Турция сбила российский военный самолет. Как это было

Черногория 11.04.2024
Черногория

По сообщению Генштаба РФ, в районе действий российской авиации проводится операция сирийских правительственных войск по уничтожению бандформирований, в которых сосредоточено более 1000 боевиков — выходцев с Северного Кавказа.
Никто из партнеров РФ и стран, ведущих боевые действия против ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ), никогда не говорили о том, что в этом районе находятся подразделения так называемой умеренной оппозиции и что они не рекомендуют наносить удары по нему.

Напротив, эти районы известны как территории, контролируемые наиболее радикальными бандформированиями.

В целях эвакуации российских летчиков с места приземления была проведена поисково-спасательная операция с привлечением двух вертолетов Ми-8. В ходе операции один из вертолетов в результате огня из стрелкового оружия получил повреждения и совершил вынужденную посадку на нейтральной территории.

Пилот Су-24 Олег Пешков был во время катапультирования с земли боевиками на территории, которую контролируют сирийские туркмены. Спасенный штурман Константин Мурахтин сообщил журналистам, что границу машина не пересекала, предупреждения от турецких истребителей экипаж Су-24 не получал.

Никаких попыток со стороны турецкого самолета связаться или установить визуальный контакт с российским экипажем средствами объективного контроля не зафиксировано.

В ходе спасательной операции морской пехотинец, контрактник Александр Позынич.

Указом президента Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя России. Александр Позынич (посмертно) и Константин Мурахтин и награждены орденом Мужества.

Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что Турция считает, что в инциденте со сбитым российским военным самолетом Су-24 ВВС Турции действовали в рамках правил реагирования на угрозы. По его словам, неопознанный военный самолет вторгся в турецкое воздушное пространство, и в течение пяти минут ему было сделано десять предупреждений.

По данным главнокомандующего Воздушно-космическими силами (ВКС) РФ генерал-полковника Виктора Бондарева, F-16 для Су-24М, так как им бы не хватило времени на подлет с близлежащего аэродрома. Су-24М находился в зоне обнаружения РЛС ВВС Турции в течение 34 минут. В процессе нанесения удара по цели, расположенной на удалении 5,5 километра к югу от госграницы Турции, экипаж подполковника Пешкова выполнил бомбометание, после которого был сбит ракетой "воздух-воздух" самолетом F-16 турецких ВВС, взлетевшим с аэродрома "Диярбакыр" 8-й авиабазы, расположенного на территории Турции.

Средства контроля российской авиабазы в Сирии и соседний самолет не зафиксировали ни одного предупреждения со стороны турецкого истребителя F-16.

В Брюсселе по просьбе Турции было созвано экстренное заседание совета НАТО на уровне послов. По итогам заседания генсек НАТО Йенс Столтенберг не раскрыл данные альянса о том, как был сбит российский самолет Су-24.

Президент Турции Тайип Эрдоган и президент США Барак Обама обсудили в телефонном разговоре ситуацию в связи с крушением российского военного самолета Су-24.

В интервью телеканалу CNN Эрдоган , что Турция не будет извиняться за инцидент с Су-24.

Комментируя инцидент, президент Турции заявил, что в случае повторения ситуации с нарушением границ страны, которая случилась с бомбардировщиком Су-24, Турция в состоянии снова дать такой же ответ. В то же время, по его словам, Турция Россию стратегическим партнером и не хочет эскалации конфликта.

Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия обменивается информацией с США по Сирии, однако результаты беспокоят: Вашингтон знал планы полетов российской авиации.

Президент США Барак Обама на встрече с главой российского государства Владимиром Путиным в Париже выразил сожаление в связи с инцидентом с российским Су-24. При этом Госдепартамент США , что сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик Су-24 нарушил воздушное пространство Турции.

На встрече с Бараком Обамой Тайип Эрдоган обсудил ситуацию, сложившуюся после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24. По словам Эрдогана, Турция является сторонником дипломатических усилий для разрешения возникшего кризиса.

Президент РФ Владимир Путин , что у России есть основания полагать, что российский самолет Су-24 был сбит для обеспечения безопасности поставок нефти в Турцию запрещенной в России группировкой ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ).

