Костёл святого Симеона и святой Елены (Красный костел). Костёл Св

Вьетнам 16.03.2024
Вьетнам

История возведения Красного костела в Минске ярко отражает ситуацию со строительством новых католических храмов на территории северо-западных губерний Российском империи. Ещё во второй половине XIX в. стало очевидно, что костел Имени Пресвятой Девы Марии, бывший кафедральный, который остался единственным католическим храмом в Минске, не в состоянии поместить всех, кто приходит на богослужения. Не очень могли помочь в этом и небольшие филиальные костелы – Пресвятой Троицы на Золотой Горке и Воздвижения Креста Господня на Кальварии. Тем не менее, все попытки католического населения города получить от властей разрешение на возведение нового костёла в Минске не имели успеха вплоть до издания в 1905 г. царского манифеста о свободе совести. Фундаторами нового костёла на пересечении улиц Захарьевской (ныне проспект Ф. Скорины) и Трубной (ул. Берсана) стали известный государственный и политический деятель Эдвард Войнилович и его жена Олимпия, в девичестве Узловская. Новый храм должен был быть освящён под титулом святого Симеона и святой Елены, в память о преждевременно умерших детях фундаторов. Для строительства был выбран проект известного архитектора профессора Варшавской академии искусств Томаша Пайздзерского. В реализации проекта ему помогали архитекторы Владислав Маркони и Генрих Гай. Костел был задуман в стиле неоромантики с элементами готики и сецессии и был рассчитан на 2500 верующих.

25 сентября 1906 года был торжественно освящён краеугольный камень будущего костела. А через четыре года над городом возвысилась многоярусная башня-колокольня нового храма, которая стала символом возрождённой католической веры и вознесла кресты на самую высокую точку в Минске того времени. Такой высоты не достигали даже кресты костёлов XVIII в., когда Минск был городом католических монастырей. Кроме этого, костел святых Симеона и Елены стал самым большим в городе. Величественный храм построили из красного кирпича, что дало ему второе название – Красный костёл. 20 сентября 1910 г. при костеле святых Симеона и Елены был утверждён новый минский приход. В скором времени количество прихожан превысило девять тысяч человек.

День 21 ноября 1910 г. стал подлинным праздником. Должно быть, весь город собрался на звук колоколов «Михаила», «Эдварда» и «Симона», которые провозгласили с высоты костельной башни об освящении нового храма в Минске.

Но радовать минчан боем колоколов Красному костёлу довелось недолго. Уже в 1923 г. почти все ценности храма были экспроприированы, а окончательно костел закрыли в 1932 году, переоборудовав его сначала под Польский театр БССР, а потом – под киностудию. В 1942 г., после реставрации, костел снова открылся для богослужений, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Были предприняты попытки полностью уничтожить храм. В здании снова разместилась киностудия, а потом – Дом кино. Появились пристройки на левом боковом фасаде; сакристии лишились апсид и были соединены полукруглой трёхэтажной пристройкой вокруг главной апсиды. Интерьер разделился перекрытиями, лестницами, перегородками. Всю роспись покрыли побелкой. Ограждение территории костела с входными воротами разобрали. Но именно в таком виде костел был объявлен архитектурным памятником республиканского значения.

Только в 1990 г. костел святых Симеона и Елены возвращается к верующим, и сразу же начинаются реставрационные работы под руководством архитектора Л. Ивановой. На башнях снова возвысились кресты, на сводах и в пресвитерии была расчищена роспись. Система подземных помещений объединила всю территорию между костелом и приходским домом. Теперь тут размещаются часовня Матери Божьей Будславской, большая библиотека, залы. Тут в 1996 г. начал свою работу первый в истории Беларуси Синод Римско-католической Церкви. Именно в честь этого события перед входом в костел появилась бронзовая фигура Архангела Михаила работы скульптора И. Голубева. Бронзовые фасадные вывески при входе в костел и шикарные двери главного портала сделаны скульптором С. Логвином. В 2000 г. была возведена мемориальная колокольня «Колокол Нагасаки» (японский архитектор Марияма) в память о жертвах Чернобыля, Хиросимы и Нагасаки.

Вне зависимости от того, как складываются ваши отношения с религией, Красный костел в Минске (другое название – костел Святых Симеона и Елены) вы вряд ли сможете обделить вниманием. Но не потому, что он входит в топ мест столицы, которые вот уже век уверенно печатают в путеводителях и на почтовых открытках.

