Пещера Альтамира — «картинная галерея» древнего человека. Наскальная живопись пещер альтамира и ласко Рисунки из пещеры альтамира

Тайланд 29.03.2024
Тайланд

Открыл Альтамиру любитель древностей Дон Марселино де Саутуола, всю жизнь пытавшийся доказать ее подлинность и уникальность. История открытия Альтамиры очень необычна.

Как – то граф Марселино Санз де Саутуола вместе с дочерью Марией решил пройтись по своим угодьям, находящимся в провинции Кантабрия. Рассматривая одну из пещер, девочка неожиданно закричала: «Папа, смотри, там бык!»

Отец девочки, будучи страстным любителем древности, сразу обратил внимание на стены и потолок пещеры, на которых действительно были изображены животные. Тщательно осмотрев ее, Саутуола предположил, что пещере более 14 тысяч лет.

Это было первое подобное открытие, о котором никто даже не помышлял. В 19 веке многие ученые с недоверием отнеслись к открытию. Были даже разговоры, что граф специально нарисовал животных и выдал за древние рисунки. Великие умы того времени хором кричали, что древний человек не мог создать подобные изображения. Называли открытие «фокусом испанцев», чтобы привлечь внимание к своей стране.

Но через несколько лет на другом конце Земли еще в одной пещере была найдена наскальная живопись и надписи. Потом при более детальных раскопках обнаружили кости, рога животных, каменные орудия. Таких пещер по миру было найдено немало, и только тогда картинка начала складываться. Больше всего наскальных рисунков было найдено в Европе. Все дело в том, что зимы там были по – настоящему холодными, и древние люди большую часть времени проводили в пещерах.

После смерти Саутуолы рисунки были признаны подлинными. В том же году известный археолог опубликовал статью под названием «Раскаяние скептика». В ней он выражал сочувствие по поводу своего недоверия к открытию Саутуолы.

Храм древнейшего искусства

Но вернемся к Альтамире. Протяженность пещеры 270 метров. Состоит из двойных коридоров и большого зала. Учеными было доказано, что довольно продолжительное время в пещере проживали одни животные, потом их вытеснили первые люди.

Рисунки представляют собой изображения различных животных: бизонов, кабанов, оленей, лошадей. Также можно обнаружить отпечатки пальцев и даже целых ладоней.

Великолепно изображен облик животных. Они то спокойны, то готовятся к прыжку, то лениво отдыхают. Каждый рисунок несет в себе определенное действие. Нарисован он был одним движением руки, без задумок и эскизов. Четкость линий поражает и заставляет задуматься, как древнейший человек смог воссоздать такое яркое и точное изображение.

Нельзя не сказать о красках. Создавались они из естественных материалов: уголь, марганец, охра, гематиты и разводились водой или животным жиром. Изображения получались трехмерными. Достигалось это использованием естественных форм пещеры.

Нанесение живописи несло в себе определенное магическое значение. Считалось, что нарисованные животные, пронзенные копьями, притягивают удачу племени. Со сменой поколений, повторялись и рисунки на стенах. Помимо зверей, можно было заметить очертания человеческих тел и отпечатки рук, но ученые так и не смогли понять, что же они символизируют.

Альтамира в наши дни

Раскопки в пещере проводились в 1902 – 1904, 1924 – 1925, 1981 годах.

Было также доказано, что изображенные на стенах животные были созданы в эпоху палеолита. Открытие Альтамиры положило начало изучению наскальной живописи разных времен. Огромное множество подобных пещер было найдено позже во Франции, Испании, Скандинавии.

В 50х годах прошлого века, Альтамиру ежедневно посещало более 1000 человек.

Но от дыхания стольких посетителей рисунки стали сыреть и покрываться плесенью. Поэтому в 1977 году пещеру пришлось закрыть на реставрацию, потому что рисунки просто начали исчезать со стен из – за сырости. Открыли пещеру только в 1982 году, сократив при этом ежедневный поток до 20 человек.