В ходе брифинга в Национальном центре управления обороной РФ министерство обороны России предоставило материальные свидетельства в пользу того, что нефть, добываемая террористической группировкой ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ), попадает на территорию Турции. Высокопоставленные представители российского Минобороны сообщили, что турецкие элиты во главе с президентом Тайипом Эрдоганом — главные потребители доходов от преступной добычи нефти на подконтрольной международным террористам территории Сирии и Ирака. Минобороны спутниковые снимки, на которых, по словам российских военных, изображены колонны бензовозов, следующих из подконтрольных ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ) территорий в Турцию.

Согласно главы МИД Сирии Валида Муаллема, сын самого Эрдогана может быть причастен к незаконной торговле нефтью с ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ). По его словам, именно из-за интересов нефтяной компании сына Эрдогана Турция сбила российский самолет Су-24 в Сирии. Глава МИД России Сергей Лавров обращал внимание на то, что инцидент с Су-24 произошел после ударов по нефтяным приискам ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ). По словам министра, это случилось после того, как по этим бензовозам, нефтяным приискам стали наноситься прицельные и весьма эффективные удары российской авиацией.

Сын президента Турции Тайипа Эрдогана Биляль Эрдоган заявил, что его компания занимается строительным бизнесом, у брата действительно есть грузовой транспорт, но он не может использоваться для перевозки нефти.

28 ноября президент РФ Владимир Путин подписал указ "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики".

Указом временно вводится запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию РФ отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому правительством РФ. Также был введен запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории России. Указом запрещено работодателям в РФ с 1 января 2016 года нанимать работников из числа граждан Турции.

Туроператорам и турагентам, согласно указу президента РФ, надлежит воздерживаться от реализации гражданам Российской Федерации туристского продукта, предусматривающего посещение территории Турецкой Республики.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о применении специальных экономических мер против Турции. Данным документом вводится, в том числе, на ввоз в РФ с 1 января 2016 года ряда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турция.

Кабмин РФ приостановить работу межправительственной комиссии с Турцией по торгово-экономическому сотрудничеству.

Был введен запрет на чартерные перевозки между РФ и Турцией, исключение сделано для рейсов, возвращающих россиян с отдыха.

Бортовой самописец Су-24 был вскрыт специалистами в лаборатории Межгосударственного авиационного комитета (МАК), работы транслировались в прямом телеэфире. Из самописца специалисты извлекли модуль памяти.

Работы с черными ящиками Су-24 в присутствии международных наблюдателей.

Руководители Международного общества экспертов воздушной безопасности (ISASI) объективность и непредвзятость работ по расшифровке бортовых самописцев.

В ходе работ , что микросхемы модуля памяти бортового самописца Су-24 оказались сильно повреждены. По словам замначальника Службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, для расшифровки понадобится помощь российских научно-исследовательских учреждений, это займет длительное время.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Бейрут — Турецкий военный самолет во вторник сбил российский Су-24, который, как заявила Турция, нарушил ее воздушное пространство возле границы с Сирией. Это вызвало серьезную эскалацию сирийского конфликта, которая может привести к дальнейшему усилению напряженности между Россией и Западом.

Российские официальные лица подтвердили, что самолет был сбит, однако заявили, что он летел в небе над Сирией и воздушное пространство Турции не нарушал.

Самолет был сбит «предположительно в результате обстрела с земли», заявило российское Министерство обороны.

Контекст

Турция сбила военный самолет

Reuters 24.11.2015

Как остановить терроризм и ненависть

Nihon Keizai 24.11.2015

Кто есть кто в коалиции Франции

The Guardian 24.11.2015

Никакой коалиции с агрессором

Latvijas Avize 24.11.2015
В этом заявлении отмечается, что самолет входил в состав авиационной группировки, совершающей боевые вылеты в Сирии в рамках начатой два месяца назад российской воздушной операции. Это первый российский самолет, сбитый за последнее время.

Данный инцидент подчеркивает, насколько усилилась напряженность в и без того переполненном воздушном пространстве Сирии, где сейчас летают российские самолеты, наносящие удары по вооруженной оппозиции, которая противостоит оказавшимся в трудном положении силам президента Башара аль-Асада.

Это наверняка приведет к дальнейшему усилению напряженности между Россией и Западом, поскольку Турция входит в состав НАТО.

Как сообщают некоторые информационные агентства со ссылкой на турецких военных, российский самолет получил несколько предупреждений, и только затем был сбит.

«Самолет находился на высоте шесть тысяч метров. Судьба летчиков уточняется. По предварительным данным, пилотам удалось катапультироваться», — сообщило российское Министерство обороны.

