Андреевский мужской монастырь. Андреевский монастырь - учительское братство и традиции московского образования

Вьетнам 22.03.2024
Вьетнам

В одноименном переулке, а над ним словно нависают современные железобетонные постройки Президиума РАН, доминирующие в урбанистическом пейзаже Москвы. Обитель сегодня снова действующая, но так было не всегда.

Предшественницей Андреевской обители по известным историческим преданиям являлась существовавшая еще в XIII столетии Преображенская пустынь. Монастырские деревянные постройки, как повествует летопись, в 1547 сгорели дотла в пламени вспыхнувшего пожара.

Позже здесь же в урочище у Воробьевых гор, что называлось Пленницы, был возведен во имя Андрея Стратилата небольшой деревянный храм. Ибо в день, когда церковь чествует великомученика, летом 1591 года многотысячная рать под предводительством крымского хана Казы Гирея внезапно и непредсказуемо бежала от стен Москвы. В середине XVII столетия окольничим Федором Ртищевым, испросившим разрешение царя Алексея Михайловича и получившим его, как и патриаршее благословение, был выстроен здесь храм Преображения Господня и на кошт боярина основан Андреевский монастырь.

Среди поселившихся в обители иноков числились образованные монахи, присланные митрополитом киевским Петром Могилой для обучения грамоте как боярских детей, так и людей простого чина. Из этого явствует, что в стенах обители сложилось целое братство, члены его трудились над переводами и переписыванием книг. При монастыре открылось также училище, где обучали грамоте, философским наукам, риторике, греческому и латинскому языкам. Благодаря Ртищеву была основана библиотека и учреждена школа для отроков различных сословий, учащиеся которой позже были переведены и стали слушателями Славяно-греко-латинской академии, открывшейся при Заиконоспасском монастыре. Переселились туда не только ученики, но и часть монахов, и в начале 80-х годов XVII столетия Андреевский монастырь приписали к вышеозначенной обители.

В период правления Петра I Андреевский монастырь вообще упразднили, а его церкви стали обычными приходскими. На протяжении последующих столетий строения обители использовалось в различных целях: в них располагались приют для детей-подкидышей, богадельня, больница для умалишенных, коммерческое училище, в советское время – дома-коммуны, лаборатория по измерительной технике.

Архитектура монастыря

Основной комплекс обители сооружался в середине XVII века. Его строительство велось под началом зодчего Григория Копыла. Позже появилась каменная надвратная церковь в честь святого Андрея Стратилата, изыскано декорированная изразцами. На месте ранее сооруженного храма Воскресения было начато возведение нового, его освещение произошло в 1703 году. На монастырской территории на средства, пожертвованные графом Шереметьевым, была построена колокольня.

В 20-е годы прошлого века был утрачен некрополь обители, а большая часть монастырских зданий разобрана. Сохранились в Андреевском монастыре строения церкви Андрея Стратилата, собора Воскресения, храма Иоанна Богослова, расположенного в колокольне, и корпусов богадельни.

В 1991 году на территории Андреевского монастыря открылось Патриаршее подворье, а в середине 2013 года оно было преобразовано в мужскую обитель. Все вернулось на круги своя.

Церковное предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, однако ранние документальные свидетельства о ней относятся к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью.

В 1591 году Москва была чудесно избавлена от набега войск крымского хана Казы-Гирея. Битва, в которой защитники города одержали победу, произошла в день памяти мученика Андрея Стратилата (284–305), а вскоре в обители, в благодарность Богу за спасение, был построен деревянный надвратный храм во имя святого мученика.

Особый расцвет Андреевская обитель переживала в XVII столетии, когда боярин Федор Ртищев (†1673), «ближний человек» царя Алексея Михайловича, взялся за устройство в Москве первой школы с преподаванием греческого и славянского языков.

В 1648–1649 годах в столицу были приглашены из Киева образованные монахи-книжники, основавшие ученое братство, которое Ртищев разместил в монастыре под своим попечением, и основал в обители также библиотеку и школу для подростков разных сословий. Членами «Ртищевского братства» были такие известные личности, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В 1648–1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности, построен Воскресенский храм. Строительные работы финансировались из царской казны. В 1675 году деревянный надвратный храм святого Андрея Стратилата был заменен на каменный. Одним из жертвователей на его строительство был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в начале своего монашеского пути подвизавшийся в этой обители. Фасады храма, сохранившие полихромные изразцы работы известного мастера Степана Иванова, по прозвищу Полубес, являют замечательный пример декоративного убранства в московской церковной архитектуре.

