Богоявленский кафедральный собор в елохове. Богоявленский кафедральный собор в елохове Хамовная слобода: историческая справка

Шри-Ланка 01.04.2024
Шри-Ланка

Икона Воскресение Христово .

Выполнены реставрационные работы всего фасада собора, заменены все кровли. На четырех малых главах сделана кровля с напылением, имитирующим позолоту. Большая глава собора и глава колокольни позолочены сусальным золотом.

Проведено благоустройство двора и реконструкция жилых корпусов, жильцы из которых были переселены в благоустроенные квартиры. В этих помещениях был создан храм в честь Св. Василия Блаженного - в нем совершается таинство крещения. В этих же корпусах оборудована трапезная для приема гостей, столовая для обслуживающего персонала, просфорня, различные складские помещения, гараж. На месте снесенных ветхих зданий оборудовано постоянное место для освящения и раздачи святой воды с мозаичной иконой Крещения Господня и навесом. Постоянно продолжаются работы по благоустройству и поддержанию собора в хорошем состоянии.


Икона Богоявление Господне - Крещение .

Первое храмовое строение (деревянное) возведено в середине XVII века. Предназначалось для приходской церкви подмосковной дворцовой слободы Елохово.

В 1694 году заменено новой деревянной постройкой, просуществовавшей недолго.

С 1717 (или 1722) по 1731 год на ее месте производилось сооружение каменного храма , начатое при содействии императора Петра Великого и царевны Параскевы Иоанновны. В 1790 году была перестроена трапезная и пристроена четырехъярусная колокольня. Обновление храма осуществлялось в 1837-1845 годах по проекту архитектора Е.Д. Тюрина.

В новосозданном архитектурном ансамбле были сохранены трапезная и колокольня XVIII века.

С 1945 года Богоявленская церковь является кафедральным патриаршим собором.

Главный алтарь собора посвящен Святому Богоявлению , Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела: левый - во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских , Чудотворца, правый - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы .






Престольные праздники храма совершаются соответственно 6/19 января, 6/19 декабря и 9/22 мая, 25 марта/ 7 апреля.

Наиболее чтимые святыни храма - мощи великого молитвенника за Русскую землю святителя Московского Алексия (ум. 1378; память 12/25 февраля и 20 мая/ 2 июня, 5/18 октября); чудотворная (память 8/21 июля и 22 октября/ 4 ноября).

Богоявленский собор явился главным местом торжеств и при избрании на Московский Патриарший престол митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия в 1945 году и митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена в 1971 году. Для участия в этих торжествах в Москву в Елоховский собор снова приезжали многие предстоятели поместных церквей.

В 1978 году настоятелем Богоявленского Патриаршего кафедрального собора был назначен протоиерей Матфей Стаднюк с возведением в сан протопресвитера. Он служит в соборе и по настоящее время. Отец Матфей пользуется большим уважением и любовью прихожан.

В этот день православный народ, как и во времена смут и распрей, с верой и надеждой обратил свои взоры к Богоматери. Святейший Патриарх Алексий II со многими архипастырями горячо молился о спасении России у престола Божия и перед Чудотворной иконой Владимирской Божией Матери.

И она не попустила разлиться вражде и ненависти по лицу земли Русской.

Богоявленский кафедральный собор хранит великие святыни русского Православия.

В 1930 году в собор была принесена чудотворная икона Божией Матери «Казанская» . Образ является одним из первых списков с образа Божией Матери, открытого в 1579 году в городе Казани. В 1612 году чудотворный образ Божией Матери был принесен из Казани в Москву воинами, пришедшими на помощь в борьбе против напавших поляков. С верою приняли ратники святую икону, от которой стали являться многие чудеса. Узнав о помощи Божией Матери воинам, князь Пожарский, шедший на помощь Москве со своими ратниками, взял чудотворную икону с собой, и воины постоянно прибегали к ней с теплыми молитвами о помощи.


Икона Божией Матери «Казанская» - чудотворный образ.

В 1613 году напавшие враги, потеряв надежду на победу, сами сдали Кремль и просили у князя Пожарского пощады. В честь этого был совершен крестный ход с Казанскою иконою Богородицы для принесения Господу и Пресвятой Его Матери торжественного благодарения за избавление от врага. По изгнании врага из Москвы князь Пожарский поставил святую икону Казанской Божией Матери в церковь Введения во храм Богородицы на Сретенке. После создания и освящения в 1636 году Казанского собора на Красной площади в него была перенесена чудотворная икона Божией Матери.