Ссылаясь на неназванные военные источники, информационное агентство Dogan News сообщило, что самолет был сбит по причине «нарушения границы». Агентство отметило, что местные жители видели, как летчики с атакованного самолета катапультировались и спустились на парашютах.

Из-за российской интервенции отношения между Россией и Турцией серьезно ухудшились. Турция, поддерживающая борющихся за свержение Асада повстанцев, как минимум дважды предупреждала Россию о вторжениях в ее воздушное пространство.

Кроме России, бомбардировки целей на территории истерзанной войной страны осуществляют военные самолеты Сирии и авиация из состава коалиции во главе с США.

В прошлом месяце турецкие военные сбили возле границы с Сирией беспилотный летательный аппарат. Военные аналитики заявили, что он похож на российскую модель. Официальные лица в Москве заявили, что Россия не имеет никакого отношения к сбитому беспилотнику и направили в Турцию делегацию разбираться в обстоятельствах инцидента.

В начале октября Россия принесла Турции официальные извинения, когда ее самолет нарушил турецкое воздушное пространство, и на перехват в небо были подняты F-16. Русские назвали это «навигационной ошибкой».

С 30 сентября, когда Москва начала интервенцию в Сирии, вмешавшись в ход гражданской войны, она нанесла более четырех тысяч авиаударов, используя современные и модифицированные самолеты советской эпохи. На авиабазе Хмеймим в сирийской Латакии в 50 километрах от турецкой границы размещено как минимум 32 российских самолета и 16 вертолетов. Этот район является цитаделью Асада на средиземноморском побережье.

В состав российской авиационной группировки входят 12 бомбардировщиков Су-24 и 12 штурмовиков Су-25 советской эпохи, а также четыре современных истребителя-бомбардировщика Су-34, которые могут участвовать в воздушном бою.

Когда в небе над Египтом в прошлом месяце был сбит российский чартерный самолет, и все 224 находившихся на его борту человека погибли, боевые вылеты с баз на российской территории также стали выполнять стратегические бомбардировщики. Среди них шесть турбовинтовых стратегических бомбардировщиков Ту-95 и пять стратегических бомбардировщиков Ту-160. Чтобы долететь до целей в Сирии, им необходимо преодолевать иракское и иранское воздушное пространство.

Свой материал для статьи предоставила Даниела Дин (Daniela Deane).

Инцидент уже привел к значительному международному напряжению.

Через месяц после того, как Анкара строго предупредила Москву о незыблемости своей воздушной границы, турецкие военные таки сбили над границей с Сирией российский истребитель Су-24 . Данные о движении самолета сохранились на турецких радарах, говорится в сюжете ТСН.19:30 .

Российский истребитель пересек государственную границу Турции. За пять минут пилота десять раз предупреждали, требовали остановиться или изменить курс. Но он летел дальше.

Тогда турецкий истребитель F16 выпустил ракету. Сбитый Су-24 упал уже на сирийской территории недалеко от границы. Оба пилота смогли катапультироваться.

Президент России Владимир Путин, которого новость застала в Иордании, настаивает, что военный самолет в Турцию не залетал. А сами турки защищали свои дешевые нефтяные поставки из "Исламского государства".

"Сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники терроризма. Турция вместо того, чтобы прийти к нам, созывает НАТО. НАТО обслуживает ИГИЛ?", - толкует события Путин.

Фотогалерея Reuters показал фото падения сбитого над Турцией российского Су-24 (9 фото)









Пока российские вертолеты прочесывают местность в поисках обломков и пилотов, в сети появляется видео, снятое десятой бригадой Свободной сирийской армии – повстанцами, воюющими против Асада. Именно их или их соседей летели бомбить россияне.

Эксперты изучают форму бессознательного или мертвого мужчины на видео и сравнивают с фотографиями солдат на российской военной базе. И приходят к выводу, что форма похожа.

Украинские волонтеры даже знают имя пилота. Его данные публиковали еще месяц назад. Это майор Сергей Румянцев из челябинской воинской части.

О гибели россиян рассказывает один из главарей повстанцев.

"Российский самолет сбросил на нас бомбу перед тем, как залететь в турецкое пространство, где его и сбили. Наши бойцы открыли огонь по пилотам, которые приземлялись. Оба погибли. Их тела доставили сюда", - сообщил Алпаслан Селик.

Официальная Анкара утверждает, что имела полное право сбивать чужие военные самолеты над своей территорией. Тем более – после многих предупреждений.