В 1689–1701 годах на месте прежнего был построен храм Воскресения Христова (Словущего) в стиле московского барокко, освященный в 1703 году Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня в классическом стиле построена в 1748 году, перестраивалась в 1848 году, после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским, во имя святого апостола Иоанна Богослова (ранее храм в колокольне был освящен во имя Архистратига Божия Михаила).

По царскому указу в обитель принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В 1652 году здесь поселились киевские певчие с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало шестидесяти человек, ученых старцев было не более десяти-пятнадцати. «Ртищевское братство» стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. Ученая братия перешла в Заиконоспасский монастырь, при котором и открылась в 1687 году академия, и сам Андреевский монастырь был тогда приписан к обители Всемилостивого Спаса «за иконным рядом».

Первый раз монастырь упразднили в 1724 году, учредив в нем школу для подкидышей и беспризорных детей. При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен. В 1765 году обитель была вновь упразднена, храмы обратили в приходские. Во время моровой язвы 1771 года на территории бывшего монастыря стали погребать знатных горожан и насельников московских монастырей. Окончательно Андреевский некрополь сформировался в XIX веке, среди его захоронений – могилы членов семей Плещеевых, Щербатовых, Шереметевых.

В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение богадельни «для лиц обоего пола». На средства московского купечества с 1805 года возводились корпуса богадельни по проекту архитектора Ф.К. Соколова. Это учреждение просуществовало больше века, в 1906 году в нем числилось 956 человек. Священники храмов бывшей обители окормляли и призреваемых, и жителей московских слобод, расположенных поблизости.

В 1900 году по инициативе настоятеля храма Воскресения Христова священника Николая Молчанова была открыта церковно-приходская школа, просуществовавшая до упразднения советской властью.

В 1918 году богадельню упразднили, а в ее корпусах разместили дома-коммуны 1-й московской фабрики «Гознак». В 1920–1930-е годы храмы – святого Андрея Стратилата, Воскресенский, Иоанно-Богословский – постепенно закрывали, приспосабливали под различные учреждения, некрополь был полностью уничтожен.

С 1964 года в комплексе строений бывшего Андреевского монастыря обосновалась московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. Для нужд института стали проводиться реставрационные работы.

14 августа 1991 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бывшем Андреевском монастыре было открыто Патриаршее подворье. С 8 марта 1992 года были воз-обновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение было совершено 22 апреля 1992 года.

В 1993 году в обитель переехала незадолго до того воссозданная Синодальная библиотека Московского Патриархата – главное книгохранилище Русской Православной Церкви, ныне носящее имя Святейшего Патриарха Алексия II. Его Святейшество сам открыл и освятил читальный зал библиотеки. Ее фонды насчитывают более 140 тысяч единиц хранения и постоянно пополняются. От Святейшего Патриарха Кирилла регулярно поступают издания, имеющие особую ценность.

В декабре 1996 года правительство Москвы возвратило Церкви комплекс строений Андреевского монастыря в безвозмездное бессрочное пользование. В 1999 году, в продолжение традиций, здесь была открыта негосударственная общеобразовательная школа с преподаванием ряда дополнительных предметов – Закона Божия, церковно-хорового пения, основ православной культуры; одновременно была образована воскресная школа.

На территории монастыря размещены Учебный комитет Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, телеканал «Союз» и другие церковно-общественные учреждения.

Определением Священного Синода от 16 июля 2013 года Патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством Москвы. В настоящее время в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы.

Что есть что в церкви

До конца XVI века обитель называли Преображенской пустынью, а после чудесного бегства войск крымского хана Кызы-Гирея от стен Москвы в 1591 году в день памяти Андрея Стратилата здесь построили деревянный храм в честь этого святого. В 1675 его сменила каменная надвратная церковь, украшенная многоцветными изразцами. С тех пор монастырь называют Андреевским.