Святость его жития, засвидетельствованная от Бога пред соотечественниками, в совершаемых им чудесах, была известна и иноплеменникам, не веровавших во Христа. Во времена татаро-монгольского ига у хана татарского Чанибека (Джанибека) ослепла жена, и он обратился к князю: «Слышали мы, что есть у вас служитель Божий, который о чем ни помолится - будет услышан Богом. Отпустите его к нам». Святитель Алексий при крепкой своей вере в Бога и надежде на Его всесильную помощь отправился в столицу хана и молитвою своею исцелил болящую, возвратив ей зрение. И в трудные годы XX столетия святитель Алексий не оставлял свою Всероссийскую паству.

Усердно помогал святителю Алексию в его многолетнем иноческом подвиге, соединенным с ревностным служением Церкви и Отечеству, преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской. Святитель Алексий является молитвенником и предстателем за русский народ пред Богом. Большим благоговением окружены мощи Святителя, которые являются одной из великих святынь верующих Москвы и всего православного мира.

В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освещена на святой Афонской горе в скиту святого Пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле . В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы», принадлежащей выше сказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».


Икона Божией Матери «Млекопитательница» .

В Никольском приделе собора расположена очень древняя икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца . Во время революции 1917 года образ охранялся государством. Есть предание, что 5 мая 1616 года на месте ныне существующего собора был построен и освещен в присутствии царя деревянный храм во имя святителя Николая.


Икона. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец - чудотворный образ.

Святитель Николай чтится во всем мире. К образу святителя подходят с большой верой не только православные, но и иноверцы. Отойдя от иконы, они говорят: «Как Он нам во всем помогает!». Святитель и чудотворец Николай прославился великими делами благотворения: «Там Он спасает от тяжкого рабства пленных; здесь питает во время голода отчаянных; в одном месте возвращает погибших младенцев матерям безутешным; в другом избавляет от позорной смерти невинно осужденных, то предупреждает преступления, которыми угрожает нищета; то спасает на море тонущих и попавших в беду путешествующих; то неожиданно награждает ослабевающее усердие к благочестию».

В 1991 году собор стал местом пребывания вновь обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского . По пути из Петербурга в Серафимо-Дивеевский монастырь в течение нескольких месяцев мощи святого находились в Богоявленском соборе. С раннего утра до глубокой ночи нескончаемым потоком шел народ к мощам преподобного Серафима Саровского. Торжественная встреча и проводы собрали небывалое количество верующих. Особенно торжественны и трогательны были проводы преподобного, когда при выходе из собора тысячи прихожан со слезами умиления пели, как и предсказывал преподобный Серафим, пасхальные песнопения, хотя это были дни не пасхальных торжеств.


Икона. Великомученик целитель Пантелеймон .

Тысячи верующих стояли в очереди, чтобы подойти к святыне. Приводили большое количество больных, среди них были и одержимые, которые получали облегчение от тяжкого недуга.


Икона Божией Матери «Взыскание Погибших» .

Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» - очень древняя и редкая икона. Празднуется 5/18 февраля.

Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII - начала XIX вв.

С использованием материалов из книги «Богоявленский кафедральный собор», Москва, 2001 год.

Был построен тщанием Святейшего Патриарха Адриана и в 1700 году им же освящен. До построения собора здесь находились три каменных церкви - Успенская, Николаевская и Сергиевская. Он их объединил: в верхнем этаже разместился храм святителя Николая Чудотворца, в нижнем – трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне – храм Успения Божией Матери. Четыре года ушло на его построение и благоукрашение– с 1696 по 1700-й. Патриарху при возведении собора деятельно помогали игумен обители Симон с братиею и келейник Святейшего иеромонах Герасим.

Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины. В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном – монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при Патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено.

В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью, - позлащенными клеймами, изображающими евангельские события, а алтарь в 1717 году был украшен живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась.