И даже не благодаря своему выгодному местоположению – храм располагается на площади Независимости, прямо в центре столицы Беларуси. Просто есть в этом месте нечто такое, от чего захватывает дух и от чего волей-неволей взываешь к небесам. Даже при моем довольно сухом отношении к католичеству, я могу с уверенностью сказать, что это место, соединяющее помпезность и щемящую духовность, стало одним из моих религиозных и архитектурных открытий.

История Красного костела

История этого храма, построенного в неороманском стиле, очень трагичная, но в то же время красивая. Он возводился в период с 1905 по 1908 гг. по заказу и на средства белорусского дворянина и мецената Эдварда Войниловича, бюст которого можно увидеть в самом храме. Спроектировал это сооружение знаменитый по тем временам польский архитектор из Варшавы Томаш Пайздерский.

Костёл назван по имени святых Симеона и Елены в память об умерших в раннем возрасте детях Войниловича – Семёне и Алёне. На экскурсии мне рассказали трогательную легенду: незадолго до смерти девочке приснилась прекрасная церковь; проснувшись, она нарисовала её по памяти. После кончины Алёны, Т. Пайздерский опирался именно на эти детские наброски. Во времена советского режима в церкви находились главный штаб Союза кинематографистов БССР и Музей истории кино. Лишь с 1990 г. в костёле Святых Симеона и Елены стали вновь проводится богослужения.

Интерьер и экстетьер

Как я уже упомянула, Красный костел является типичным представителем неороманского стиля. И возведен он, понятное дело, из красного кирпича, за что и получил своё неофицальное название. С восточной стороны находится башня высотой 50 метров, которая и является центром всей архитектурной композиции. Во дворе церкви можно увидеть внушительных размеров бронзовую скульптуру –архангел Михаил борется с крылатым змеем, а также памятник «Колокол Нагасаки» в честь жертв ядерных катастроф.

Внутри церковь украшают многочисленные витражи и арочные системы.

Вообще костёл Святых Симеона и Елены является не только духовным, но и своеобразным культурным центром: в самом храме или во внутреннем дворе частенько проходят всевозможные спектакли и выставки. Если вы ни разу не слышали орган, то пришло ваше время – этот инструмент звучит тут регулярно, можно просто зайти и послушать.


Расписание служб в Красном костеле

Послушать службу в Красном костеле можно ежедневно, и ведутся они на разных языках. Однако большая часть проходит на белорусском.
В будние дни расписание Красного костела следующее:
07.00, 09.00 (на польском), 12.00, 15.00, 17.00, 19.00.
В воскресенье:
08.00 (на польском), 09.00, 10.00 (на литовском), 11.00, 13.00 (на польском), 15.00 (для детей, для людей с нарушением слуха), 16.00 (на латинском), 17.00, 19.00, 21.00.
Дополнительную информацию можно узнать на сайте .

Как добраться

Точный адрес Красного костела: Советская, 15.

Туристу удобнее всего будет добраться сюда на метро по синей ветке, выходить на станции "Площадь Ленина".


Что еще посмотреть

Красный костёл расположен в центре города, на площади Независимости, поэтому от многих значимых мест рукой подать. В шаговой доступности, например, Дом Правительства Беларуси и подземный ТЦ "Столица" – тут можно довольно бюджетно перекусить или купить что-то из необходимого.



История возникновения Красного костёла в Минске.

Одна из достопримечательностей Минска - костел святых Симеона и Елены, расположенный на площади Независимости, - имеет давнюю и интересную историю. Эта история берет свое начало в конце XIX века, когда минские католики приняли решение о возведении в городе еще одного храма.

Костел Святых Симеона и Елены в Минске , или Красный Костёл ,был построен на средства Эдварда Адама Войниловича, выдающегося белорусского деятеля конца 19 - начала 20 веков.Единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было то, что должен быть принят проект, который они предоставят. Они посвящали его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет.) Так появился проект польских архитекторов Томаша Пайздерского и Владислава Маркони.

Торжественная закладка фундамента состоялась 6 сентября 1906 года, первый камень был заложен ксендзом Казимиром Михалкевичем, настоятелем храма Святой Троицы. Все внутренние работы - скульптурные и камнетесные - выполнялись польским мастером Зигмундом Отто.

Строительные материалы на возведения Красного костёла в Минске выбирались самые качественные: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что даже каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены. Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

Освящён костёл был ксендзом Витольдом Чечотом в ноябре 1910 года, а с декабря начались проводиться службы. Праздник собрал огромное количество людей, причем не только католического вероисповедания.

Строительство храма обошлось Войниловичам в 300 тысяч рублей (в сегодняшнем эквиваленте это порядка 12 млн. долларов).