Россияне с позицией турок категорически несогласны. Запланированную на среду поездку в Турцию срочно отменил министр иностранных дел России Сергей Лавров. МИД РФ не рекомендует никому из россиян в ближайшее время летать в Турцию. Вслед за ним прекратить продавать путевки на турецкие курорты рекомендовало федеральное агентство по туризму.

Ранее представитель группы сирийских повстанцев заявил, что его бойцы застрелили одного из пилотов российского истребителя после того, как он катапультировался. Он пояснил, что группа из двух российских пилотов пыталась приземлиться на своих парашютах на государственную территорию после того, как их сбили. Россияне были обстреляны членами его группировки: один из пилотов был убит в воздухе и приземлился он уже мертвым. Судьба второго пилота представителю повстанцев была неизвестна.


В Сирии с марта 2011 года продолжается вооруженный конфликт. Правительственным войскам противостоят отряды боевиков, принадлежащие к различным вооруженным формированиям. Россия с 30 сентября 2015 года по запросу президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада начала наносить авиаудары по объектам террористов в Сирии.

24 ноября 2015 года в 9 часов 15 минут (мск) российской авиационной группе, находящейся в Сирии, поступила боевая задача нанести удар в районе населенных пунктов Кепир - Мортлу - Захия на севере страны (северная Латакия - это горная часть, где сосредоточены боевики, в основном выходцы из Российской Федерации). Для ее выполнения были определены два экипажа самолетов Су-24М, в том числе экипаж в составе подполковника Олега Пешкова и штурмана капитана Константина Мурахтина.

В 9 часов 42 минуты самолеты взлетели с аэродрома "Хмеймим". Экипажам была назначена зона дежурства в воздухе в районе населенного пункта Маарет-Эн-Нууман на эшелонах 5800 метров и 5650 метров соответственно.

Через 20 минут после занятия самолетами зоны дежурства в воздухе с командного пункта авиабазы "Хмеймим" поступила команда на уничтожение скопления боевиков в заданном районе. Экипажи последовательно произвели бомбометание по двум заданным целям и осуществили повторный заход для поражения оставшихся двух назначенных целей. В 10 часов 24 минуты экипаж подполковника Пешкова выполнил бомбометание по цели, расположенной на удалении 5,5 километров к югу от госграницы Турции и после этого был сбит ракетой "воздух-воздух" самолетом F-16 турецких ВВС, взлетевшим с аэродрома 8-й авиабазы "Диярбакыр", расположенного на территории Турции.

По данным главнокомандующего Воздушно-космическими силами (ВКС) РФ генерал-полковника Виктора Бондарева, F-16 устроили в небе засаду для Су-24М, так как им бы не хватило времени на подлет с близлежащего аэродрома. Су-24М находился в зоне обнаружения радиолокационной станции ВВС Турции в течение 34 минут.

В 10 часов 25 минут руководитель полетов российских самолетов зафиксировал пропадание радиолокационной отметки на индикаторе кругового обзора от Су-24М. На его дальнейшие запросы и запросы экипажа самолета ведущего подполковник Олег Пешков не отвечал.

Командир экипажа и штурман успели катапультироваться до крушения самолета, но истребитель был сбит над районом, где шли бои между сирийской армией и террористами.

Командир Олег Пешков, оказавшийся близко к позициям джихадистов, погиб в результате обстрела боевиков с земли во время приземления. Позже о своей причастности к убийству летчика заявил гражданин Турции Альпарслан Челик.

Штурмана Константина Мурахтина отнесло ветром в сторону, и точность стрельбы крупнокалиберных пулеметов оказалась неэффективной. Он приземлился неповрежденным и, чтобы не перехватили боевики, тут же отключил аварийный маяк, зная, что автоматически поданный им сигнал бедствия уже принят на российской авиабазе. После этого постарался максимально удалиться от места приземления. Пройдя по горам около пяти километров, он нашел укрытие, в котором и замаскировался.

Через 15 минут после того, как стало известно, что самолет сбит, началась поисково-спасательная операция с целью эвакуации российских летчиков с места приземления. Она продолжалась более 12 часов. Операцию проводили российские и сирийские спецподразделения с привлечением вертолетов Ми-8. В ходе нее один из вертолетов в результате огня из стрелкового оружия получил повреждения и совершил вынужденную посадку на нейтральной территории. В вертолете находилась спасательная группа - 12 человек. В результате обстрела вертолета погиб российский морской пехотинец Александр Позынич, участвовавший в спасательной операции.