Около верхней Николаевской церкви с двух сторон, с северной и западной, выдаётся обширная и светлая паперть, огибающая верхний храм с севера и с запада. Она была оштукатурена и в 1766 и 1767 годах сплошь покрыта хорошею живописною работою с лепными украшениями, благолепными альфресковой работы рамами, изображающими в большинстве своем житие и чудеса святителя Николая.

При митрополите Платоне в 1776–1778 гг. в Никольском верхнем храме собора был настлан чугунный пол вместо деревянного. В 1800 году на западной стене появились хоры, на которые входили с паперти, великолепно расписанные живописью. На них во время архиерейских богослужений пели семинарские певчие.

В северо-восточной стороне Николаевской церкви, над самым входом в нее, возвышается колокольня, почти такой же высоты, как и сам храм с куполом, - разделяющаяся на пять ярусов, из них в первом находится вышеуказанный вход в церковь, во втором по сведениям восьмидесятых годов 19-го века, была монастырская ризница, в третьем – небольшая, расписанная в 1767 году превосходной работы иконописью в сребропозлащённых клеймах церковь в честь Успения Божией Матери, в четвертом в 1784 г. были устроены боевые с четвертями часы, в пятом висят самые колокола, составляющие церковный звон.

В 1787 году, при митрополите Платоне, Успенская церковь внутри вся возобновлена и покрыта сплошь золотом и серебром. Впоследствии она реставрировалась неоднократно. Служба в ней за малой вместимостью совершалась только в храмовой праздник, что за редкими исключениями соблюдается и по сей день.

В нижнем этаже располагается храм Преподобного Сергия Радонежского, - теплый зимний храм, состоящий из трех частей – алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посредине столпом. Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии. Стены Сергиевского храма были в 1737 году покрыты живописью, впоследствии неоднократно обновлявшейся, иконостас был резной, весь вызолоченный. В серебряной ризе, сделанной в 1865 году, здесь находилась копия с храмовой иконы Николая Чудотворца, что стояла в Никольском храме в золотой ризе. В 1808 году при митрополите Платоне в Сергиевской церкви были сделаны новые чугунные полы. В 1894 года вместо прежнего деревянного иконостаса был сделан прекрасный двухъярусный иконостас из итальянского мрамора в византийском стиле.

Объект культурного наследия федерального значения.

Собор Николая Чудотворца построен в 1846 году на месте сгоревшего деревянного храма униатской церкви. В Восточной Польше униатская (греко-католическая) церковь имела очень сильные позиции. Но после включения этих земель в состав России униатство было ликвидировано, а верующие переведены в православие. Известно, что в 1897 году собор Николая Чудотворца посещал российский император Николай II.

Собор Николая Чудотворца относится к Белосток-Гданьской епархии Польской православной церкви. Храм выполнен в стиле классицизм и состоит из главного однонефного молитвенного зала и колокольни. В плане здание представляет собой крест.

В 1990-х годах собор Николая Чудотворца отреставрировали. В 1991 году его посетил Папа Римский Иоанн Павел II в знак уважения ко всем религиям.

http://www.fotex.biz/countries/poland/bialystok/4885001410/



Земли нынешнего Белостокского воеводства были просвещены православной верой в XI-XII вв. и окормлялись Киевскими и Галицко-Волынскими архиереями. Эта территория издревле именовалась Подляшьем из-за своего положения на рубеже «земли ляхов». Сам Белосток был, по легенде, основан в 1320 литовским вел. кн. Гедимином, однако первое достоверное упоминание о поселении в этом месте относится только к 1437 году.

Своим расцветом край был обязан гр. Браницким, которые сделали Белостокский двор своей главной резиденцией и построили здесь богатый дворец. В 1749 Король Август III даровал Белостоку городские права. По Тильзитскому миру он в 1807 вошел в состав Российской империи, став центром одноименной области. С 1842-1843 Белосток — уездный город Гродненской губ. В церковном отношении край был частью учрежденной в 1798 Брестской епархии с центром в Новогрудке, а с 1828 — Литовской.

В Белостоке первоначально имелся деревянный православный храм. К 1822 относится первый известный проект постройки каменной церкви, однако, нынешний Никольский собор датируется 1843-1846 и его проект был составлен в Петербурге в Комиссии проектов и смет. Освятил новый храм известный церковный деятель, архиепископ Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), борец с унией. При ремонте церкви в 1910 художник Михаил Авилов расписал интерьеры в васнецовском стиле (сохранилось изображение Воскресшего Спасителя на Горнем месте).