В настоящее время попасть в Альтамиру очень трудно. Каждый день полюбоваться красотами могут не более 3х человек , по специальной записи, которая заполнена уже на три года вперед.

Каждый человек хочет знать, что его ждет в будущем и что происходило в прошлом. Возможно, с развитием технологий мы сможем узнавать свое будущее, но прошлое человечества узнать можно уже сейчас. Сделать это можно с помощью пещеры Альтамира, которая расположена в Испании.

Именно с этой пещеры началось активное распространение известий о находках все новых и новых пещер с наскальной живописью. В след за случайным открытием Альтамиры люди в различных уголках мира начали обнаруживать аналогичные объекты археологической ценности. Расположено это уникальное место в Испании около города Сантандера. Уникальность этой пещеры в том, что здесь были обнаружены наскальные рисунки, возраст которых превышает несколько десятков тысяч лет. Именно поэтому Альтамира считается объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Внутри пещеры можно обнаружить разнообразные наскальные изображения. Эти художества выполнены с применение угля, охры и иных натуральных красителей. Практически на всех рисунках изображены различные животные. Это могут быть бизоны, лошади, кабаны, а иногда просто отпечатки людских ладоней. Вся эта красота расположена на стенах, потолке, по всему периметру помещения.

Самое удивительное то, что древние жители пещеры изображали не только двухмерные изображения, но и трехмерные. Что касается самой пещеры, то она представляет собой систему из ряда комнат и коридоров. Ее протяженность составляет около трехсот метров. Большинство изображений можно обнаружить в самом большом помещении.

Альтамира всегда была популярна среди исследователей и туристов. Изначально количество посетителей достигало 300 человек в сутки. Такое обильное посещение не могло не сказаться на картинах. Из-за изменения климата и температуры воздуха, на поверхности некоторых художеств появилась разрушающая плесень. Администрация данного объекта ограничила доступ к наскальным рисункам и воссоздала атмосферу пещеры в Историческом комплексе. На сегодняшний момент количество посетителей Альтамиры ограничено до 20 человек, но зато можно увидеть полную экспозицию воссозданную в Историческом музейном комплексе.

Пещера Альтамира — ФОТО


Копии рисунков из Альтамиры в музее археологии в Брно (слева). Диорама в музее археологии Каталонии в Барселоне (справа).

Провинция Кантабрия, расположенная в северной части Испании, относится к регионам, наиболее богатым археологическими находками эпохи палеолита. Среди множества доисторических пещер, обнаруженных на этой территории пещера Альтамира, расположенная недалеко от крупнейшего центра провинции города Сантадер, занимает особое место.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

История Альтамиры ведет свое начало от археологических находок французских ученых, представленных на Всемирной выставке в Париже, состоявшейся в 1878 году. По воле случая выставку удалось посетить археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле из Испании. После увиденных на выставке древних экспонатов Саутуола принял решение досконально исследовать случайно обнаруженную им малоприметную пещеру на территории собственных владений.

Возвратившись в Испанию, Саутуола немедленно приступил к поискам артефактов, подтверждающих возможное пребывание древнего человека в темных и мрачных залах Альтамиры. Поиски продолжались довольно долго. В один из дней он решил исследовать подземные коридоры вместе со своей девятилетней дочерью Марией. С интересом разглядывая своды в главном зале пещеры, Мария случайно увидела сначала изображение бизона, а при более детальном осмотре были обнаружены и рисунки других животных.

Саутуола немедленно приступил к изучению древних петроглифов, а вскоре детально описал их в «Кратких заметках о некоторых исторических памятниках провинции Сантадер». Невзирая на отказ редакции солидного научного журнала публиковать на своих страницах материалы изданной им брошюры, о находке следов пребывания древнего человека в пещере Альтамира вскоре заговорили по всей Испании.