На фото Костёл Святого Симеона и Елены в Минске, впечатляющий кадр Красного костёла.


Саша Митрахович 15.05.2015 15:18


Основным кредитором строительства костела пожелал быть помещик Эдвард Войнилович, единственным условием Эдварда и его жены Олимпии было принятие проекта, который они предоставят.

Вместе с женой Олимпией он решил посвятить его святым Симеону и Елене в память о своих умерших детях. Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни соответственно в 12 и 18 лет. От сюда и пошло название - Костел Святых Симеона и Елены .

Проект храма был заказан архитектору Томашу Пояздерскому. Участие в создании этого проекта приняли также зодчие В. Маркони и Г. Гай.

Первый камень будущего костела был торжественно освящен ксендзом Михалкевичем в сентябре 1906 года.

На площадку стали поступать самые лучшие строительные материалы: красный кирпич из Ченстохова, а также розовый песчаник и мрамор для алтарей и колонн. Поговаривают, что каждый кирпич был завернут в отдельную бумажку.

Спустя два года крыша храма уже была покрыта черепицей. Внутренней его отделкой занимались скульптор из Варшавы З. Отт и художник Ф. Бруздович.

Новый костел отличался необычной для Минска того времени архитектурой. Ядром композиции стала высокая прямоугольная башня - символ вечной скорби родителей, утративших детей. Две башни поменьше получили имена Симеона и Елены.

Рядом с храмом была построена двухэтажная плебания, а вокруг - каменная ограда.

На фото Красный костёл Минск в вечернем освещении.


Саша Митрахович 19.05.2015 17:17


История костёла Святых Симеона и Елены в советский период:

После 1917 года в жизни минских храмов настали тяжелые времена. Не стал исключением и костел Святых Симеона и Елены. После прихода к власти большевиков костёл Святых Симеона и Елены был разграблен. Однако богослужения в нём продолжались ещё много лет.

В 1923 году он подвергся опустошительному разграблению. Из святыни вынесли мебель, иконы, посуду, часы, чернильницы.

Спустя еще девять лет храм и вовсе закрыли. Поначалу его здание занял Государственный польский театр, а затем киностудия «Советская Беларусь».

После Великой Отечественной войны костел долгое время оставался закрытым. Затем его помещения вновь были переданы киностудии.

В 1975 году здание храма после реконструкции было приспособлено под республиканский клуб кинематографистов - Дом кино. В самой высокой башне размещался музей кинематографии, а главное помещение было разделено на два зала по 250 мест в каждом.

В это же время (70-е годы) комплекс костела получил статус памятника культуры республиканского значения.

На фото вечерний костёл Святых Симеона и Елены .


Саша Митрахович 22.05.2015 08:47


Возвращение храма Римско-католической конфессии произошло в 1990 году.

Спустя шесть лет (1996) кардинал Казимир Свентэк освятил установленную перед ним бронзовую скульптурную композицию Святого Михаила, который пронзает копьём крылатого змея, автора И. Голубева. Эта композиция символизирует победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил, издревле считавшийся покровителем Беларуси, пронзает копьем крылатого змея.

В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки» - напоминание о жертвах ядерных катастроф.

За сто лет своего существования костёл Святого Симеона и Елены в Минске использовался по прямому предназначению меньше полувека: в 1910-1932 гг. и с 1990 года.

В 2006 году в здании костёла были перезахоронены останки его основателя - Эдварда Войниловича.

Костёл Святого Симеона и Елены в Минске сегодня является одной из визитных карточек столицы и включён во многие экскурсионные туры по Беларуси, познавательные туры по Беларуси, туры выходного дня и религиозные туры.

Костел Святых Симеона и Елены в Минске (Белоруссия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Белоруссию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Среди памятников советского конструктивизма, расположенных на площади Независимости в Минске , возвышается красивейшее здание из красного кирпича. Костел Святых Симеона и Елены, построенный здесь в начале 20 века, чудом дошел до наших дней, хоть и не раз рисковал быть разрушенным. Любой человек, посетивший этот храм, выходит из него полным сил и светлых мыслей. Хотя, возможно, этот костел никогда не был бы построен, если бы в жизни известного минского дворянина Эдварда Войниловича не случилась личная трагедия. Храм посвящен его преждевременно ушедшим детям.

История

Войниловичи - один из древнейших шляхетских родов Белорусиии . Эдвард Войнилович был весьма видной политической фигурой и богатым помещиком, но такой высокий статус не мешал ему заниматься благотворительностью и поддерживать белорусское национальное движение. К сожалению, в его семье на рубеже 19 и 20 веков произошло большое горе. В 1887 г. умирает 12-летний сын Симон, а в 1903 г. - 19-летняя дочь Елена. В память о них Войнилович решил построить храм и назвать его в честь святых, покровителей сына и дочери.