Наиболее почитались в храме Белостокская икона Божией Матери и икона свт. Николая. В память Императора Николая I серебряную ризу на Белостокскую икону устроил зимой 1854-1855 лейб-гвардии Преображенский полк, а на храмовый образ — в 1877-1878 расквартированная в городе 26-я артиллерийская бригада. В соборе молились Императоры Александр I и 25 августа 1897 — Николай II. Действовало Братство Божией Матери «Всех скорбящих радости».

Сравнительно небольшой храм стал со временем тесен для прихожан и находившихся в городе воинских частей, и поэтому с конца XIX века стал обсуждаться вопрос о постройке нового Воскресенского собора. По ходатайству архиепископа Литовского и Виленского Иувеналия (Половцева) для него был бесплатно предоставлен казенный плац. По ряду причин, в том числе из-за нехватки средств (первоначальная смета составляла 114 133 руб.), гродненский губернский архитектор И. К. Плотников только в 1905 составил проект храма в «московско-ярославском» стиле. Этот проект не был реализован. Строительство началось после одобрения в 1911 нового проекта, с элементами византийского и древнерусского зодчества, принадлежавшего К. П. Донцову, младшему архитектору губернского правления.

За несколько дней до прихода в 1915 немецких войск величественный пятиглавый собор с колокольней был вчерне закончен, но после войны польские власти отобрали его у православных. Целых 13 лет прихожане требовали вернуть здание, которое постепенно разрушалось. Соборную площадь в дни праздников отдавали под балаганы, а купола использовали для устройства аттракционов. «Дивный, очень большого размера храм, на просторной площади посреди города, стоит ныне, обросший травами по карнизам, а на одном из куполов — вздымается береза», только «золоченые кресты на куполах... сияют в лучах солнца, как новые», — так выглядело в 1937 здание. По предписанию Белостокского воеводы от 12 апреля 1938 г. собор был взорван и на его месте (ул. Сенкевича) выстроено доныне существующее здание полицейской комендатуры.

Судьба Воскресенского собора — не исключение. Уже в начале 1920-х были закрыты, а затем перестроены под костелы или уничтожены все воинские храмы Белостока: Успенский — 64-го Казанского пехотного полка (после 1902, ныне костел на ул. Траугутта), Никольский — 4-го Мариупольского гусарского полка (деревянный, в 1897 перестроен из бывшего царского павильона), свв. Захарии и Елисаветы — 4-го Харьковского уланского полка (1911), а также домовые церкви при мужской гимназии и реальном училище. На Кавалерийской ул. сохранилась лишь перестроенная бывшая полковая церковь прп. Серафима Саровского.

Чуть раньше вышеупомянутой приходской Никольской церкви была освящена в 1830 в бывшем дворце Браницких Александро-Невская церковь, выдержанная в классицистическом стиле. Проект иконостаса составил известный зодчий А. П. Мельников, в работах участвовал дворцовый архитектор К. Ратгауз. Иконы написали профессора Академии художеств А. Е. Егоров и В. К. Шебуев. В 1841 во дворце открылся Институт благородных девиц, и церковь стала институтской. Когда Польша обрела независимость, польские власти закрыли храм и ныне, в здании, которое занято Медицинской академией, от него не осталось и следа.

Гонения на Православие в межвоенный период коснулись и Никольского прихода. В 1935-1936 его едва удалось отстоять от т. н. «Кола православных поляков имени маршала Пилсудского», которое ратовало за полонизацию Православной Церкви. В 1951 были определены границы новой Белостокско-Бельской епархии (впоследствии Белостокско-Гданьской), и Никольский храм стал ее кафедральным собором. В 1955-1958 был проведен ремонт собора, в 1956 в нем была освящена нижняя церковь прп. Серафима Саровского, где поставили иконостас из прежней полковой Серафимовской церкви. В 1975-1976 старые росписи были со стен сбиты, и храм заново расписал художник Иосиф Лотовский.