Расцвет обители пришелся на середину XVII века, когда по инициативе боярина Федора Ртищева здесь открыли «Учительное братство». Оно объединяло образованнейших монахов того времени. Ртищев вызвал 30 ученых монахов из Киево-Печерской лавры, Межигорского и других монастырей и поселил их на Воробьевых горах. Здесь они занимались переводами, обучали желающих славянской, греческой и латинской грамматикам, риторике, философии и другим наукам. Тогда же в Андреевской обители появилось духовное училище, прообраз Славяно-греко-латинской Академии.

Когда в XVIII веке академию перевели на Никольскую, Андреевский монастырь превратился в заведение для содержания подкидышей.

Путеводитель по архитектурным стилям

Во время эпидемии чумы 1771 года на территории Андреевского монастыря устроили кладбище для родовитых горожан. Там были похоронены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и насельники московских монастырей.

В 1803 году на территории обители разместилась богадельня. Хотя, по словам английского путешественника Уильяма Кокса, в Андреевском монастыре находились «распутные женщины», которые делали веревки для адмиралтейства. Здания богадельни строили много лет и завершили в 1878.

В 1918 году богадельня Андреевского монастыря превратилась в Дом-коммуну 1-й Московской фабрики Госзнак.

В 1923 году закрыли храм Андрея Стратилата, разобрали часть монастырских построек и уничтожили некрополь. В Андреевской церкви устроили школу, в храме Воскресения Христова - клуб.

В 1960-х на территории обители работал Всесоюзный НИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов. В корпусах богадельни жили люди.

Сейчас обитель действует вновь. Тут размещается Синодальная библиотека, действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».

Восстановлены несколько храмов: Воскресения Христова в стиле московского барокко 1689–1701 годов постройки, надвратный храм Андрея Стратилата и церковь Иоанна Богослова, перестроенная в 1865 году на средства купца Михаила Сеткина. А в центре монастырской территории возвышается барочная колокольня с церковью Михаила Архангела, построенная в 1748 году на пожертвования графа С.Б. Шереметева.

Андреевский монастырь на фотографиях разных лет:

А что об Андреевском монастыре знаете вы?

Андреевский мужской монастырь, еще он называется в Пленницах, основан в 1648 на месте сгоревшего в 1547 (согласно преданию, первая обитель была здесь в XIII в.) на правом берегу р. Москвы (в районе современных Воробьевых гор) близким советником царя Алексея Михайловича, гос. деятелем Ф.М.Ртищевым, много сделавшим для развития культуры.

Пригласив из Киева ученых монахов - Епифания (Славинецкого), Арсения (Сатановского), Дамаскина (Птицкого) и Феодосия (Сафановича), организовал первую в Москве школу (т.н. Ртищевское братство), предшественницу Славяно-Греко-Латинской академии. Монахи ученого братства переводили на русский язык иностранные книги. Первоначально монастырь назывался Преображенской пустынью.

В 1675 coopужён каменный надвратный четырехугольный, однокупольный храм святого мученика Андрея Стратилата (на месте одноименного деревянного 1591, построенного по случаю избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в день памяти святого Андрея Стратилата) и монастырь стал называться Андреевским.


До 1764 в храме были приделы святого Феодора Стратилата (по тезоименитству Ф. М. Ртищева) и апостола Андрея Первозванного.



Фасады церкви украшают изразцы работы белорус. мастеров. Очень красивые.


В 1689-1701 Ртищевым в стиле московского барокко построен соборный храм Воскресения Христова в Пленницах (в излучине Москва-реки, около монастыря, сплавлявшиеся по реке бревна складывались в плоты - пленницы или поленницы).

Тёплый храм, построенный в 1689-1703. Бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный декоративной главкой, с трёх сторон охваченный галереей, с крупной апсидой.
Под храмом, вероятно, находится могила основателя монастыря Ф. М. Ртищева.


В 1748 на средства гр. С. Б. Шереметева в центральной части монастырского двора coopужёна в стиле барокко трехъярусная колокольня с храмом архангела Михаила под ней


Храм перестроен в 1848 на средства купца М. Соткина и переосвещен во имя апостола Иоанна Богослова.


церковь с колокольней представляют в Москве редкий образец петровского бакрокко.(не нарышкинского).