Сирийские военные вовремя среагировали и под огневым прикрытием вывели группу из-под удара. Проведенными действиями личный состав поисково-спасательной группы и экипаж вертолета были эвакуированы. Вертолет был уничтожен минометным огнем с территории, подконтрольной бандформированиям. Операция по поиску и спасанию экипажа подбитого российского бомбардировщика продолжилась.

Кроме группы поиска в данном районе также активно вели охоту за российским пилотом боевики и ряд других подразделений, оснащенных современным специальным оборудованием для пеленга.

Поэтому штурман вел себя очень осторожно и не выходил в эфир, хотя у него была аварийная УКВ-радиостанция индивидуального пользования.

Обнаружить сбитого пилота спасателям помогла специальная аппаратура, входящая в комплект НАЗ (носимый аварийный запас). Благодаря системе кодирования, правильный ее сигнал может принять только специальная аппаратура, а чужаков она отправляет совсем в противоположную сторону. Поэтому джихадисты и не смогли обнаружить российского пилота, хотя порой в процессе поиска приближались к Мурахтину едва ли не на расстояние нескольких метров.

Штурман сумел продержаться на вражеской территории 12 часов, пока ему на выручку не подоспели российские морпехи и сирийский спецназ. Константин Мурахтин был доставлен на военную авиабазу около четырех утра 25 ноября. Как только летчик оказался в безопасности, по району, где проходили его поиски, в течение длительного времени наносились массированные удары российскими бомбардировщиками и реактивной артиллерией сирийских правительственных войск. Действовавшие в этом районе террористы и другие таинственные группы были уничтожены.

Тело погибшего командира Су-24 Олега Пешкова оказалось у боевиков. 29 ноября оно было передано из Сирии турецким властям. На следующий день его отправили в Россию. 2 декабря погибшего летчика похоронили в Липецке.

Морского пехотинца Александра Позынича похоронили на его родине в Новочеркасске в Ростовской области.

Указом президента РФ Олегу Пешкову посмертно было присвоено звание Героя России. Константин Мурахтин и Александр Позынич (посмертно) награждены орденом Мужества.

Летчики Олег Пешков (посмертно) и Контантин Мурахтин также были награждены орденами и медалями Сирийской Арабской Республики.

Сразу после инцидента со сбитым российским военным самолетом президент Турции заявил, что Су-24 вторгся в турецкое воздушное пространство, и в течение пяти минут ему было сделано десять предупреждений, а также что ВВС Турции действовали в рамках правил реагирования на угрозы.

Генштаб РФ заявил, что самолет границу не пересекал, это подтверждают данные сирийской ПВО. Российский летчик, который был спасен в Сирии после падения Су-24, рассказал, что Турция никак не предупреждала экипаж о якобы нарушении границы этой страны - "ни по радиообмену, ни визуально", "вообще не было контакта".

Российский военный атташе в Турции посетил генеральный штаб турецких вооруженных сил, чтобы получить материалы якобы имевших место 24 ноября аудиопереговоров экипажа турецкого истребителя F-16 с пилотами российского бомбардировщика Су-24. Однако ему было сообщено о невозможности передачи каких-либо материалов, касающихся атаки 24 ноября турецким истребителем F-16 российского самолета. Более того, представители турецкого генерального штаба сообщили, что какие-либо подобные материалы в СМИ они не распространяли.

От турецкой стороны после трагедии не последовало ни извинений, ни предложений помощи в поиске и эвакуации экипажа. Президент РФ Владимир Путин назвал удар по российскому самолету "ударом в спину" со стороны пособников террористов и подписал указ о мерах по обеспечению нацбезопасности и специальных экономических мерах в отношении Турции. По распоряжению президента РФ российская военная база в Сирии была оснащена комплексом ПВО С-400. Кроме того, все действия ударной авиации РФ в Сирии теперь осуществляются только под прикрытием самолетов-истребителей, а крейсер "Москва", оснащенный системой ПВО "Форт", аналогичной С-300, занял район рядом с Латакией для усиления противовоздушной обороны.

В связи с историей со сбитым российским Су-24 в отношениях Турции и России возник кризис. Москва резко ограничила сотрудничество с Анкарой, заморозив совместные проекты, запретив импорт ряда турецких товаров, приостановив деятельность находящихся под юрисдикцией Турции организаций на территории России и остановив чартерные воздушные перевозки между странами.