В 1981 Белостокскую епархию возглавил архиепископ Савва (Грыцуняк), который постоянно жил при храме. В том же году, по его благословению, было учреждено Братство православной молодежи, ныне крупнейшее в Польше. В мае 1991, впервые в польской истории, православный храм посетил римский папа Иоанн Павел II, которого принимал сам архиепископ Савва. С 1998 он в сане митрополита возглавляет Польскую Православную Церковь, а епархией управляет епископ Иаков.

Никольский собор — хороший образец позднего классицизма. Над его основным объемом на высоком световом барабане возвышается массивный шлемовидный купол, куполом. Над входом — одноярусная колокольня. Архитектурное оформление отличается скромностью: треугольные фронтоны, пилястры, сухарики, полуциркульные окна. На звоннице — семь колоколов, самый большой из которых весит 27 пудов. Внутри сохранился трехъярусный иконостас времени постройки храма, созданный в Вильне. Он выкрашен в белый цвет, позолочен и украшен богатой резьбой. Иконы царских врат написал в 1844 художник Малахов. У правого клироса висит Белостокская икона Пресвятой Богородицы. Это список 1940-1950-х с чудотворного образа, пропавшего после эвакуации в Россию в годы Первой мировой войны. Перед иконой постоянно служатся молебны.

Главной святыней храма являются нетленные мощи мч. младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского), перенесенные 22 сентября 1992 из собора г. Гродно в Белоруссии. Гавриил родился и жил в 1684-1690 в дер. Зверки (Зверьки), в 8 км к югу от Белостока. Как указано в житии, он был с ритуальной целью «умучен жидами». В 1746 заблудовский храм, где погребли св. младенца, сгорел, но его мощи уцелели и были перенесены в Слуцкий Троицкий монастырь. Тогда же было установлено и празднование памяти святого, и 20 апреля / 3 мая тысячи паломников стекаются в Белосток, Зверки и Заблудов.

Современный Белосток насчитывает до 300 000 жителей. Здесь не было, как на Холмщине, репрессий и переселений православного люда в межвоенный период и в 1946-1947, поэтому православные составляют около половины населения воеводства и 2/3 верующих Польской Православной Церкви. Помимо кафедрального собора, в городе есть православный женский монастырь, девять приходов, издательство и типография «Ортдрук».

Приписная к собору церковь св. Марии Магдалины — старейшая православная церковь (1758) из сохранившихся в Белостоке, стоит на старом кладбище, где уцелело несколько православных захоронений. Она долгое время принадлежала униатам. Около 1855 кладбище и церковь были окончательно возвращены православному приходу.

После погрома Православия, учиненного в межвоенной Польше, каждый уцелевший православный храм представляет определенную историческую ценность. Это можно сказать и о классицистическом Никольском соборе, который стоит в главном городе православной Польши и свидетельствует о долгой истории Православия в ныне католической стране.

http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1805288820.html

Дальний Восток России славится своими древними святынями – разными соборами и храмами православной веры. Они здесь были построены по желанию верующих и страждущих, которые очень хотели иметь в своем краю место для отправления служб и молений. XX век все эти строения встретили как обычно, но некоторые время испортило, и в начале 2000-х годов началась массовая реконструкция всех архитектурных религиозных сооружений Владивостока.

Восемь золотых куполов, отлитых в Задонске, украсили новый, пока не освященный храм. Внутри его украсили красивые фрески мастеров, приглашенных из известных художественных центров России. Резной алтарь, окна-розетки и прекрасное помещение для церковного хора – всё здесь как полагается. Церковный хор состоит из прихожан и прихожанок, которые сами изъявляют желание петь здесь во славу Божью. Храм был готов и освящен в 2003 году, и с тех пор его стали именовать обителью, посвященной памяти рыбаков и моряков, которые навсегда остались на море. Кафедральный собор Николая Чудотворца во Владивостоке уникально вписывается в общий ландшафт города – он стоит на главной площади, а его купола, самый большой их которых имеет вес более 250 килограмм, виднеются за чертой города и символизируют собой вечно немеркнущий свет памяти всем погибшим в водной стихии. Сюда приезжают посмотреть на храм многие паломники и туристы, чтобы воочию увидеть такой молодой, но уже приобретший такую славу собор. Здесь, естественно, есть икона Николая Чудотворца, которая, по уверениям прихожан, излечивает и исцеляет. Убедитесь в этом сами и расскажите друзьям!

Рекомендуем почитать

Наверх