В 1725 монастырь закрыт и функционировал до 1730 как заведение для приема и содержания подкидышей и беспризорных детей (прообраз Воспитательного дома). В 1730 возобновлен. В 1765 окончательно упразднён, храмы обращены в приходские.


Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевского монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей.

В 1775 учрежден женский воспитательный работный дом.

В 1803 г. по просьбе Московского купеческого об-ва монастырьрь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 г. (архит. Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 г. (архит. А. С. Каминский). Число призреваемых со 150 чел. в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. В храмах обители служил причт из белого духовенства(вот почему нам встретился монах с непривычной кипельно-белой рясе), окормлявший не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.


В 1918 г. богадельня прекратила существование, в зданиях А. м. разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак.
В 1923 г. храм мч. Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (не была открыта), в 1925 г. в Воскресенской ц. устроили клуб. В храме ап. Иоанна Богослова богослужения совершались до кон. 30-х гг.
Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX вв. (на территории монастыря были погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и др.), в основном уничтожен в 20-х - 40-х гг. XX в.
В 1964 г. здания А. м. поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская гос. контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

С 1967 г. в монастыре велись реставрационные работы (автор проекта - архит. Г. К. Игнатьев).

В 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, в следующем году освящена Воскресенская ц., в которой возобновились богослужения.
В 1996 г. комплекс бывш. Андреевского монастыря был передан РПЦ для размещения Синодальной библиотеки Московского Патриархата.
С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».

Вот. А мы толком ничего и не посмотрели. Только на скамеечке отдохнули. Там лепота.
Рядом ТТК, а тут тишина, красота и зелень.
Мне там очень понравилось.
Изразцами я просто залюбовалась))))

Летом этого года в нашем районе появился полноценный действующий монастырь - Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы (сайт монастыря).

Об истории этого монастыря, успевшего побывать важнейшим центром науки и церковной реформы патриарха Никона, школой, тюрьмой, психиатрической лечебницей, работным домом для распутных женщин, богадельней, клубом для рабочих, учреждением метрологической службы Госстандарта читайте ниже.

Преображенская пустынь

По легенде еще с конца XIII века на берегу Москвы-реки существовал монастырь - «Преображенская пустынь». Первые документальные упоминания о нем содержатся в летописях XVI-го века.

Место основания называлось "пленницы" - по вязавшимся здесь, на берегу Москвы-реки, плотам (от слова "паленницы"). Согласно менее распространенной версии название указывает на то, что здесь содерали "пленников".

Известно, что в 1547 году здесь укрывался от народного бунта Иван Грозный, что совпало по времени с пожаром, прекратившим деятельность монастыря. После пожара монастырь был восстановлен, но стал "убогим домом", куда свощзили для захоронения тела убитых, погибших и безвестных, умерших без покаяния людей. В 1604 году рядом с его маленьким погостом устроили огромное кладбище, на котором захоронили более ста тысяч умерших от голода москвичей и пришлых из окрестных сел и деревень.

При сыне Иоанна Грозного, Федоре Иоанновиче «тишайшем» , возрожденная обитель стала символом и одним из источников победы русского оружия над татарами. 19 августа 1591 года, в день памяти св. мч. Андрея Стратилата, в окрестностях Преображенской обители русские одолели крымского хана Казы-Гирея, пришедшего разорить Москву с 15-тысячным войском. Тогда войско хана расположилось станом в селе Воробьёве, лагерь русских войск был разбит на месте современного Донского монастыря. 19 августа хан отступил, испугавшись орудий, стрелявших со стен Преображенской обители, и конечно, чудотворной иконы Божией Матери "Донская", принесенной тогда в стан русского войска (впоследствии на этом месте возник Донской монастырь).

В благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск Казы-Гирея на полпути между лагерями русских и татарских войск была построена церковь Андрея Стратилата.

Центр образования

В XVII веке "ближний человек" царя Алексея Михайловича Федор Ртищев основал на этом месте монастырь (или восстановил сгоревший монастырь XIII века). Известно, что в 1640 году митрополит Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря для обучения "детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской". Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Б. И. Морозов, архимандрит Новоспасского московского монастыря (будущий Патриарх) Никон. Сведения об основании монастыря содержатся в "Житии милостиваго мужа Феодора Ртищева", написанном неизвестным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.