В конце июня 2016 года президент Турции Тайип Эрдоган сделал первый шаг для налаживания отношений, направив российскому руководству письмо, в котором извинился за сбитый самолет Су-24, выразил слова сочувствия и соболезнования в связи с гибелью его пилота. Этим жестом Анкара выполнила условия, поставленные Россией: принесла извинения и начала следственные действия по отношению к предполагаемому убийце российского пилота.

Первая после кризиса в двусторонних отношениях встреча президентов России и Турции Владимира Путина и Тайипа Эрдогана прошла в Санкт-Петербурге 9 августа 2016 года. Главным результатом переговоров стал перезапуск отношений Москвы и Анкары.

Имя погибшего в Сирии пилота российского Су-24 Олега Пешкова увековечено на стеле памятника погибшим летчикам на площади Авиаторов в Липецке, мемориальная доска памяти летчика установлена в селе Косиха под Барнаулом, где Пешков родился и вырос. Школе в Липецкой области, где учатся дети героя, и где он сам не раз выступал на уроках мужества, присвоено имя летчика.

Ученики алтайской школы-интерната с первоначальной летной подготовкой получают стипендию имени Пешкова. В Екатеринбурге, где Олег Пешков учился, установлен его барельеф. Еще один бюст находится в военной части Белогорского района Амурской области, где Герой России прослужил семь лет. В Липецком авиацентре его имя было присвоено бомбардировщику Су-34, который пилотирует полковник Юрий Грицаенко, под командованием которого служил Олег Пешков.


Атака на Су-24М: чем ответит Путин?

Российско-турецкий кризис переходит, похоже, в «горячую фазу»

На территории Сирии, предположительно, в результате обстрела с земли был сбит самолет Су-24М российской авиагруппы. Об этом 24 ноября заявили в Минобороны РФ.

Самолет находился на высоте шесть тысяч метров. Судьба летчиков уточняется. По предварительным данным, пилотам удалось катапультироваться, - заявили военные.

По сообщению Министерства, фронтовой бомбардировщик Су-24М находился исключительно над территорией Сирии, что зафиксировано данными объективного контроля.

Ранее турецкая газета Hurriyet Daily News сообщила, что российский самолет был сбит турецким истребителем F-16 после того, как нарушил воздушное пространство страны. Самолет упал в сирийской провинции Латакия. Экипаж катапультировался и, по сообщению турецких СМИ, задержан местными ополченцами.

После инцидента премьер Турции Ахмет Давутоглу обсудил с начальником Генштаба и главой МИД ситуацию на границе с Сирией.

Напомним, 3 октября российский самолет Су-30 совершил кратковременный, на несколько секунд, заход в турецкое воздушное пространство. Главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что истребитель был вынужден нарушить воздушное пространство Турции, выполняя противоракетный маневр от неких средств ПВО.

Эксперты предупреждали о том, что ситуация в Сирии вскоре может поменяться. Дело в том, что 17 ноября госсекретарь США Джон Керри заявил, что США начинают совместную операцию с Турцией, чтобы полностью взять под контроль северную границу Сирии. Как отмечал директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров, цель ее может быть одна - взять под контроль 98-километровый коридор в районе города Джарабулус, через который с территории Турции боевики в Сирии получают вооружение, боеприпасы, деньги и наемников.

В ноябре США перебросили на авиабазу Инджирлик на юге Турции 13 штурмовиков А-10, шесть истребителей ВВС США F-15С, 12 самолетов-заправщиков KC-135, 11 боевых беспилотников MQ-1 Predator. Ожидается прибытие еще шести F-15E. По информации турецких СМИ, в состав авиагруппы коалиции на базе Инджирлик также входят 14 истребителей F-16 ВВС Турции. Американские самолеты F-15С предназначены для завоевания превосходства в воздухе и вооружены двумя типами ракет класса «воздух-воздух» - средней дальности MRM и малой дальности SRM.

Востоковеды не раз говорили, что Турция готова к открытой пикировке с Россией в Сирии. Так, 20 ноября премьер Ахмет Давутоглу объявил, что военное присутствие России в Сирии оправданно до тех пор, пока Москва воюет с ИГ *. Это заявление прозвучало одновременно с обвинениями России в нанесении ударов по позициям туркмен в Сирии. Тогда Анкара обвинила Россию в нанесении удара по поселению Байырбуджак. На сайте МИД Турции было размещено сообщение, в котором было подчеркнуто, что «действия российской стороны не являются борьбой с терроризмом, осуществляются бомбардировки мирных туркменских сел, и это может привести к серьезным последствиям».