Наскальные рисунки в пещере

Многие вызвались посетить пещеру и воочию увидеть творения человека ледникового периода. Рисунками древнего художника заинтересовался профессор Мадридского университета дон Хуан Виланова-и-Пиера, а также король Испании Альфонс ХII. Они первыми побывали в подземной галерее эпохи палеолита Альтамиры. Маститый профессор лично убедился в подлинном происхождении рисунков и посвятил им ряд лекций в университете.

Однако поддержка профессором открытия Саутуолы встретила яростное неприятие со стороны ведущих археологов того времени профессора Картальяка и его учителя Габриэля де Мортилье. Даже не пытаясь побывать в пещере и досконально исследовать обнаруженные артефакты, ученые мужи осыпали Саутуолу и поддержавшего его Виланову насмешками и ироническими замечаниями.

Со времени обнаружения этой пещеры и до начала ХХ века подлинность наскальных рисунков вызывала сомнение во многих ученых кругах. Поэтому история открытия древних рисунков в Альтамире связана с длительным неприятием нового, что выходит за рамки обыденных знаний, яростными спорами учёных, едкими насмешками авторитетных археологов и горькими разочарованиями. Печально, но Саутуоле так и не довелось дожить до момента признания своего замечательного открытия. Лишь через много лет у входа в пещеру Альтамира возвели памятник первооткрывателю наскальных рисунков в знак благодарности человечества за его неоценимый вклад в археологию.

Маститым археологам понадобилось целых двадцать лет после открытия рисунков ледникового периода в Альтамире, чтобы после подобных находок в пещерах Ла-Мут, Марсула и Шабо признать подлинность петроглифов. На протяжении длительного времени ученые археологи той эпохи не могли смириться с мыслью, что древний человек, не подчиняясь универсальным законам эволюции, был способен создавать настоящие шедевры на стенах пещер даже без доступа солнечного света.

Наскальные рисунки, вызвавшие массу споров среди ученых археологов, по сей день вызывают неподдельный интерес у специалистов и восхищение посетителей. Выполненные древним человеком во времена ледникового периода изображения диких и одомашненных животных поражают своей достоверностью и созданной с помощью природных красок и неровностей поверхности пещерных стен иллюзией движения.

Ощущение движения нарисованных охрой, углем и гематитом животных усиливается при мерцающем пламени. Остается загадкой не только мастерство древнего художника, сумевшего изобразить животных и даже запечатлеть образ древнего человека, но и его творчество в том отделе пещеры, куда совсем не могли проникнуть лучи солнца. Кроме нарисованных животных встречаются линии, начерченные пальцами, странные фигуры и непонятные символы, обозначенные точками и штрихами. Подобные изображения существуют во многих пещерах разных стран, и каждое из них тщательно изучается специалистами.

Исследование пещеры и ее петроглифов позволило сделать ученым вывод о ее несравненной ценности. А в 1985 году Альтамире присвоено звание объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

Двойник пещеры — Альтамира-2

Как только в подлинном происхождении петроглифов перестали сомневаться, толпы желающих посетить пещеру Альтамира и собственными глазами увидеть творения древнего человека с каждым годом увеличивались, что негативным образом стало сказываться на состоянии пещеры и ее петроглифов. Появившаяся плесень из-за изменения микроклимата в пещере стала покрывать и разрушать древние рисунки.

Специалисты, следящие за состоянием Альтамиры и ее петроглифов, сначала приняли решение ограничить количество посетителей. Однако ситуация оставалась критической и петроглифы продолжали разрушаться. Оригинальное решение, принятое в начале 90-х годов, построить двойник Альтамиры с абсолютно идентичным природной пещере обликом изменило ситуацию к лучшему. Так появилась Альтамира-2.

Пользуясь красками из натурального сырья подобно людям эпохи палеолита, современные художники Педро Саура и Матильда Мускис сумели создать копии древних наскальных шедевров. Дочь Марселино Мария оказалась достойной продолжательницей идей своего отца. Будучи замужем за обеспеченным человеком, она совместно со своим мужем организовала фонд, благодаря которому стало возможным создание копии существующей Альтамиры. И вновь повторилась история. Только уже новый Король Испании со своей Королевой первыми посетили Альтамиру-2.