Храм из красного кирпича (поэтому и по сей день он также известен как Красный костел), был освящен в 1910 г.

После установления в Минске советской власти костел был разорен. Но богослужения проводились в нем еще несколько лет. В 1932 здание храма передали Польскому театру БССР, спустя еще шесть лет - киностудии. В 1975 г. костел переоборудовали в Дом кино. В башне открыли кинематографический музей, а помещение для богослужений разделили на 2 зала по 250 сидячих мест.

В 1980-х годах существовали планы разрушения храма, которые к счастью не были воплощены в жизнь.

Здание вернули католикам лишь в 1990 г. А спустя шесть лет перед храмом была установлена скульптура Архангела Михаила, пронизывающего копьем змея. В 2006 г. в костел были торжественно перенесены останки его создателя Эдварда Войниловича.

Что посмотреть

Сегодня храм Святых Симеона и Елены - одна из визитных карточек Минска. Он включен в большинство автобусных и пешеходных экскурсионных маршрутов, проходящих через столицу Белоруссии.

Слева от входа в костел стоит колокол Нагасаки. Этот памятник призван напоминать о последствиях ядерных катастроф. Минский колокол - копия знаменитого «Ангела», уцелевшего после атомной бомбардировки Нагасаки. От него тянется тросик, дернув за который каждый желающий может почтить память жертв радиации колокольным звоном.

Главный символ костела - 50-метровая четырехъярусная башня-колокольня в юго-восточной части. Кстати, 2 шатровые малые башни высотой 36 метров поставлены не на главном фасаде, а нетрадиционно - сбоку от алтарной базилики. Высота зала для богослужений достигает 15 метров, ширина фасада составляет 45 метров.

Расположенные в костеле скульптуры принадлежат авторству Зигмунда Отто. Он же разработал амвон, ограждения и бронзовые элементы храма. Создатель великолепной живописи на стенах и сводах, а также оконных витражей - художник Франциск Бруздович.

Практическая информация

Адрес: Минск, пл. Независимости, 15. Веб-сайт .

Ближайшая станция метро: «Площадь Ленина».

Костёл святого Симеона и святой Елены (Красный костёл) — уникальная белорусская достопримечательность. Здание католического храма, построенное в 1910 году из красного кирпича, сразу стало одним из главных религиозных и туристических объектов в Минске.

Его удивительная архитектура асимметрична, но при этом преисполнена гармонии, которую дополняет пылающий цвет красного кирпича. Здесь проводится ряд культурных мероприятий: концерты, спектакли, экскурсии, праздники, а в другие дни можно посетить религиозные службы. Привлекает также интересная и драматичная история его возникновения.

Костёл святого Симеона и святой Елены на панораме — Google Maps

Расписание служб в Красном костеле

Службы проводятся преимущественно на белорусском языке, а 1 час в день на польском. Действует следующее расписание:

  • будние дни: 7:00—19:00;
  • выходные и праздники: 8:00—21:00;
  • Ризница: 8:00—20:00;
  • Воскресная школа: 10:00—20:00.

Для всех желающих присоединиться к службе на расстоянии ведется видеотрансляция . Часовой пояс в в Минске такой же, как и в Москве, при желании смотреть трансляцию, ориентируйтесь по нему.

Концерты и культурные мероприятия

Эдвард Войнилович с самого начала хотел, чтобы задуманное им строение выполняло не только религиозную функцию, но и эстетическую и просветительскую. В итоге здание Красного костела сейчас считается одним из главных символов Минска, а в самом храме, помимо религиозных, проходят ещё и культурные мероприятия.

Регулярно здесь проводятся концерты органной музыки, выставки и экскурсии, связанные с жизнью купца Войниловича и с религиозной тематикой. Также в большом зале воспроизводит религиозные сюжеты театр «Священный огонь», исполняет песни хор «Голос души».

Панорама внутри Красного костела в Минске — Google Maps

Все католические праздники отмечаются с красотой и размахом. Например, незадолго до Рождества храм обильно украшают, что делает его вид еще более впечатляющим. На видном месте горят свечи: сколько стоит свечей, столько недель осталось до Рождества.

История

История Красного костела зародилась чуть больше века назад — в начале XX в. В Минске на тот момент остался только один храм для христиан, и тот уже не вмещал всех прихожан. Остро встал вопрос о строительстве нового религиозного сооружения, но он долго не мог решиться: постоянные проблемы с вопросом его размещения, финансирования и т. д.