Напомним, этнические туркмены (туркоманы), воюющие против Башара Асада, при поддержке авиации Турции и США организовали операцию против исламистов на севере Сирии и, как писали турецкие СМИ, включились в «гонку за Алеппо» - одновременно с наступлением правительственных войск.

И все же, как был сбит наш самолет? Точного ответа на этот вопрос пока нет.

Командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО в 1998-2001 годах, генерал-лейтенант запаса, Герой России Валерий Горбенко говорит, что обычные ПЗРК не добьют до самолета, находящегося на высоте 6 км.

Поэтому наш Су-24М мог сбить турецкий истребитель - ракетой класса «воздух-воздух». Мог пустить ракету либо мобильный ЗРК, подтянутый к границе, либо ЗРК, обладающий достаточно большим радиусом действия, которые есть у турецкой армии, например, комплекс i-Hawk. На основе имеющейся информации сложно делать какие-то выводы: был ли наш самолет сбит намеренно, либо его атака - результат несогласованных действий. Но то, что наше вмешательство в сирийский конфликт туркам, поддерживающим оппозиционеров, не нравится - это факт.

3 и 6 октября российские самолеты нарушали воздушное пространство Турции. Эрдоган тогда заявил, что Турция больше не допустит нарушений своего воздушного пространства ВКС РФ. Сейчас Анкара утверждает, что российскому бомбардировщику было вынесено 10 предупреждений и спустя 5 минут самолет был сбит.

Тогда наши самолеты находились в воздушном пространстве Турции секунды и, конечно, не намеренно. Российская антитеррористическая операция согласована со всеми странами региона, в том числе и с Турцией. По идее, никакой потенциальной угрозы нашим самолетам не должно быть, если только со стороны боевиков…

Самолет, который по ошибке залетел в чужое воздушное пространство, по существующим нормам должен как можно быстрее его покинуть. Если вдруг он потерял ориентировку, то ему необходимо включить сигнал бедствия для того, чтобы свои наземные службы определили его местоположение и помогли вернуться.

Возможно, турецкие F-16 дежурили в воздухе. Аэродром в Латакии находится в относительной близости от турецких границ. Кроме того, турки постоянно наблюдают за нашими самолетами и знают систему захода на посадку и т. д.

Отмечу, что если фронтовой бомбардировщик был сбит F-16, то как такового воздушного боя не было. Су-24М сложно тягаться с истребителем. В таком случае F-16 зашел с задней полусферы и произвел пуск ракеты. А наш не смог уйти, хотя на Су-24М, вроде, и есть ИК-ловушки - но их могли не успеть применить, либо они просто были не заряжены.

В Минобороны говорят, что данные объективного контроля свидетельствуют о том, что наш самолет находился исключительно в воздушном пространстве Сирии.

Проводка самолета на этапе полета в любом случае осуществлялась. Другое дело, примут ли во внимание наши данные со спутников? Или на нас снова все бездоказательно повесят, как это бывало и ранее…

Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров убежден, что российский ответ должен быть максимально жестким.

Если мы идем на войну, как вы считаете, нужно воевать или торговать? Конечно, воевать. Я о такой ситуации предупреждал давно. Это было неизбежно по причинам, о которых уже неоднократно говорилось. Был лишь вопрос времени, когда американцы или турки собьют наш самолет. И теперь нет ничего удивительного в том, что это произошло.

Что мы должны предпринять в ответ?

Как специалист по Турции, который много лет изучает эту страну, в том числе психологические особенности военнослужащих, могу с уверенностью сказать, что чем жестче будет наш ответ, тем лучше. Самое слабое место у Турции - это курдский вопрос. Поэтому мы должны прямо поддержать курдов, как в Сирии, так и в Турции.

Помимо этого необходим комплекс других мер. Нужно ввести жесткий визовый режим с Турцией, свернуть экономическое сотрудничество. МИД должен, наконец, обратиться к нашим гражданам и объяснить, чтобы они не ездили туда отдыхать, так как это очень опасно. Турфирмы же нужно предупредить, что если они будут продолжать продавать туры в Турцию, это будет грозить им неприятными последствиями, вплоть до уголовных дел.

Но ведь Турция член НАТО, как отреагирует альянс на эти действия с нашей стороны?