Альтамира-2 была создана специально для посещения туристов. Попадая в искусственно обустроенную пещеру, никто из них не ощущает, что ее сотворили человеческие руки. Альтамира-1 служит науке. Результаты исследований петроглифов показывают, что наскальным рисункам насчитывается более 14 тысяч лет, а некоторым изображениям больше 16 тысяч лет. Специалисты сумели доказать, что красные лошади были изображены раньше, чем бизоны, а росписи и таинственные знаки появились значительно позже. Наскальные рисунки Альтамиры настолько популярны, что их копии хранятся во многих музеях мира, в том числе и Мадридском Национальном археологическом музее.

Что нам известно о древних людях? Всё, что сохранилось до наших дней, в основном раскопано во время археологических экспедиций, иногда находилось при строительстве домов, но всё равно полную картину жизни и деятельности древнего человека составить до конца не удаётся. Телевидения ведь тогда не было, книг тоже. Передавали свою историю древние люди с помощью сказаний и легенд, а также с помощью рисунков, понятных всем.

В 1868 году некто Модесто Кубильяс совершил открытие – он совершенно случайно набрёл на удивительную пещеру в Кантабрийских горах в Испании. А десять лет спустя палеонтолог Марселино Санс де Саутуоло посетил эти места с исследовательскими целями, не особенно рассчитывая на ценность находки. Рисунки на стенах разглядела маленькая дочь учёного. Это были рисунки первобытного человека, обитавшего когда-то в этих пещерах – около 10-15 000 лет назад. Таким образом, уникальный образец палеотического наскального искусства стал известен миру благодаря ребёнку!

Открытие альтамирской наскальной живописи было первым в своём роде, о жизни первобытного человека миру ещё доподлинно ничего не было известно, и именно поэтому учёному не поверили и сочли всё за фальсификацию. Доказать же, что рисунки подлинные, смогли только после смерти так и не признанного учёного, так как в то же время и чуть позже были открыты и другие пещеры древних людей с подобными рисунками на стенах. С 1985 года пещера Альтамира включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Альтамира – это целый пещерный комплекс, находящийся в Испании, неподалёку от живописной деревушки Сантильяна дель Мар. Пещера длиной около трёх тысяч метров тянется далеко под сводами гор. Древние люди, обитавшие здесь, оставили рисунки животных, на которых охотились в ближайших лесах. На стенах и потолке воспроизведены бизоны, кабаны, зайцы, лани и другие животные, рассказывается о жизни и о повадках диких животных. Животные показаны как на отдыхе, так и во время охоты или игр. Объёмность рисункам придаёт неровность стен пещеры.

Рисунки были цветными, использовались природные красители: красный цвет придавался с помощью охры, для других цветов в распоряжении людей были марганец, каолин, гематит, с добавлением жира животных или разведённые водой.

Древние люди были поистине уникальными художниками, так как смогли создать эти великолепные шедевры, о которых Пабло Пикассо, например, был очень высокого мнения и восторженно о них отзывался.

В комплексе пещер есть зал, в котором на потолках и стенах нарисованы сюжеты с полулюдьми-полузверями. Исследователи считают, что это изображения шаманов, у которых на головах надеты маски животных. Вероятнее всего, именно в таком обличье проводились всевозможные обряды, которыми изобиловал древний мир. Но могло быть и так, что в те времена водились подобные чудища! Существуют легенды, повествующие о том, что в древности были другие виды млекопитающих, и кто знает, что это были за виды. После всевозможных землетрясений, наводнений, ураганов и других катаклизмов многие виды млекопитающих и водных животных вымирали, уступая дорогу следующим ступеням эволюции.

