
Пятиглавый Успенский храм освящён в честь Преславного вознесения Божией Матери на небо по Её успении (празднование 17/30 августа). Примыкающее к Успенской церкви богадельное здание состояло из двух этажей. Верхний этаж состоял из шести палат, кроме прихожей, необходимых других больничных комнат. Из больничного коридора дверь вела на хоры и больные свободно могли быть за богослужениями, стоя на хорах. Нижний этаж составлял богадельню из шести палат для престарелых сестёр и трапезная для них.
Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора И. А. Виноградова, заложенный в восьми саженях от Иверского храма. Вместительность храма рассчитана на 6000 человек, он имел два придела: правый – в честь Вознесения Господня и левый – Всех святых.
В 1876 закончилось строительство четырехярусной колокольни, на котрой размещалось 18 колоколов общим весом более 2000 пудов. Самый большой колокол весил 1076 пудов. В верхнем этаже колокольни были помещены часы с особыми колоколами, которые каждую четверть часа выигрывали: «Кто тя может избежать смертный час?» К боковым сторонам колокольни примыкали два каменных здания. В первом помещалась лавка для продажи книг и утвари, где в настоящее время находится действующая Иверская церковь, а во втором здании жили две сестры-звонарницы (в настоящее время не сохранилось).
Жилых зданий внутри монастыря было 25, в которых размещались: просфорня, гостиница, странноприимная, свечная мастерская, иконописная, золотошвейная, фотография, зубоврачебный кабинет, переплётная, сапожная, портновская, цветочная, квасоварня, баня, прачечная, амбары – всё это обслуживали сёстры монастыря. В монастыре были большие фруктовые сады, клумбы с прекрасными цветами, которые иногда были расположены так, что можно было прочитать слова, например, «Боже, Царя храни». Необычайной красоты цитрусовые плодоносящие деревья и другие диковинные для нашей местности растения можно было увидеть в зимнем саду. Существовал монастырский магазин, где находилось потребное как для богатых посетителей, так и для бедных: нитки, бархат, ткани и прочее; а также продукты монастырского изготовления: творог, сыр, овощи, фрукты, соленья, колбасы и другие мясные деликатесы. Согласно монастырскому уставу, сёстры монастыря мясные продукты никогда не употребляли (это устав всех православных монастырей). Тихо и спокойно текла жизнь в обители. К 1917 году в ней проживало 85 монахинь и 395 послушниц, не считая кандидаток, проходящих монастырский искус.
После революции 1917 года Выксунский Иверский монастырь не избежал участи огромного количества российских монастырей. В 1919 году обитель была закрыта. В её зданиях разместились учреждения новой власти, различные учебные заведения, мастерские и т. п. Часть построек была использована под жильё. Культовые здания, рассматривавшиеся теперь как символ чуждой идеологии, ликвидировались, или же им придавался гражданский вид. В 1923 году, исходя из декретов республики для борьбы с голодом в Поволжье, из монастыря было изъято много золотых и серебряных крестов, окладов, икон, книг с драгоценными камнями. Ненужные с утилитарной точки зрения сооружения разбирались. Так, кирпич, оставшийся от разборки в 1925-1929 годах монастырских стен и Иверского храма, использовался при постройке Дворца культуры металлургов, поликлиники и роддома. В эти же годы был разобран свод Успенской церкви, взорван Троицкий собор и колокольня. Потерявший своё первоначальное назначение комплекс зданий монастыря получил наименование посёлка имени Лепсе. Постепенно территория его, имевшая теперь множество «хозяев», всё более захламлялась, облик зданий искажался. Некогда образцовое монастырское хозяйство было, в конце концов, полностью разорено. Часть сестёр уехала к родственникам, а остальные поселились недалеко от родной обители. Многим из бывших насельниц монастыря пришлось понести тяготы тюремной жизни. В Государственном архиве находятся документы тех тяжёлых лет. Вот часть обвинительного заключения на одну из сестёр: «Обвиняется Малютина Елена Ивановна в том, что являясь членом контрреволюционной группы церковников неоднократно в своей квартире устраивала сборища… систематически среди населения проводила контррев. пропаганду о гибели Советской власти… против колхозного строительства и восхваляла порядки старой России. Распространяла провокационные слухи о том, что якобы царь и его семья живы, что Николай II скоро встанет опять на российский престол, при этом по адресу руководителей ВКП (б) и Сов. власти выражалась в оскорбительно-террористической форме. Среди населения распространяла контрреволюционную литературу, книгу «24 протокола сионских мудрецов».
От основания до закрытия обители, ею управляли шесть настоятельниц: первоначальница схимонахиня Неонилла, монахиня Мария (Пивоварова), игумения Митрофания, игумения Павла, игумения Серафима, игумения Маргарита. На 70 с лишним лет после них замерла жизнь славной Святой обители. Но невозможно стереть с лица земли место, избранное Царицей Небесной для желающих угодить Ей и Господу Иисусу Христу посильными подвигами и молитвой. 14 октября 1992 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы была зарегистрирована община церкви Иверской Божией Матери, а 25 февраля 1993 г., в день праздника иконе Иверской Божией Матери была отслужена первая Божественная Литургия в одном из зданий разрушенного монастыря. Так затеплилась молитвенная свеча о возрождении поруганной святыни. С неустанным усердием, во главе со священником о. Александром (Куликовым), многочисленные члены общины, привлекая своих родных и близких, трудились на расчистке руин Троицкого собора, благоустройстве переданных зданий и территории возрождающегося монастыря.
25 октября 1996 г. – день празднования Иверской иконе Божией Матери митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай объявил днём открытия Выксунского Иверского женского монастыря, направив из Серафимо-Дивеевской обители сестёр для начала монашеской жизни. Богослужения в монастыре стали совершаться по монастырскому уставу, установилось чтение неусыпаемой псалтири, общая трапеза, правило для сестёр. В воскресные дни перед Божественной Литургией служится молебен Иверской иконе Божией Матери с акафистом на распев. Постепенно ремонтируются здания и келлии, очищается и благоукрашается переданная территория. Самой объёмной по масштабам и затратам была работа по восстановлению притвора Троицкого собора, которую возглавлял благочинный Выксунского округа протоиерей Геннадий (Колоколов). На средства благотворителей изготовлены престол, жертвенник, иконостас, куплено внутреннее убранство для обновлённой части некогда величественного пятиглавого собора. 27 ноября 2003 г. в притворе Троицкого собора Преосвященнейшим Владыкой Георгием, епископом Нижегородским и Арзамасским, освящён престол в честь основателя обители – преподобного Варнавы Гефсиманского Радонежского чудотворца.
Сегодня в Иверской обители проживает 13 сестёр, имеется подсобное хозяйство и огороды. Имеется также и библиотека, которую посещают не только сёстры обители, но и студенты Духовного училища, а так же многие выксунцы. Самая главная святыня монастыря – это сохранившаяся от времён старой обители чудотворная Иверская икона Божией Матери, написанная сёстрами монастыря. Не менее почитаемая святыня – это частица мощей прп. Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль.
Вознесем, братия и сёстры, благодарение Господу Богу и Царице Небесной за то, что устроили на нашей выксунской земле такую чудную обитель, помогли ей пережить годы разорения и запустения и благословили возрождаться вновь!.
Настоятельница Выксунского Иверского женского монастыря монахиня Антония (Миронова).

Рекомендуем почитать

Наверх