В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). Строительные работы финансировались из царской казны, а сам монастрь, именовавшийся тогда Преображенским, содержался Ртищевым. В 1648 г. первым настоятелем монастыря стал Досифей, "муж добродетелми украшен", келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря.

Открытие училища и наименование храма во имя апостола Андрея относится к концу ноября 1652 г. Иеромонах Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых уже назвал монастырь Андреевским: "Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна".

По царскому указу в Андреевский монастырь принимали ученых людей, а также священников и диаконов, "в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных". Вскоре при монастыре составилось учёное братство (так называемое Ртищевское братство), которое занималось переводом книг, а с конца ноября 1652 года, когда открылось училище, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. В 1650 г. в монастыре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский), вместе составившие "Лексикон славяно-латинский". В 1652 г. в Андреевом монастыре поселились киевские певчие ("вспеваки") с регентом и композитором Федором Тернопольским. Именно монахи Андреевского монастыря подготовили первое издание Библии, которое увидело свет в Москве на Печатном дворе в 1663 году. В монастыре Ртищев также создает библиотеку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) монастыря Сошествия Св. Духа. Варлаам учил детей польскому и латинскому языкам.

Богадельня

По указу Петра I в 1724 году Андреевская обитель была упразднена, а монахи переведены в Донской монастырь. Храмы стали приходскими, в других постройках по указу разместилась школа для «зазорных детей», то есть незаконнорожденных и подкидышей и тюрьма.

После смерти Петра I, в 1730 году монастырь на некоторое время возобновляет деятельность, и школу, и тюрьму ликвидируют. В 1762 году Синод назначил Андреевкий монастырь временным местом для содержания умалишенных.

В 1764 году после екатерининской реформы обитель упразднили окончательно, часть стены и келий разобрали, храмы обратили в приходские. Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевкого монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей.

В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» женского пола (то есть распутных женщин). В работном доме они вили веревки и канаты для нужд адмиралтейства.

В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 году (архитектор Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 году (архитектор А. С. Каминский). Число содержавшихся в богадельне возросло со 150 человек в 1805 году до 956 в 1906 году. Храмы обители действовали не только для призреваемых в богадельне, но и для жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

До 1917 года при храме Воскресения существовала церковно-приходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова.

Советский период

В 1918 году богадельня прекратила существование, в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году храм Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (но она так и не была открыта), в 1925 году в Воскресенской церкви устроили клуб. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х годов.

Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX веков (на территории Андреевского монастыря были погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы), в основном, был уничтожен в 20-х - 40-х годах. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения.

В 1964 году здания монастыря поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственая контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта.

С 1967 года в Андреевском монастыре велись реставрационные работы (автор проекта - архитектор Г. К. Игнатьев).

В 1991 году указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, а в следующем, 1992 году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения. В 1996 году комплекс бывшего Андреевского монастыря передан церкви для размещения Синодальной библиотеки Московской Патриархии. С 1998 года действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре». Здесь же находятся Институт библейских переводов, Общецерковная аспирантура имени св. равноап. Кирилла и Мефодия, Синодальный информационный отдел Московского Патриархата, а также православный телеканал «Союз».

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы .

Формальный адрес монастыря в наши дни - Андреевская набережная, дом 2. Координаты: 55.71186, 37.57518. Проезд до ст. метро "Ленинский проспект" или "Воробьевы горы"

В монастыре сохранилось три церкви и несколько построек XIX века из комплекса богаделен.


Обозначения

Храмы монастыря:

1. Собор Воскресения Христова в Пленницах

2.Церковь св.ап.Иоанна Богослова (в колокольне)

3.Церковь св.мч. Андрея Стратилата,над восточными воротами

Другие постройки монастыря:

4. Северный корпус богадельни(XIX в.)

5. Южный корпус богадельни(ныне Синоидальная библиотека) (XIX в.)

6. Монастырская постройка

7. Восточный корпус богадельни(начало XIX в.)

Схема территории монастыря с сайта sobory.ru сайта о православной архитектуре sobory.ru

Еще об истории района:

Рекомендуем почитать

Наверх