В наше время доступ в пещеру строго регламентирован, постоянно ведутся работы по поддержанию и сохранению уникальной наскальной живописи. В разных музеях мира на тематических выставках демонстрируются копии. А рядом с самой пещерой Альтамира в Испании построен музей – реплика оригинального места, где воспроизведены на стенах некоторые рисунки, передана атмосфера. Здесь можно послушать экскурсовода, рассказывающего (на испанском!) о возникновении и развитии человека, изучить интерактивные экспонаты.

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Летом 2018 года на территории ЭТНОМИРа будет организован – всего четыре яркие смены для детей от 7 до 15 лет. Одна из смен – это погружение в игровой мир разных исторических эпох, от зарождения жизни на Земле до создания футуристического проекта будущего «Оазис-5», совместно с корпорацией «Марс-Тефо» и Космической академией.

Участники смены «Цивилизации» познакомятся с основными историческими этапами развития эпох и изучат поворотные моменты в истории человечества. Приобретут теоретические знания и практические навыки в области древнего искусства наскальной живописи, узелкового письма, освоят азы морского дела и научатся завязывать настоящие морские узлы. Узнают о значении компаса и астролябии, о ключевых научных открытиях и великих изобретениях. Познакомятся с новейшими достижениями в области экологии и охраны окружающей среды. И конечно, проявят свой неповторимый творческий потенциал в разработке проекта «Город будущего», который будет оценён уважаемыми гостями.

История открытия пещеры Альтамира очень интересна и поучительна. Это одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Пещера находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер. Обнаружил изображения на ее стенах и потолке граф Марселино Санз де Саутуола - владелец угодий, на которых находится пещера. Точнее, первой увидела эти изображения его девятилетняя дочь Мария.

В 1879 году, гуляя по пещере, Мария обратила внимание отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала она.

Еще раньше на всемирной выставке в Париже Саутуола познакомился с экспозицией древних предметов, которые мы теперь называем палеолитической мелкой пластикой. Изображения бизонов, которые они увидели в Альтамире, были очень похожи на палеолитических бизонов с выставки.

Саутуола предположил, что живопись Альтамиры принадлежит каменному веку.

Первые сообщения об этом уникальном памятнике вызвали всеобщий интерес.

Но вскоре все крупные специалисты по археологии категорически отвергли доводы Саутуолы в пользу палеолитического возраста живописи. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны современным художником. Ученые не могли поверить, что люди, которых они считали примитивными, могли создать произведения, отличающиеся столь высоким мастерством.

Только почти через 15 лет после смерти Саутуолы официально признали, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

Пещера имеет протяжённость около 300 метров. Она состоит из многочисленных коридоров и залов. По всей длине пещеры стены украшены бесчисленными рисунками.

Рисунки выполнены около 15 тысяч лет назад древесным углём, охрой, которую иногда заменяли красным железняком. Чтобы создать изображения древние художники процарапывали его на стене, а потом раскрашивали. Причём краски разбавлялись в различных пропорциях и это позволяло иметь цвета различной насыщенности.

Неровность поверхности пещеры, которую художники искусно использовали, позволила создавать трёхмерные изображения.

Из живописи Альтамиры наибольшую известность имеет роспись низкого потолка в одном из "залов" пещеры слева от входа.

Из более чем 20 фигур нарисованных здесь животных (в основном, бизонов) большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур.

Совершенство и красота изображений поражают.

Недавние результаты радиоуглеродного датирования отдельных изображений этого потолка показали, что между ними прошло от 200 до 500 лет.

13 тыс. лет назад Альтамиру в результате обвала засыпало камнями, в результате чего она на многие века оказалась скрыта от человеческих глаз.

После того как древность рисунков в пещере признали, она была открыта для посещения, но число желающих посетить Альтамиру оказалось столь велико, что картины стали портиться от дыхания зрителей.

В настоящее время доступ в пещеру ограничен. Лишь несколько человек в сутки по предварительной записи имеют возможность осмотреть эту галерею каменного века. Для посещения Альтамиры требуется специальное разрешение, и все же список очередников растянулся на три года.

Рекомендуем почитать

Наверх