Несколько лет назад, когда начались волнения курдов в Турции, многие тоже задавались вопросом, как на эту ситуацию повлияет то, что страна входит в НАТО. Но ответ прост - никак. Вы же не думаете, что НАТО будет вмешиваться во внутренние дела Турции? Повторюсь, для Анкары самый болезненный вопрос - это курды, и мы должны этим воспользоваться.

Наша реакция должна быть максимально жесткой, даже жестокой. Если этого не произойдет, подобные инциденты, без сомнения, будут продолжаться. Хватит нерешительности. На войне всегда действуют жестко и конкретно.

Востоковед, заместитель руководителя отдела канала «Русия аль-яум», автор книги «Вся Сирия» Сергей Медведко считает, что своими действиями Турция фактически поставила себя на сторону «Исламского государства».

Безусловно, этот инцидент не улучшит отношения между Россией и Турцией, и без того напряженные по причине различного подхода к сирийской проблеме. Мы уже не раз обвиняли Турцию, прямо или косвенно, в том, что она занимает неконструктивную позицию в борьбе с «Исламским государством».

Во-первых, Турция открывает свои границы для боевиков ИГ, чтобы они могли скрываться от сирийских войск или ударов российской авиации. Во-вторых, она организует и обеспечивает ИГ финансовую поддержку, перерабатывая на своих заводах и продавая нефть, незаконно поступающую с территории Сирии. Это главный источник поступления денег в «Исламское государство», на которые они вербуют наемников по всему миру. В-третьих, турки прямым образом перебрасывают через свою территорию боевиков и наемников, то есть занимаются реальным обеспечением экстремистов людьми. Не говоря уже о том, что Турция, вероятней всего, поставляет боевикам вооружения. Сколько бы его не уничтожалось на территории Сирии, оно возникает вновь, причем зачастую имеет американское происхождение.

В этом контексте инцидент с самолетом может стать «последней каплей» в наших отношениях или стороны предпочтут его «замять»?

Пока мы не знаем всех деталей. Если самолет действительно нарушил воздушное пространство Турции, это могло быть нарушением со стороны российского летчика. Другой вопрос - причины этого нарушения. Не исключено, что у пилота вышло из строя оборудование, и он просто не мог выйти на связь или скорректировать свое положение. Может быть, он отклонился из-за обстрела ПЗРК… В любом случае, турки не должны были подходить к этому вопросу сугубо с формальной точки зрения.

Они прекрасно знают, что российская авиация не наносит ударов по турецкой территории и не расценивает Турцию как враждебное государство. Если бы Анкара была заинтересована в улучшении или хотя бы сохранении отношений, они бы не сбивали наш бомбардировщик. Они вполне могли вести и контролировать самолет, и только если бы он собирался атаковать турецкие объекты, давать команду на уничтожение.

Но сбивать самолет, который, как они знают, только что отбомбился по объектам ИГ, против которого Турция, якобы, тоже воюет, - это откровенно недружественный шаг. Они сбили наш самолет и тем самым поставили себя на сторону «Исламского государства».

Какой должна быть наша реакция на такие действия?

Ответные меры, особенно в экономической сфере, были бы нормальным шагом. Такие прецеденты имеются. Мы должны дать понять туркам, что не потерпим такие действия. Надеюсь, мы не будем отвечать ударом на удар, и сбивать их самолет. Но «прищемить хвост» и свернуть, например, экономический поток наших туристов или воздействовать другими экономическими рычагами, необходимо.

Наши дипломаты и военные должны активно вмешаться в ситуацию. Проблему нужно решить мирно, хотя, конечно, оружие уже было пущено в ход.

Сирийский кризис в силу того, что Турция открыто выступает против правительства Асада, которое мы поддерживаем, распространяется и на экономическую сферу. В том числе на такой важный для обеих стран проект, как газопровод «Турецкий поток». Там и так не все гладко, не исключаю, что сейчас возникнут дополнительные проблемы в его реализации.

Авиационная группа ВКС России в Сирии была сформирована по решению Верховного главнокомандующего ВС РФ 30 сентября 2015 года в районе Латакии на авиационной базе Хмеймим. Первоначально в состав авиационной группы входило 50 самолетов и вертолетов. 20 ноября 2015 года министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что авиагруппировка увеличена до 69 самолетов. В состав группировки входят самолёты-истребители Су-27СМЗ, СУ-30СМ, Су-34, Су-24М, Су-25М, вертолеты МИ 24 и Ми-8, а также Ту-160 и Ту-95 МС.

Рекомендуем почитать

Наверх