Состоятельный купец Эдвард Войнилович, заметив, что в городе возникла такая проблема, решил, что судьба подала ему знак. Он очень рано потерял своих детей: Елене (Алёне) было 18 лет, а младшему, Симону, только 12. Обоих забрала болезнь. При жизни дочери Эдварда однажды приснилась Дева Мария, окружённая ангелами, и указала на некий несуществующий храм. Девушка поспешила схематично нарисовать его и показать отцу.

И вот, спустя годы, убитый горем отец смотрит на этот эскиз и понимает: всё, что теперь он может — достойно почтить память своих детей и помочь своему народу. Он заражается идеей возвести подобное сооружение и в 1904 г. обращается к властям с предложением взять на себя инициативу по возведению нового костела в Минске.

Эдвард ручался взять на себя руководство строительством и его полное финансирование, а в ответ попросил одного: возможности делать всё это без постороннего вмешательства. Ему дали добро и полную свободу. После длительных поисков купец натыкается на работы польского архитектора Томаша Пояздерского.

Он привозит творца на свою родину и начинает работу над храмом, которая продлилась 6 лет. Здание получило 2 названия: Костёл святого Симеона и святой Елены, в честь покровителей погибших детей Войниловича, и Красный костел, ввиду специфичного цвета храма, выполненного из красного кирпича.

В советские годы и в период Второй мировой войны костёл оставался на удивление цел и невредим, разорен, но не осквернен. В военные годы там было разрешено проводить службы, а в годы коммунистического режима здание было культурным центром — в нём обустраивали то театр, то академию, то музей кино. В 1990 году Красный Костёл получил прежний статус католического храма.

Архитектура

Проект костёла святого Симеона и святой Елены был доверен польскому архитектору Томашу Пояздерскому. Войнилович был очарован одной из его предыдущих работ, и в срочном порядке доставил его в Минск. Из Польши пришлось везти не только архитектора, но и материал для строительства — тот самый красный кирпич.

Костел представляет собой смешение стилей, что характерно для архитектуры рубежа XIX—XX вв. Смесь неоготики и модерна дала на выходе актуальный в те годы неороманский стиль. Здание построено как базилика с тремя башнями и пятью нефами.

Трансепт — часть строения, которая делает его крестообразным — выстроен довольно внушительного размера. Фасады и торцы трансепта украшены круглыми окнами в виде цветов под треугольными фронтонами. Крыши — двускатные и четырехскатные.

Основное внимание притягивает прямоугольная четырехъярусная башня-колокольня 50 метров в высоту, возвышающаяся в юго-восточной части сооружения. По бокам алтарной части — еще две 36-метровые башни. С точки зрения классической композиции, это необычное решение: обычно малые башни украшают собой главный фасад, но не в этом случае.

Ещё одним необычным решением стала центральная апсида в форме полуцилиндра. Изначально на её месте было 3 других апсиды, поменьше, но в советские годы здание видоизменили, подстроили под формат академии киноискусств.

Алтарь, ограждения, двери, белые скульптуры детей выполнил скульптор Зигмунд Отто. Уже в девяностых годах у храма появилась 4,5-метровая скульптура архангела Михаила, побеждающего змея, её автор — Игорь Голубев. Живопись на сводах и стенах и идеи для оконных витражей создавал художник Франциск Бруздович.

В 1909 году на главную башню костела были подняты 3 массивных колокола, каждый со своим именем: Михаил, Эдвард и Симеон. Во время реконструкции храма в 2017 году их спускали на землю, и прохожие смогли увидеть их вблизи.

Как добраться до Красного костела в Минске

Костёл найти нетрудно — он находится на Площади Независимости , крупнейшей площади центра города Минска. Если вам удобнее воспользоваться общественным транспортом, то быстрее всего доберетесь до места на метро — нужно доехать до станции «Площадь Ленина» (Московская линия). До площади ходят и автобусы: вам подойдут маршруты № 100, 69, 1, остановка «Площадь Независимости ».

Маршрут до Красного костела от ж/д вокзала Минска пешком — Google Maps

Владельцы автомобиля могут доехать по координатам: 53.896393 , 27.547624 или по адресу ул. Советская 15. Можно воспользоваться услугами такси: работают международные службы Uber, Kiwitaxi, Яндекс.Такси и местные организации.

Видео: аэросъемка Костела святого Симеона и святой Елены в Минске

Рекомендуем почитать

Наверх